Статья:

Предшкольная подготовка как фактор преемственной организации дошкольного и начального образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Матвеева А.А., Кондрашова З.М. Предшкольная подготовка как фактор преемственной организации дошкольного и начального образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74852 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предшкольная подготовка как фактор преемственной организации дошкольного и начального образования

Матвеева Анастасия Андреевна
студент, Академия психологии и педагогики ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кондрашова Зоя Михайловна
канд. пед. наук, доцент, Академия психологии и педагогики ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье представлены педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности детей предшкольного возраста к обучению в школе, его адаптации к школьному обучению.

 

Ключевые слова: преемственности между дошкольным и начальным образованием, предшкольная подготовка, педагогические условия, адаптация к школе.

 

В современных условиях нашего образования проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является довольно важной. С этой проблемой сталкиваются педагоги и психологи образовательной среды.

Актуальность и специфика данной темы обусловлены тем, что существует потребность показать роль предшкольной подготовки как обстоятельство обеспечивающее преемственность между дошкольным и начальным образованием на сегодняшний день.

Под преемственностью понимается последовательный, ступенчатый переход от одного уровня образования к другому. Нам известно, что переходный момент от дошкольного к школьному периоду жизни ребенка считается наиболее важным, сложным и уязвимым. Необходимо обеспечить безболезненный переход детей из дошкольных учреждений в школу, помочь приспособиться к новым условиям образовательной среды.

Подготовка к школе нередко понимается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений, например, таких как умение читать, писать. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Мы полагаем, что очень важно уделять внимание сторонам личности ребенка, которые отвечают за адаптацию к измененной среде и усидчивость.

При этом важно обеспечить сохранение ценность, свободу и открытость дошкольного возраста. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной и успешной адаптации ребенка к школе. Необходимо стремиться к построению и укреплению единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, а также личности воспитателя и учителя.

Для решения проблемы преемственности детского сада и школы организуется работа по трём направлениям: информационно-просветительская деятельность; методическая деятельность; практическая деятельность.

Научное исследование заключалось в выявлении и создании обозначенных педагогических условий, форм и методов подготовки ребенка к обучению в школе, так как переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в педагогике и психологии.

В рамках исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблематике. На основании анализа научной литературы мы провели констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня готовности у детей дошкольного возраста к обучению в школе. По результатам педагогического эксперимента мы установили, что низкий уровень готовности к школьному обучению характерен для 30 процентов из группы состоявшей из 20 человек. Это говорит о том, что эти дети прилагают больше усилий, чтобы выполнить большее количество заданий. Исходя из этого мы делаем вывод, что существует необходимость проведения определенного ряда работ по повышению уровня готовности детей предшкольного возраста с помощью следующих мер: учет индивидуальных, личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста в построении предметно-развивающей среды; просвещение родителей в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, необходимо информировать родителей, что именно они должны быть ответственными за умения своего ребенка, который собирается идти в первый класс.

 

Список литературы:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – [4 – е  изд., перераб.]. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
2. Березенцева Е.А. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование 2015.- №2. 21с.
3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для учащихся пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
5. Лупичева Н.С. Основные положения организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/05/osnovnyepolozhenieorganizatsii-predshkolnoy-podgotovki-detey-5-7-let (Дата обращения: 17.10.2017).
6. Ясюкова Л.А. Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v28939/ (Дата обращения: 15.2.2018).