Управление проектами в сфере киноиндустрии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Управление проектами в сфере киноиндустрии
Аннотация. В статье исследуется киноиндустрия, и возможности внедрения управления проектами в эту сферу. Обосновывается необходимость применения управления проектами и менеджмента в съемочных процессах с целью повышения их эффективности.
Abstract. In the article study cinema industry, and possibilities of introduction of management is investigated by projects in this sphere. The necessity of application of management is grounded by projects and management in shooting with the purpose of increase of their efficiency.
Ключевые слова: управления проектами, менеджмент, киноиндустрия.
Keywords: project management, management, cinema industry.
Интерес к взаимоотношениям между кино и менеджментом в Казахстане усилился в последние годы. Это напрямую связано с признанием экономической важности индустрии кино и искусства. Грамотный менеджмент способен вывести творческие индустрии на качественно новый уровень. В течение последних десяти лет в Казахстане было реализовано множество кинопроектов. За это время специалисты успели оценить важность проектного подхода к управлению в сфере кино, так как с его помощью можно выявить и реализовать её ресурсный потенциал.
В настоящее время в Казахстане рынок культурных благ и услуг для населения продолжает развиваться. Проектная деятельность в сфере культуры развита слабо и носит преимущественно стихийный характер. По мнению известного российского культуролога Булавиной Д.М., это связано с «отсутствием значительной научной и учебно-методической базы для подготовки менеджеров в сфере культуры, владеющих знаниями и навыками проектного управления» [1, c. 27].
Однако зарубежный опыт показывает, что культурная сфера может обладать значительным экономическим потенциалом. Применение проектного подхода в Казахстане способно активизировать взаимодействие с институтами государственного, коммерческого и некоммерческого секторов и привлечь дополнительные ресурсы в сферу кино. Это может решить проблемы, существующие в настоящее время и создать в Казахстане цивилизованный рынок кино для населения.
До недавнего времени, под проектом в Казахстанской практике понималась совокупность документации, отражающей организационные, технологические, планировочные, конструктивные решения в областях производства и промышленности. В большей мере проекты были распространены в сфере строительства. Переход к проектно-ориентированному управлению стал возможен благодаря широкому распространению научной теории проектного управления, который «постепенно внедряется в практику управления организациями в различных сферах» [2, c. 9].
Проектный подход позволяет привлекать к организации съемок кино различные инстанции. Взгляд на кино как на проект, имеющий заинтересованных лиц в государственных, коммерческих, общественных институтах, позволяет значительно расширить ресурсную базу мероприятия. Проблема ресурсного обеспечения культурного мероприятия может быть решена благодаря проектному подходу. Возможными источниками финансовых, материальных, трудовых ресурсов для организации культурного мероприятия могут быть: органы государственной власти, коммерческие компании, организации некоммерческого сектора. [4, c. 75]
В последнее время большую актуальность приобрел вопрос необходимости сотрудничества с органами государственной власти на различных уровнях (федеральные и муниципальные органы, районные департаменты культуры и т.д.). Как правило, государственные культурные институты ограничены в ресурсах и не имеют свободных средств на финансирование сторонних проектов. В то же время, сотрудничество с органами государственной власти позволяет приобрести статус государственного мероприятия, что улучшает репутацию проекта и привлекает других потенциальных спонсоров и меценатов.
В Казахстане более значимым источником финансирования кино является корпоративный сектор. Бизнес, по сравнению с другими формами внебюджетной поддержки, распространенными за рубежом (пожертвованиями частных лиц, грантами благотворительных фондов и т.д.), в Казахстане обладает большими возможностями. Крупные компании (Астана Банк, Сбербанк, Альфа-Банк, Казахстанские филиалы международных компаний и т.д.) регулярно занимаются спонсорством и благотворительностью.
Практика оказания материальной, финансовой и информационной поддержки культурных проектов со стороны бизнеса получила широкое распространение за рубежом. Поддержка социокультурной сферы является частью программ корпоративной социальной ответственности бизнеса. Также известны примеры долгосрочных спонсорских отношений между коммерческими компаниями и культурными, спортивными, образовательными мероприятиями. Так, компания Samsung с 1988 года является спонсором Олимпийских игр, а Skoda спонсирует Чемпионат Мира по хоккею с 1993 года.
В Казахстане активность спонсорской и благотворительной деятельности невысока по нескольким причинам. Это связано с «отсутствием устойчивых традиций спонсорства и благотворительности, нестабильной экономической ситуацией, отсутствием стимулирующей государственной политики, неэффективной фандрайзинговой работой организаций культуры» [3, c. 56]. В то же время, исследователи положительно оценивают потенциал коммерческого сектора в развитии спонсорской и благотворительной деятельности.
Существуют различные способы поддержки культурных мероприятий заинтересованными лицами. Среди них можно выделить: спонсорство, инвестирование, меценатство, партнерство.
Спонсорство – деятельность по оказанию финансовой поддержки мероприятиям физическими и юридическими лицами. В отличие от инвестирования, спонсорство осуществляется без цели получения выгоды или участия в получении прибыли. Наиболее вероятно, что спонсор получит рекламу своего товара со стороны организаторов мероприятия в обмен на финансовую поддержку. Инвестирование, осуществляемое с целью участия в получении прибыли, также является одним из источников финансовых ресурсов и распространено за рубежом, однако данная форма в Казахстане не получила широкого распространения.
Меценатство, в отличие от спонсорства и инвестирования, предполагает финансирование культурных проектов на безвозмездной основе. Партнерство, как правило, не предполагает передачи денежных средств на каких-либо условиях. Партнерские отношения между проектными командами и различными организациями основаны на обмене производимыми товарами и услугами, предоставлении волонтерских ресурсов и информационной поддержки. Таким образом, участие заинтересованных в проекте сторон может происходить в разнообразных формах.
Период экономического спада, как правило, характеризуется снижением спроса на культурные услуги. В кризисные и посткризисные периоды поддержка культурных проектов со стороны заинтересованных лиц в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах позволяет поддерживать качество культурных проектов, их доступность для различных социальных слоев, что актуально в современных Казахстанских реалиях.
Команда проекта проводит соревнования по современным танцевальным направлениям с участием иностранного профессионального жюри. В 2015 году проект столкнулся с экономическими проблемами. Рост курсов иностранных валют привел к повышению заработной платы иностранного жюри, что вынудило организаторов повысить цены на услуги. Была повышена цена регистрационного взноса для участников и цена билета для зрителей.
На фоне возможного снижения спроса на рынке культурных услуг, рост цен на услуги проекта может привести к сокращению аудитории мероприятия и нерентабельности проекта. Именно проектный подход может предложить решение, которое позволит отказаться от повышения цен на участие в мероприятии. Привлечение заинтересованных лиц (спонсоров, меценатов, инвесторов) позволяет обеспечить проект финансовыми ресурсами для покрытия дополнительных расходов, возникших в результате роста курса валют в 2015–2016 гг.
Таким образом, проектно-ориентированный подход к управлению в сфере культуры имеет большой потенциал и способен вывести культурные проекты на качественно новый уровень. Одной из важных особенностей проектного подхода является возможность сотрудничества институтов (культурных, коммерческих, государственных) в реализации проекта, что позволяет привлечь дополнительные материальные, финансовые, человеческие ресурсы, что особенно важно для культурных проектов в периоды экономических спадов.