Анализ доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 2018-2020гг.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Анализ доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 2018-2020гг.
ANALYSIS OF INCOME AND EXPENDITURE OF THE BUDGET OF THE KRASNODAR TERRITORY FOR 2018-2020
Dominika Gurchiani
Student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. В статье на основе официальных данных консолидированного бюджета Краснодарского края за период трех последних лет, был проведен сравнительный анализ доходной и расходной частей.
Abstract. Based on official data on the consolidated budget of the Krasnodar Territory for the last three years, the article conducted a comparative analysis of revenue and expenditure.
Ключевые слова: консолидированный бюджет, доходы, расходы, денежные средства, динамика, дефицит, профицит.
Keywords: consolidated budget, income, expenses, cash.
Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, их заинтересованность в самостоятельном исполнении собственного бюджета и поиск источников формирования доходной части бюджета является одной и приоритетных задач региональных властей и основной целью федеральной финансовой политики. Экономическое развитие РФ в последние годы сформировало предпосылки для перехода к концепции бюджета, сбалансированного на основе долгосрочной оценки ситуации, что позволяет формулировать стратегические цели и решать масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов. Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ), доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. Одним из наиболее действенных механизмов, при помощи которого государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, направленный на совокупность финансовых отношений - финансовую систему, главным звеном которой являются бюджеты публично-правовых образований. Именно посредством финансовой системы государство в целом и его субъекты образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государство и его субъекты функций [1]. Рассмотрим более подробно и сравним доходы бюджета Краснодарского края на протяжении трех последних лет, а именно с 2018г. по 2020г. (таблица 1).
Таблица 1.
Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края за 2018-2020 гг., млн руб. [4]
Анализируя доходную часть бюджета Краснодарского края, представленную в таблице 1, прежде всего, необходимо отметить общий рост доходов. Данный рост выражается в увеличении общей суммы налога на прибыль (темп роста 18,20%), налога на имущество физических лиц (темп роста 17,97%) и транспортного налога с физических лиц (темп роста 15,13%). Уменьшение показывает только один налог – транспортный налог с организаций (темп уменьшения 5,94%).
Рассмотрим структуру фактических доходов бюджета за 2019-2020гг. (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура фактических доходов бюджета за 2019-2020гг., % [4]
Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что в 2019 и 2020гг. наибольшую долю в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц (2019г. – 24,38%, 2020г. 24,87%), на втором месте налог на прибыль организации (24,38% и 20, 35% соответственно), заканчивает тройку лидеров налог на имущество организаций (12,84% и 11,54% соответственно).
Рассмотрим далее расходы консолидированного бюджета Краснодарского края (таблица 2).
Таблица 2.
Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края за 2018-2020 гг., млн руб. [4]
Показатель |
01.05.2018 |
01.05.2019 |
01.05.2020 |
|
Назначено млн. руб. |
Назначено млн. руб. |
Назначено млн. руб. |
Динамика, % |
|
Всего расходов |
300 000,21 |
334 575,32 |
388 839,09 |
116,22 |
Общегосударственные вопросы |
20 437,90 |
22 770,00 |
27 139,74 |
119,19 |
Национальная оборона |
258,88 |
282,04 |
288,92 |
102,44 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3 769,78 |
4 693,66 |
4 519,81 |
96,30 |
Национальная экономика |
49 045,37 |
58 563,09 |
66 011,62 |
112,72 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
18 320,34 |
20 028,33 |
22 115,91 |
110,42 |
Охрана окружающей среды |
284,77 |
411,77 |
322,54 |
78,33 |
Образование |
79 286,42 |
90 072,99 |
101 532,50 |
112,72 |
Культура, кинематография |
11 729,00 |
11 617,62 |
13 138,24 |
113,09 |
Здравоохранение |
25 071,57 |
29 071,35 |
42 760,75 |
147,09 |
Социальная политика |
69 405,13 |
75 595,89 |
88 994,62 |
117,72 |
Физическая культура и спорт |
10 262,29 |
10 849,47 |
13 643,81 |
125,76 |
Средства массовой информации |
913,22 |
908,11 |
990,82 |
109,11 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
9 155,72 |
6 982,16 |
3 967,87 |
56,83 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы российской федерации |
2 059,84 |
2 728,86 |
3 411,93 |
125,03 |
Анализируя расходную часть бюджета Краснодарского края, представленную в таблице 2, прежде всего, необходимо отметить общий рост расходов. Данный рост выражается в увеличении общей суммы расходов на здравоохранение (темп роста 47,09%), физическую культуру и спорт (темп роста 25,76%), а замыкают тройку лидеров межбюджетные трансферты (темп роста 25,03%).
Рассмотрим структуру фактических расходов бюджета за 2019-2020гг. (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура фактических расходов бюджета за 2019-2020гг., % [4]
Анализируя данные рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольшую часть в расходах занимает показатель образование (2019г.-29,35%, 2020г.-28,95%), социальная политика (29,91% и 28,57%, соответственно), национальная политика (9,90% и 12,58% соответственно).
В качестве источника данных используется бюджетная отчетность в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Сбалансированность бюджета — это один из принципов бюджета системы РФ. Такая проблема, как эффективность бюджетного планирования во все времена была актуальна. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Именно поэтому повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования играет важную роль в развитии страны в целом и его субъектов.
Рассмотрим сбалансированность местных бюджетов (рисунок 3).
Рисунок 3. Распределение по объему профицита (+)/дефицита (-) местных бюджетов Краснодарского края на 01.05.2020г. [4]
Анализируя данные рисунка 3, можно сделать вывод, что профицит бюджета имею 36 муниципальных районов и городских округов, а дефицит 8. Объем профицита составляет 1 241 840,33 тыс.руб., а объем дефицита составляет 230 098, 86 тыс.руб. Результаты анализа бюджета Краснодарского края за последние три года показал, что не смотря на резкие изменения профицита на дефицит в бюджете за период с 2018 по 2020 гг., край смог в краткие сроки добиться сбалансированности бюджета [4]. Так, качественное выполнение мероприятий, осуществляемых в рамках бюджетного процесса, и готовность к модернизации бюджетной политики органов власти и управления Краснодарского края позволят повысить эффективность бюджетного планирования и, как следствие, обеспечат социально-экономический рост края.