Статья:

Гитарный оркестр в мировой музыкальной культуре

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Толочкова Е.В. Гитарный оркестр в мировой музыкальной культуре // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56725 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гитарный оркестр в мировой музыкальной культуре

Толочкова Екатерина Витальевна
магистрант Московского государственного института культуры, РФ, г. Химки

 

Сведения о деятельности гитарных оркестров появились в конце XIX века, как о разновидности неаполитанского оркестра. Основу такого оркестра составляли мандолины и гитары. Однако постепенно гитарный оркестр становится самостоятельной формой музицирования в любительских сообществах музыкантов (Интернациональный союз гитаристов, Американское Гитарное Общество).

Несовершенство конструкции инструментов, материала струн и методов настройки, а также, зачастую, невысокий уровень владения исполнителями техническими и красочными возможностями гитары приводил к неоднозначным отзывам о качестве звучания такого состава. Известный композитор Г. Берлиоз крайне резко высказывался о прослушанном выступлении небольшого любительского оркестра: «звук 12-ти гитар одного строя почти смешон» [2, с. 197]. Подобные отзывы неоднократно находили поддержку и других музыкантов. Так гитарист и историк гитары В.А. Русанов подчеркивает особенности звучания несовершенных инструментов: при «не одинаково точных грифах и струнах гитары, играющие в унисон, непременно должны давать впечатление расщепленности звуков» [2, с. 221].

Дальнейшее непрерывное совершенствование  конструкции инструмента и исполнительской техники привело к тому, что гитарный оркестр сейчас является признанной исполнительской формой во всем мире. Однако говорить о профессионализации такого оркестра преждевременно. В мире существует всего несколько гитарных оркестров, которые заявляют о своей профессиональной деятельности (Orange County Guitar Orchestra (США), Niibori Guitar Orchestra A-group (Япония),  Санкт-Петербургский гитарный оркестр (Россия)). Подавляющее большинство гитарных оркестров позиционируются  как форма коллективного музицирования учащихся  (студентов) музыкальных учебных учреждений или просто любителей гитары.

В XX веке широкое распространение получили досуговые объединения гитаристов, включавшие в свою структуру коллективное музицирование в форме гитарного оркестра. Такую структуру имеют и  крупные общенациональные сообщества по всему миру (The Guitar Foundation of America, Asociación Guitarrística de Rosario (Аргентина), The Hawaiian Steel Guitar Association (Гаваи), Guitar Association of  New Zealand (Новая Зеландия)), и небольшие городские досуговые обьединения (Oxford Guitar Society, Bristol Classical Guitar Society и др.). Кроме того, в некоторых европейских странах традиционно гитарный оркестр действует при каждом музыкальном учебном заведении. Например, в Швеции количество учебных и любительских гитарных оркестров доходит до ста пятидесяти.

Особое распространение гитарные оркестры получили в системе досуговых объединений Японии. Целенаправленная деятельность японского преподавателя гитары Хироки Ниибори с начала 60-х годов привела к повсеместному распространению гитарных оркестров. Обучение по системе Х. Ниибори изначально строилось на коллективном музицировании. Им была создана сложнейшая структура сообществ (любительских, учебных, профессиональных), основу деятельности которых составляло исполнительство в гитарном оркестре. Оркестры Ниибори характеризуются высоким исполнительским и техническим мастерством и до сих пор ведут активную творческую деятельность. Они выступали в Лондоне, Японии, Польше, Австралии, Испании, Австрии и др. со многими выдающимися гитаристами (Луиза Валькер, Казухито Ямашита, Мария Луиза Анидо, Г. Беренд, Шин-иши Фукадо, Хорхе Кардосо и пр). Также  в 90-х годах были выпущены двадцать выпусков записи лучших выступлений гитарных оркестров «Niibori Sound Best 20». На выступлениях состав оркестра насчитывает до четырехсот исполнителей на одной сцене. Подробно работу с гитарными оркестрами и основы собственной образовательной методики Хироки Ниибори описывает в  книгах «Guitar Orchestra Master Text» (2003) и «Contemporary Guitar Method» (2006).

Также сводный гитарный оркестр традиционно является частью программы музыкальных фестивалей и творческих гитарных школ по всему миру (Виртуозы гитары (Россия), Adelaide Guitar Festival (Австралия), Bihac Guitar Summer School (Босния и Герцеговина), Karlovac International Summer Guitar School (Хорватия)). Это позволяет решать ряд образовательных и коммуникативных задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятий и представить продукт творческой деятельности в качестве результата.

Функции гитарного оркестра как формы любительского музицирования во многом схожи с функциональной системой творческой активности в социально-культурной деятельности в целом, которая рассматривается в исследованиях Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. [3], Аванесовой Г. А. [1]. Гитарный оркестр выполняет функции коммуникации, образования, информационного просвещения, рекреации, культуротворчества, а также социализирующую функцию, которую особо подчеркивает в своей монографии Хвостова И.А. [5]. Таким образом, деятельность гитарных оркестров направлена на самосовершенствование исполнителей, коммуникативную и социальную активизацию участников коллектива, создание условий для совместного досуга и творчества.

За более чем сто лет исторического развития данной исполнительской формы накоплен значительный репертуар оригинальных произведений для гитарного оркестра. Он создается как профессиональными композиторами (Р. Диенс, Л. Брауэр, Д. Дюарт) так и самими руководителями оркестров (Н. Кошкин, О. Эрикссон). Кроме оригинальных произведений, основу репертуара оркестров составляют переложения произведения мировой классики и обработки национальной музыки.

Инструментарий гитарного оркестра включает преимущественно классические гитары. Они имеют много тесситурных разновидностей (пикколо, сопранино, сопрано, альт, бас, контрабас) Кроме того, в соответствии от творческой потебности и материальных возможностей в оркестр могут включаться 7-ми, 12-ти струнные инструменты, чембало-гитары, электро-гитары, гитаррон (Guitarron) и прочие. Руководители гитарных оркестров проводят значимую работу по расширению тембральных возможностей и диапазона звучания оркестра. Например, на протяжении пятидесяти лет Х. Ниибори сотрудничал с известными гитарными мастерами, которые специально для гитарных оркестров Ниибори конструировали и производили более двадцати пяти видов гитар высоко качества. Также в состав оркестров в соответствии с творческим замыслом композитора или руководителя могут включаться мелодические (флейта, скрипка и пр.) и ударные инструменты.

Таким образом, за время исторического развития исполнительской формы гитарного оркестра накоплен значимый образовательный и методический опыт, создан оригинальный репертуар и архив переложений для такого состава, разработаны тесситурные и типовые разновидности инструментов. Это свидетельствует о перспективном развитии гитарного оркестра в сторону профессионализации и повышения исполнительского качества.

 

Список литературы:
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации  / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 235 с.
2. Заяицкий С. Сообщения Интернационального Союза гитаристов. – М.: Типо-литография А.В. Васильева и К., 1902. – 268 с.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
4. Оркестр Ниибори [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niibori-music.com.html (дата обращения: 23.07.19) 
5. Хвостова И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика. Монография. – Тамбов: Першина, 2004. – 209 с.