Гитарный оркестр в мировой музыкальной культуре
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Гитарный оркестр в мировой музыкальной культуре
Сведения о деятельности гитарных оркестров появились в конце XIX века, как о разновидности неаполитанского оркестра. Основу такого оркестра составляли мандолины и гитары. Однако постепенно гитарный оркестр становится самостоятельной формой музицирования в любительских сообществах музыкантов (Интернациональный союз гитаристов, Американское Гитарное Общество).
Несовершенство конструкции инструментов, материала струн и методов настройки, а также, зачастую, невысокий уровень владения исполнителями техническими и красочными возможностями гитары приводил к неоднозначным отзывам о качестве звучания такого состава. Известный композитор Г. Берлиоз крайне резко высказывался о прослушанном выступлении небольшого любительского оркестра: «звук 12-ти гитар одного строя почти смешон» [2, с. 197]. Подобные отзывы неоднократно находили поддержку и других музыкантов. Так гитарист и историк гитары В.А. Русанов подчеркивает особенности звучания несовершенных инструментов: при «не одинаково точных грифах и струнах гитары, играющие в унисон, непременно должны давать впечатление расщепленности звуков» [2, с. 221].
Дальнейшее непрерывное совершенствование конструкции инструмента и исполнительской техники привело к тому, что гитарный оркестр сейчас является признанной исполнительской формой во всем мире. Однако говорить о профессионализации такого оркестра преждевременно. В мире существует всего несколько гитарных оркестров, которые заявляют о своей профессиональной деятельности (Orange County Guitar Orchestra (США), Niibori Guitar Orchestra A-group (Япония), Санкт-Петербургский гитарный оркестр (Россия)). Подавляющее большинство гитарных оркестров позиционируются как форма коллективного музицирования учащихся (студентов) музыкальных учебных учреждений или просто любителей гитары.
В XX веке широкое распространение получили досуговые объединения гитаристов, включавшие в свою структуру коллективное музицирование в форме гитарного оркестра. Такую структуру имеют и крупные общенациональные сообщества по всему миру (The Guitar Foundation of America, Asociación Guitarrística de Rosario (Аргентина), The Hawaiian Steel Guitar Association (Гаваи), Guitar Association of New Zealand (Новая Зеландия)), и небольшие городские досуговые обьединения (Oxford Guitar Society, Bristol Classical Guitar Society и др.). Кроме того, в некоторых европейских странах традиционно гитарный оркестр действует при каждом музыкальном учебном заведении. Например, в Швеции количество учебных и любительских гитарных оркестров доходит до ста пятидесяти.
Особое распространение гитарные оркестры получили в системе досуговых объединений Японии. Целенаправленная деятельность японского преподавателя гитары Хироки Ниибори с начала 60-х годов привела к повсеместному распространению гитарных оркестров. Обучение по системе Х. Ниибори изначально строилось на коллективном музицировании. Им была создана сложнейшая структура сообществ (любительских, учебных, профессиональных), основу деятельности которых составляло исполнительство в гитарном оркестре. Оркестры Ниибори характеризуются высоким исполнительским и техническим мастерством и до сих пор ведут активную творческую деятельность. Они выступали в Лондоне, Японии, Польше, Австралии, Испании, Австрии и др. со многими выдающимися гитаристами (Луиза Валькер, Казухито Ямашита, Мария Луиза Анидо, Г. Беренд, Шин-иши Фукадо, Хорхе Кардосо и пр). Также в 90-х годах были выпущены двадцать выпусков записи лучших выступлений гитарных оркестров «Niibori Sound Best 20». На выступлениях состав оркестра насчитывает до четырехсот исполнителей на одной сцене. Подробно работу с гитарными оркестрами и основы собственной образовательной методики Хироки Ниибори описывает в книгах «Guitar Orchestra Master Text» (2003) и «Contemporary Guitar Method» (2006).
Также сводный гитарный оркестр традиционно является частью программы музыкальных фестивалей и творческих гитарных школ по всему миру (Виртуозы гитары (Россия), Adelaide Guitar Festival (Австралия), Bihac Guitar Summer School (Босния и Герцеговина), Karlovac International Summer Guitar School (Хорватия)). Это позволяет решать ряд образовательных и коммуникативных задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятий и представить продукт творческой деятельности в качестве результата.
Функции гитарного оркестра как формы любительского музицирования во многом схожи с функциональной системой творческой активности в социально-культурной деятельности в целом, которая рассматривается в исследованиях Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. [3], Аванесовой Г. А. [1]. Гитарный оркестр выполняет функции коммуникации, образования, информационного просвещения, рекреации, культуротворчества, а также социализирующую функцию, которую особо подчеркивает в своей монографии Хвостова И.А. [5]. Таким образом, деятельность гитарных оркестров направлена на самосовершенствование исполнителей, коммуникативную и социальную активизацию участников коллектива, создание условий для совместного досуга и творчества.
За более чем сто лет исторического развития данной исполнительской формы накоплен значительный репертуар оригинальных произведений для гитарного оркестра. Он создается как профессиональными композиторами (Р. Диенс, Л. Брауэр, Д. Дюарт) так и самими руководителями оркестров (Н. Кошкин, О. Эрикссон). Кроме оригинальных произведений, основу репертуара оркестров составляют переложения произведения мировой классики и обработки национальной музыки.
Инструментарий гитарного оркестра включает преимущественно классические гитары. Они имеют много тесситурных разновидностей (пикколо, сопранино, сопрано, альт, бас, контрабас) Кроме того, в соответствии от творческой потебности и материальных возможностей в оркестр могут включаться 7-ми, 12-ти струнные инструменты, чембало-гитары, электро-гитары, гитаррон (Guitarron) и прочие. Руководители гитарных оркестров проводят значимую работу по расширению тембральных возможностей и диапазона звучания оркестра. Например, на протяжении пятидесяти лет Х. Ниибори сотрудничал с известными гитарными мастерами, которые специально для гитарных оркестров Ниибори конструировали и производили более двадцати пяти видов гитар высоко качества. Также в состав оркестров в соответствии с творческим замыслом композитора или руководителя могут включаться мелодические (флейта, скрипка и пр.) и ударные инструменты.
Таким образом, за время исторического развития исполнительской формы гитарного оркестра накоплен значимый образовательный и методический опыт, создан оригинальный репертуар и архив переложений для такого состава, разработаны тесситурные и типовые разновидности инструментов. Это свидетельствует о перспективном развитии гитарного оркестра в сторону профессионализации и повышения исполнительского качества.