Становление философской мысли в России
Секция: Философия
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Становление философской мысли в России
Русская философия прошлаgдолгий путь своего развития, она глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре.
Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии:
1. Философия на Руси существует с Х века, характеризующая средневековую мысль, основывающаяся на культуре, включающая в себя совокупность представлений философского, этического, художественного и религиозного характера.
2. Русская философия как самостоятельноеbявление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. Сторонники данной мысли указывают, что данный период предфилософский.
Преподавание философии в России находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. "Польза философии не доказана, а вред возможен", именно так наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова отношение государственной власти к философии [5, с. 43].
В России в ходе ее истории произошло переплетение двух различных типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского, включенного через православие в русское самосознание. Данное сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии [2, с. 174].
Необходимо подчеркнуть, что русская философия также имеет свои особенности. Ключевой темой, установившей нетривиальность русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Данные поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций.
Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту эксцентричность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс эволюционирования европейской культуры.
Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже другихpстран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь [1, с. 143].
«Золотой век» русской философии, именно так именуют XIX столетие в России. Благодаря содержательным идеям, школам и учениям настал классический период в истории русской философии.
Данная эпоха приняла характер универсализма. Философская мысль формировалась внутри художественной литературы. Яркими основателями данного комменсализма являются П. Я. Чаадаев и А.С. Пушкин. Встал явный вопрос о взаимоотношениях Россией с мировым обществом, а также выбором ею социального идеала, форм и путей грядущего развития. Следовательно, данная уния стала незыблемой наследием отечественной духовной культуры. Однако в следствии раскола русской философии образовались два антиподных лагеря-славянофильства и западничества.
Славянофилы исходили из православия, делали упор на самобытный характер развития России, тем временем западники основывались на европейском Просвещении. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. Величайшая их заслуга в том, что духовным явлением является нация.
Прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество [3].
Для почвенников русского народа особой миссией служило спасение всего человечества, они проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической jоснове [4].
Русские мыслители такие как А. Радищев (1749–1802), П. Чаадаев (1794-1856), В. Белинский (1811– 1845), А. Герцен (1812–1870), Н. Чернышевский (1828–1889) и др., имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, сокращая нелегкий и достаточно долгий путь собственного восхождения к высотам философской мысли.
В то же время подобное ученичество, сокращало свободу собственного творчества из-за эпигонства чужому.
Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается внутренней жизненной подвижности и силой воображения, а не определениями и логическими понятиями [6].
Основоположником объединившим научную, социально-историческую, религиозную и ценностно-практическую модели философских систем России является философ В. Соловьев (1853-1900).
Он поднимал вопрос единства мира с человеком.
Данное содействие необходимо для целомудренного единомыслия всего сущего в жизни. Философ В. Соловьев призывает к состраданию, так как именно оно олицетворяет нравственность. Нравственные основания свойственны человеку, а благая жизнь впоследствии свидетельствует о том, каким он должен быть.
В. Соловьев отмечает то, что вопрос философской нравственности и добродетели должен пониматься монументально, аутентичная мудрость организовывается на альтруизме.
Таким образом, Русская философия в христианизированном виде вобрала в себя идеи византийской и античной мысли.
С самого начала она использовала собственный письменный язык, созданный Кириллом и Мефодием в 9 веке.
Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры [3, с. 67].
Русская философская мысль представлена самыми различными направлениями и школами, в ней при решении философских проблем господствовали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка и постоянная устремленность к историческим судьбам России.
Поэтому без постигания отечественного духовного наследия, нельзя понять историю и душу русского народа, концептуализировать место и роль России в мировой цивилизации.