Статья:

Анализ доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 2018-2020гг.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурчиани Д.Г. Анализ доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 2018-2020гг. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74612 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 2018-2020гг.

Гурчиани Доминика Гиглаевна
студент, ФГБОУ Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

ANALYSIS OF INCOME AND EXPENDITURE OF THE BUDGET OF THE KRASNODAR TERRITORY FOR 2018-2020

 

Dominika Gurchiani

Student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В статье на основе официальных данных консолидированного бюджета Краснодарского края за период трех последних лет, был проведен сравнительный анализ доходной и расходной частей.

Abstract. Based on official data on the consolidated budget of the Krasnodar Territory for the last three years, the article conducted a comparative analysis of revenue and expenditure.

 

Ключевые слова: консолидированный бюджет, доходы, расходы, денежные средства, динамика, дефицит, профицит.

Keywords: consolidated budget, income, expenses, cash.

 

Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, их заинтересованность в самостоятельном исполнении собственного бюджета и поиск источников формирования доходной части бюджета является одной и приоритетных задач региональных властей и основной целью федеральной финансовой политики. Экономическое развитие РФ в последние годы сформировало предпосылки для перехода к концепции бюджета, сбалансированного на основе долгосрочной оценки ситуации, что позволяет формулировать стратегические цели и решать масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов. Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ), доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. Одним из наиболее действенных механизмов, при помощи которого государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, направленный на совокупность финансовых отношений - финансовую систему, главным звеном которой являются бюджеты публично-правовых образований. Именно посредством финансовой системы государство в целом и его субъекты образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государство и его субъекты функций [1]. Рассмотрим более подробно и сравним доходы бюджета Краснодарского края на протяжении трех последних лет, а именно с 2018г. по 2020г. (таблица 1).

Таблица 1.

Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края за 2018-2020 гг., млн руб. [4]

 

Анализируя доходную часть бюджета Краснодарского края, представленную в таблице 1, прежде всего, необходимо отметить общий рост доходов. Данный рост выражается в увеличении общей суммы налога на прибыль (темп роста 18,20%), налога на имущество физических лиц (темп роста 17,97%) и транспортного налога с физических лиц (темп роста 15,13%). Уменьшение показывает только один налог – транспортный налог с организаций (темп уменьшения 5,94%).

Рассмотрим структуру фактических доходов бюджета за 2019-2020гг. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Структура фактических доходов бюджета за 2019-2020гг., % [4]

 

Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что в 2019 и 2020гг. наибольшую долю в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц (2019г. – 24,38%, 2020г. 24,87%), на втором месте налог на прибыль организации (24,38% и 20, 35% соответственно), заканчивает тройку лидеров налог на имущество организаций (12,84% и 11,54% соответственно).

Рассмотрим далее расходы консолидированного бюджета Краснодарского края (таблица 2).

Таблица 2.

Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края за 2018-2020 гг., млн руб. [4]

Показатель

01.05.2018

01.05.2019

01.05.2020

Назначено млн. руб.

Назначено млн. руб.

Назначено млн. руб.

Динамика, %

Всего расходов

300 000,21

334 575,32

388 839,09

116,22

Общегосударственные вопросы

20 437,90

22 770,00

27 139,74

119,19

Национальная оборона

258,88

282,04

288,92

102,44

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3 769,78

4 693,66

4 519,81

96,30

Национальная экономика

49 045,37

58 563,09

66 011,62

112,72

Жилищно-коммунальное хозяйство

18 320,34

20 028,33

22 115,91

110,42

Охрана окружающей среды

284,77

411,77

322,54

78,33

Образование

79 286,42

90 072,99

101 532,50

112,72

Культура, кинематография

11 729,00

11 617,62

13 138,24

113,09

Здравоохранение

25 071,57

29 071,35

42 760,75

147,09

Социальная политика

69 405,13

75 595,89

88 994,62

117,72

Физическая культура и спорт

10 262,29

10 849,47

13 643,81

125,76

Средства массовой информации

913,22

908,11

990,82

109,11

Обслуживание государственного и муниципального долга

9 155,72

6 982,16

3 967,87

56,83

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы российской федерации

2 059,84

2 728,86

3 411,93

125,03

 

Анализируя расходную часть бюджета Краснодарского края, представленную в таблице 2, прежде всего, необходимо отметить общий рост расходов. Данный рост выражается в увеличении общей суммы расходов на здравоохранение (темп роста 47,09%), физическую культуру и спорт (темп роста 25,76%), а замыкают тройку лидеров межбюджетные трансферты (темп роста 25,03%).

Рассмотрим структуру фактических расходов бюджета за 2019-2020гг. (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Структура фактических расходов бюджета за 2019-2020гг., % [4]

 

Анализируя данные рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольшую часть в расходах занимает показатель образование (2019г.-29,35%, 2020г.-28,95%), социальная политика (29,91% и 28,57%, соответственно), национальная политика (9,90% и 12,58% соответственно).

В качестве источника данных используется бюджетная отчетность в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Сбалансированность бюджета — это один из принципов бюджета системы РФ. Такая проблема, как эффективность бюджетного планирования во все времена была актуальна. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Именно поэтому повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования играет важную роль в развитии страны в целом и его субъектов.

Рассмотрим сбалансированность местных бюджетов (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Распределение по объему профицита (+)/дефицита (-) местных бюджетов Краснодарского края на 01.05.2020г. [4]

 

Анализируя данные рисунка 3, можно сделать вывод, что профицит бюджета имею 36 муниципальных районов и городских округов, а дефицит 8. Объем профицита составляет 1 241 840,33 тыс.руб., а объем дефицита составляет 230 098, 86 тыс.руб. Результаты анализа бюджета Краснодарского края за последние три года показал, что не смотря на резкие изменения профицита на дефицит в бюджете за период с 2018 по 2020 гг., край смог в краткие сроки добиться сбалансированности бюджета [4]. Так, качественное выполнение мероприятий, осуществляемых в рамках бюджетного процесса, и готовность к модернизации бюджетной политики органов власти и управления Краснодарского края позволят повысить эффективность бюджетного планирования и, как следствие, обеспечат социально-экономический рост края.

 

Список литературы: 
1. Блохина И. М. Финансы: учеб. пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 105 с.
2. Блохина И. М. Эффективность бюджета Краснодарского края / И. М. Блохина, А. С. Вертий, В. А. Черкашин // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. -Т. 2, № 3. - С. 99-104.
3. Блохина И. М. Роль бюджетов муниципальных образований в повышении качества жизни населения / И. М. Блохина, И. А. Неводова, А. А. Мальцева // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 4, № 10. - С. 4-9.
4. Официальный сайт открытого бюджета Краснодарского края [Электронный ресурс]: (https://openbudget23region.ru/analitika/ispolnenie-byudzheta/osnovnye-kharakteristiki-ispolneniya-byudzheta/osnovnye-kharakteristiki-ispolneniya-byudzheta)  (Дата обращения 16.06.2020г.)