Статья:

Читательские интересы и предпочтения современной молодежи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бахтиярова С.А. Читательские интересы и предпочтения современной молодежи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74860 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Читательские интересы и предпочтения современной молодежи

Бахтиярова Софья Александровна
студент, ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Особое внимание уделено факторам, влияющим на формирование читательских интересов молодых людей. Таковыми являются образование, семья, интернет, СМИ и др. Также выделяются наиболее читаемые авторы как русской классической литературы, так и зарубежной. Дается сравнение библиотечной книги и электронных ресурсов.

 

Ключевые слова: читательский интерес, библиотека, факторы формирования читательских интересов, жанровые предпочтения, читающая молодежь, литературные жанры,

 

Читательские интересы молодого поколения формируются за счет духовных интересов и в последующем влияют на них. Нельзя недооценить роль чтения, ведь оно помогает социализироваться молодому человеку и без проблем вступить в общество, развиваться в нравственном, эстетическом и эмоциональном плане, так же чтение является инструментом передачи социального опыта и культурного наследия человечества.

К сожалению, в наше время читательская активность молодежи снижается. Это связано с сильным влиянием компьютерных технологий и телевидения на общество. С каждым годом люди все меньше и меньше интересуются высокоморальными произведениями.

Главным побуждением и основанием обращения к книге остается учебное задание и школьная программа. Хотя, порой, школьники не интересуются даже произведениями, которые требуют читать в школе. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения.

Современным детям, да и взрослым тоже, легче воспользоваться «Яндексом», который найдет информацию за считанные секунды, чем пойти в библиотеку за нужной книжкой. Причина этому – легкодоступность информации.

Однако, стоит отметить, что существует и читающая молодежь. Исследования показывают, что, в большинстве случаев, молодые люди тяготеют к таким литературным жанрам как фэнтези, детектив, мелодрама, комедия, приключения, триллер и мистика. Любимые литературные герои многих школьников из среднего звена: Незнайка, Мойдодыр, Айболит, Буратино, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров. Это что касается произведений, изучающихся по школьной программе. Из любимых русских писателей большинство молодежи называет имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова. Из зарубежных писателей - П. Коэльо, Х. Мураками, С. Кинг, Ч. Паланик, М. Фрай, В. Пелевин. Возможно, какая-то часть молодежи читает этих авторов только потому, что сегодня на них существует определенная мода. 

Библиотека как институт культуры так же утрачивает свое значение, становится непопулярной среди молодежи, обретая лишь функцию снабжения необходимой для учебы научной литературой, на смену ей приходят электронные ресурсы, являющееся более мобильными и доступными с точки зрения молодого поколения. Исследования показывают, что в первой половине учебного года посещаемость библиотеки студентами больше нежели чем во второй.

Факторы, влияющие на читательские интересы студенческой молодежи, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, в какой сфере деятельности находится человек. Ими могут являться институты социализации, такие как образование или семья. Интересы студенчества также во многом зависят от того, на каком направлении специальности оно обучается. Семья как первичный фактор социализации во многом формирует читательские интересы индивида. Влияние родителей достаточно велико, так как они с детства могут сформировать или напротив не сформировать любовь к книге. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения.

Еще одним немаловажным фактором формирования читательских интересов является Интернет и СМИ, так как на молодежь они имеют большое влияние, а значит от того какую «литературную моду» они диктуют, зависит и выбор читательских предпочтений молодежи.

Студенческая молодежь находится в постоянном поиске себя. Молодые люди начинают овладевать социальными ролями, так же происходит формирование жизненных ориентаций, предпочтений и интересов, что в дальнейшем позволяет сформировать собственную систему ценностей. Поэтому немаловажно будет проследить, какие литературные предпочтения формируют мировоззрения студентов и какую роль занимает чтение в их жизни.

 

Список литературы:
1. Ловкова, Т. Б. Досуговое чтение молодёжи в ста зеркалах / Т. Б. Ловкова // Социолог и психолог в библиотеке. — 2012. — № 7. С. 127–128.
2. Селиверстова, Н. А. Читательские интересы молодежи / Н. А. Селиверстова // Знание. Понимание. Умение.- 2012. — № 2. — С. 324–326.