Статья:

Становление философской мысли в России

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Лаврова Е.О. Становление философской мысли в России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(18).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Становление философской мысли в России

Лаврова Елена Олеговна
магистрант, Донской государственный аграрный университет, РФ, п. Персиановский

 

Русская философия прошлаgдолгий путь своего развития, она глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре.

Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии:

1. Философия на Руси существует с Х века, характеризующая средневековую мысль, основывающаяся на культуре, включающая в себя совокупность представлений философского, этического, художественного и религиозного характера.

2. Русская философия как самостоятельноеbявление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. Сторонники данной мысли указывают, что данный период предфилософский.

Преподавание философии в России находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. "Польза философии не доказана, а вред возможен", именно так наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова отношение государственной власти к философии [5, с. 43].

В России в ходе ее истории произошло переплетение двух различных типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского, включенного через православие в русское самосознание. Данное сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии [2, с. 174].

Необходимо подчеркнуть, что русская философия также имеет свои особенности. Ключевой темой, установившей нетривиальность русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Данные поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций.

Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту эксцентричность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс эволюционирования европейской культуры.

Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже другихpстран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь [1, с. 143].

«Золотой век» русской философии, именно так именуют XIX столетие в России. Благодаря содержательным идеям, школам и учениям настал классический период в истории  русской философии.

Данная эпоха приняла характер универсализма. Философская мысль формировалась внутри художественной литературы. Яркими основателями данного комменсализма являются П. Я. Чаадаев и А.С. Пушкин. Встал явный вопрос о взаимоотношениях Россией с мировым обществом, а также выбором ею социального идеала, форм и путей грядущего развития. Следовательно, данная уния стала незыблемой наследием отечественной духовной культуры. Однако в следствии раскола русской философии образовались два антиподных лагеря-славянофильства и западничества.

Славянофилы исходили из православия, делали упор на самобытный характер развития России, тем временем западники основывались на европейском Просвещении. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. Величайшая их заслуга в том, что духовным явлением является нация.

Прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество [3].

Для почвенников русского народа особой миссией служило спасение всего человечества, они проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической jоснове [4].

Русские мыслители такие как А. Радищев (1749–1802), П. Чаадаев (1794-1856), В. Белинский (1811– 1845), А. Герцен (1812–1870), Н. Чернышевский (1828–1889) и др., имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, сокращая нелегкий и достаточно долгий путь собственного восхождения к высотам философской мысли.

В то же время подобное ученичество, сокращало свободу собственного творчества из-за эпигонства чужому.

Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается внутренней жизненной подвижности и силой воображения, а не определениями и логическими понятиями [6].

Основоположником объединившим научную, социально-историческую, религиозную и ценностно-практическую модели философских систем России является философ В. Соловьев (1853-1900).

Он поднимал вопрос единства мира с человеком.

Данное содействие необходимо для целомудренного единомыслия всего сущего в жизни. Философ В. Соловьев призывает к состраданию, так как именно оно олицетворяет нравственность. Нравственные основания свойственны человеку, а благая жизнь впоследствии свидетельствует о том, каким он должен быть.

В. Соловьев отмечает то, что вопрос философской нравственности и добродетели должен пониматься монументально, аутентичная мудрость организовывается на альтруизме.

Таким образом, Русская философия в христианизированном виде вобрала в себя идеи византийской и античной мысли.

С самого начала она использовала собственный письменный язык, созданный Кириллом и Мефодием в 9 веке.

Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры [3, с. 67].

Русская философская мысль представлена самыми различными направлениями и школами, в ней при решении философских проблем господствовали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка и постоянная устремленность к историческим судьбам России.

Поэтому без постигания отечественного духовного наследия, нельзя понять историю и душу русского народа, концептуализировать место и роль России в мировой цивилизации.

 

Список литературы:
1. Замалеев, А. Ф. «Русская религиозная философия. XI-XX вв.» / А.Ф. Замалеев. - М.: Издательство СПбГУ, 2012. - 208 c. –[Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL: https://ru.b-ok.org/book/3202932/1b76fe (Дата обращения 19.06.2019).
2. История русской философии. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 640 c. –[Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL: https://uchebnikfree.com/filosofiya-russkaya/istoriya-russkoy-filosofii-ucheb-dlya-vuzov.html (Дата обращения 16.06.2019).
3. Каверин, Б.Д., Демидов, И.В. «Философия в вопросах и ответах». –[Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL: https://studfiles.net/preview/3053043/page:43/ (Дата обращения 21.06.2019).
4. Недзвецким, В.А. «Типология русской литературной критики, разра-ботанная В.А. Недзвецким»–[Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL: https://studfiles.net/preview/3600507/page:17/ (Дата обращения 22.06.2019).
5. Спиркин, А.Г. «Философия» / А.Г. Скрипкин. – М.: Юрайт, 2014. - 830 с. –[Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php (Дата обраще-ния 19.06.2019).
6. Шевчук, Д. А. «Философия: конспект лекций: Славянофилы и западники». –[Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL: https://studref.com/566555/filosofiya/slavyanofily_zapadniki (Дата обращения 21.06.2019).