Статья:

Понятие и методы оценки качества продукции предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Масалев Я.В. Понятие и методы оценки качества продукции предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74771 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и методы оценки качества продукции предприятия

Масалев Ярослав Владимирович
студент Института экономики и управления Курского государственного университета, РФ, Курск

 

THE CONCEPT AND METHODS OF ASSESSING THE QUALITY OF ENTERPRISE PRODUCTS

 

Yaroslav Masalev

Student, Economics and Management Institute, Kursk state University, Russia, Kursk

 

Аннотация. Статья посвящена изучению такого важного экономического понятия, как качество продукции. Не секрет, что успех любого предприятия во многом зависит именно от качества производимых товаров и услуг. Именно поэтому в наши дни разработано множество разнообразных методов оценки качества продукции, краткий обзор которых также представлен в данной статье.

Abstract. The article is devoted to the study of such important economic concept as product quality. It is no secret that the success of any enterprise largely depends on the quality of manufactured goods and services. That is why we have a lot of different methods for assessing product quality nowadays. A brief overview of them is also presented in this article.

 

Ключевые слова: качество; продукция; предприятие; оценка; метод.

Keywords: quality; products; enterprise; evaluation; method.

 

Из основ экономической теории известно, что любое предприятие стремится к получению максимального дохода при минимальных затратах, что становится возможным лишь при наиболее устойчивой позиции компании на рынке. Подобное положение может обеспечиваться наличием нескольких факторов:

- победой в ценовой конкуренции;

- наличием «зарекомендованного имени»;

- высоким качеством производимых изделий.

Последний критерий в XXI веке становится все более определяющим и ключевым для потребителей. Но что же такое «качество»?

На данный момент существует огромное количество различных подходов к определению и трактовке этого понятия. Впервые этот термин упоминается в одной из работ Аристотеля «Категории», где философ определяет качество как оригинальные черты разных предметов, обозначающих их характеристики, строение и структуру.

Как считал Уолтер Шухарт, это определение включает в себя два фактора:

- независимые от воли людей физические свойства;

- субъективное восприятие (отношение людей к выпускаемой продукции).

Каору Исикава, являясь специалистом по управлению качеством, ориентировал данную характеристику продукции на потребителей и считал, что под качеством необходимо понимать способность в полной мере удовлетворять спрос.

По мнению американского ученого Филиппа Кросби, качество продукции – это соответствие производимого товара конкретным технологическим требованиям, поскольку именно посредством отлаженного процесса выпуска можно исключить дефекты, а, следовательно, можно добиться более высокого качества изделий. Согласно данному положению, ученый выдвинул 4 постулата качества:

  • качество должно строго соответствовать всем технологическим требованиям;
  • качество достигается не оценкой сделанного, а предупреждением ошибок;
  • стандартом измерения качества является цена несоответствия (потеря от несоответствия требованиям), а не какие-либо индексы;
  • в процессе производства не должны допускаться дефекты (принцип «ноль дефектов»). [3, с.152]

В современной экономической теории имеется несколько подходов к определению качества:

  • потребительский;
  • стоимостной;
  • подход производителя.

Как считает потребитель, качественная продукция – это продукция, которая может в полной мере удовлетворить его интересы и запросы. Предприятие-изготовитель устанавливает качество как соответствие выпускаемых изделий внутренним стандартам качества организации или конкретной технологии производства [2, с.175].

В наши дни наиболее распространенным и общепризнанным является определение, записанное в стандарте ГОСТ 15467-79: «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». [1]

Методы оценки качества продукции – это группа операций логического и математического характера по применению определенных показателей качества товара или их совокупности для установления качества продукции. На основе сопоставления этих продуктов с похожими изделиями подбирают наиболее оптимальный по качеству для покупателя вариант.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» предполагаются следующие методы оценки качества продукции:

1. Статистический;

2. Дифференциальный;

3. Смешанный;

4. Комплексный.

Существуют и другие методы контроля качества. Современные экономисты предлагают следующие способы оценки качества продукции:

  1. Экспертный (используется компетентными в этой сфере специалистами);
  2. Измерительный (в основе лежит метрология, предполагается использование измерительного оборудования);
  3. Органолептический (базируется на восприятии органами чувств человека);
  4. Регистрационный (предусматривается введение наблюдений и выполнение подсчета числа конкретных событий, предметов и издержек);
  5. Расчетный (в основе лежат вычисления, которые выполняются на базе выявленных эмпирических или теоретических зависимостей показателей качества изделий от их параметров);
  6. Социологический (осуществляется непосредственно потребителями продукции) [3, с.37].

На практике вышеперечисленные методы применяются как отдельно, так и в различных сочетаниях. Наиболее популярной и универсальной является комплексная оценка уровня качества продукции, которая предполагает использование совокупности различных методов.

 

Список литературы:
1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2009
2. Нуретдинова Ю.В. Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия / Ю.В. Нуретдинова, В.А. Степанова, А.А. Бояркина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-2. – с.174-178
3. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся специальностям экономики и управления / под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-ДАНА, 2015. – 352 с.