Смерть-как стадия жизни
Конференция: CCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
CCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Смерть-как стадия жизни
DEATH IS LIKE A STAGE OF LIFE
Salikh Makashev
Student, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Russia, Saratov
Alina Oleynikava
Student, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Russia, Saratov
Evgeniy Nedorezov
Student, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Russia, Saratov
Nikita Khokhlachev
Student, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Russia, Saratov
Аннотация. Данная научная работа посвящена изучению феномена смерти как одной из стадий жизни. Работа основана на анализе философских, психологических и медицинских исследований, а также на анализе религиозных и культурных представлений о смерти в разных культурах. Авторы исследуют вопросы, связанные с определением смерти, ее природой и последствиями для живых существ, а также обсуждает различные аспекты окончания жизни, такие как эмоциональные реакции на смерть. Результаты исследования указывают на то, что смерть является неотъемлемой частью жизненного процесса, и что ее восприятие и понимание сильно зависят от культурных и религиозных факторов.
Abstract. This scientific work is devoted to the study of the phenomenon of death as one of the stages of life. The work is based on the analysis of philosophical, psychological and medical research, as well as the analysis of religious and cultural ideas about death in different cultures. The authors explore issues related to the definition of death, its nature and consequences for living beings, and discuss various aspects of the end of life, such as emotional responses to death. The results of the study indicate that death is an integral part of the life process, and that its perception and understanding are highly dependent on cultural and religious factors.
Ключевые слова: смерть, медицина, религия.
Keywords: death, medicine, religion.
Смерть, как стадия жизни
Смерть — это завершающий этап земной жизни, который является следствием сильных и необратимых нарушений функций всех органов. Существует несколько разновидностей смерти: естественная, которая возникает из-за физиологического изнашивания тканей, старения клеток. А есть патологическая, которая возникает под действием неблагоприятных факторов.
Религия по-своему объясняет, что значит смерть для человека. В основном упор делается на то, что гибель физиологического тела — это не конец, ведь оно является лишь оболочкой души.
Обратимся к христианству. В давние времена, когда люди осознали, что есть смерть, то стали говорить о перерождении души. Многие считали и продолжают считать, что у каждого из нас есть несколько жизней, но уже в другом теле. По мнению христианства, смерти нет, она представляет собой некую подготовку к другой жизни - к вечной жизни рядом с Господом. Таким образом, смерть в христианстве — всего лишь завершение определенного этапа существования души, после которого она продолжает жить и развиваться дальше в раю.
Теперь рассмотрим ту же тему, но в другой религии. Сначала разберемся, что значит смерть с точки зрения философии мусульман. В религии азиатских стран земная жизнь также считается переходным этапом. После её окончания душа попадает на суд, который возглавляют Накир и Мункар. Позже идет высший суд самого Аллаха. Вот только настанет он после того как Вселенная разрушится и полностью исчезнет. Во-вторых, сама смерть, ощущения во время неё, сильно зависят от наличия грехов и веры. Она будет незаметной и безболезненной для истинных мусульман, продолжительной и мучительной для атеистов и неверных. Помимо представителей религиозных конфессий вопрос об окончании жизни на земле поднимали и мыслители. Платон считал, что смерть является результатом отделения души от бренной физической оболочки. Он полагал, что тело, словно клетка для души. В ней забывается о духовном происхождении, а лишь удовлетворяются бесчестные инстинкты. “А очищение - не в том ли оно состоит (как говорилось прежде), чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить, насколько возможно, — и сейчас и в будущем - наедине с собою, освободившись от тела, как от оков? - Совершенно верно, — сказал Симмий. - Но это как раз и называется смертью - освобождение и отделение души от тела? - Да, бесспорно. - Освободить же ее, — утверждаем мы, — постоянно и с величайшею настойчивостью желают лишь истинные философы, в этом как раз и состоят философские занятия - в освобождении и отделении души от тела”. Таким образом, очищение — первопричина, согласно которой умирание считается методом философии. Если истина носит вечный характер, то познать ее может только вечная и неизменная часть человека. Эту часть можно выделить лишь путем отречения от телесного, как и считал Платон: “достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой”.
Начиная с XIX в. началось бурное формирование медицинских технических средств, что благополучно применялись ради более точной констатации смерти. В то же время изучали испытания новых технологий оживления человека. В России первая успешная попытка оживления сердца человека была произведена в 1902 г. доктором А. Кулябко (Томский университет). В 20-е гг. XX в. был сконструирован первая в мире установка для искусственного кровообращения. Она была названа (его создателями С. Брюхоненко и С. Чечелиным) автожектором. В годы Великой Отечественной войны В. Неговский и его коллеги разрабатывали «комплексный метод оживления» организма. Одновременно протекало подробное исследование процессов конечных стадий жизнедеятельности. Неговский выделял пять стадий умирания: преагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая и биологическая смерть.
Различение клинической смерти (обратимой стадии умирания) и биологической смерти (необратимой стадии умирания) явилось устанавливающим для становления реаниматологии — науки, исследующей механизмы умирания и механизмы оживления умирающего организма.
Реанимация — это прямое доказательство научно-технических достижений человека. Хотя между человеком и техническими средствами, им созданными, появляется довольно твердая взаимосвязь. Хайдеггер приводит такое сравнение: «Техническое, в самом широком смысле слова, есть не что иное, как план, созданный человеком, но который, в конце концов, вынуждает человека к действию, независимо от того, желает он того или уже нет».
Система здравоохранения, оборудованная реанимационной техникой, сейчас не способна отказаться от ее применения, зачастую обращая своих больных в бесправные жертвы. Граница между поддержанием жизни и продлением умирания делается такой тонкой, что смерть оказывается долгим механизированным процессом, который технологически сможет тянуться до десяти лет.
В советское время медики пытались не затрагивать смертельно больному пациенту о том, сколько ему осталось. Это было «лжесвидетельство», которое рассчитывалось в пользу человеку. Это обосновывалось психо — эмоциональными факторами веры в излечение и борьбы за существование до последнего. Впрочем, есть случаи, когда подобная неправда во благо приводила к большему вреду, чем к пользе. У пациента могло складываться подозрение к врачу, сомнения в его компетенции — это тоже негативные психологические факторы. Принятие болезни и отношение к ней зависят от эмоционально — психологического склада пациента. Когда З. Фрейд узнал от врача, что у него обнаружен рак, он сказал: "Кто вам дал право говорить мне об этом?" Таким образом, вопрос относительно объявления неизлечимого диагноза пациенту представляется неизбежным и вечным в профессиональной врачебной этике.
Доктор Е. Кюблер-Рос и ее коллеги придерживаются концепции «смерти как стадии роста». Упрощенно это представлено стадиями, которые переживает человек: Первая стадия - "стадия отрицания" ("нет, не я", "это не рак"); вторая - стадия "протест" ("почему я"); третья - стадия "просьба об отсрочке" ("еще не сейчас", "еще немного"), четвертая - стадия "депрессия" ("да, это я умираю"), и заключительная стадия - "принятие" ("пусть будет"). На этапе принятия некоторые люди начинают жить так, как им хотелось бы ранее, когда не хватало времени для яркой жизнь, а теперь они проживают ее «на полную»!
Христианство не приемлет принцип «лжесвидетельства» к умирающим верующим людям.
Эта ложь "лишает личность решающего итогового момента прожитой жизни и тем самым изменяет condition humaine не только жизни во времени, но и в вечности". Ведь в христианстве смерть — дверь между земной жизнью и вечностью.
Однако, невзирая на то, что смерть – это стадия жизни, ее искаженное представление сможет причинить великое множество проблем для человечества. Одна из ключевых проблем – это страх перед смертью, который ведет к разнообразным формам неврозов. Кроме того, представление кончины как некоего исцеления от болезней может стать причиной неадекватного подхода к лечению.
Один из примеров произведения, где смерть рассматривается как стадия жизни, может быть роман "Тонкий мир" Эджарда Херрера. В этом романе главный герой, Торкуэй, переживает множество потерь и смертей, но в конце концов находит просветление и понимание того, что смерть — это естественный процесс, который не имеет ничего плохого, и что мы должны принять его и жить полноценной жизнью, пока можем.
Одной из ключевых тем романа является тоже, что смерть не является концом всего, что она всегда будет частью жизни, и что умирать это значит, переходить к другой форме бытия. В этом смысле, смерть, как стадия жизни, является неотъемлемой частью жизни, и этот роман помогает осознать это утверждение.
Таким образом, роман "Тонкий мир" Эджарда Херрера, иллюстрирует идею о том, что смерть, как часть жизненного цикла, не следует бояться, и что мы должны принимать ее как естественное завершение жизни, чтобы продолжить свое существование на другом уровне бытия.
В заключении хочется сказать, что смерть – это стадия жизни, которую нужно рассматривать и изучать с разных точек зрения. Ее объективность не вызывает сомнений, но субъективное понимание этой фазы – это реальность нашей жизни. Философия, основываясь на этом знании, может помочь людям в более адекватном понимании и принятии смерти.