Статья:

Философия хозяйства С.Н. Булгакова

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Якунчикова Ю.Г. Философия хозяйства С.Н. Булгакова // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74879 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия хозяйства С.Н. Булгакова

Якунчикова Юлия Георгиевна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

PHILOSOPHY OF ECONOMY S.N. BULGAKOVA

 

Julia Yakunchikova

Student of Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Статья посвящена осмыслению концепции С.Н. Булгакова о метафизическом характере хозяйства. Анализируя богословскую сторону хозяйственных отношений, описан так называемый «дух хозяйства», под которым понимается метафизическая сущность политической экономии. Философия С.Н. Булгакова рассмотрена в оценки ее ценности для современной русской философии.

Abstract. The article is devoted to understanding the concept of S.N. Bulgakov on the metaphysical nature of the economy. Analyzing the theological side of economic relations, the so-called "spirit of economy" is described, which is understood as the metaphysical essence of political economy. Philosophy S.N. Bulgakova considered in assessing its value for modern Russian philosophy.

 

Ключевые слова: С.Н. Булгаков, хозяйство, богословие, период переосмысления, политическая экономия, софиология.

Кeywords: S.N. Bulgakov, economy, theology, period of rethinking, political economy, sophiology.

 

Философский путь выдающегося богослова С.Н. Булгакова непрост по сравнению с творчеством философов, которые не были привязаны к богословскому знанию.

Для того чтобы обозначить направление мысли философа, необходимо обратиться к его взглядам на хозяйственную жизнь.

По отношению к земным благам, христиане разделяются на два типа: первые склонны утверждать, что спасение не связано с материальным накопительством, и любой интерес к социальной жизни ведет ко греху – такой тип миропонимания близок православной и католической аскезе; второй тип, напротив, утверждает, что Бог сотворил человека как существо социальное, и труд во благо внешнего мира способствует снохождению благодати  на него – такое отношение к миру как к инструменту деятельности во славу Божию чаще других встречается у протестантов.

Однако С.Н. Булгаков также разделял вторую позицию. Концепции полного затвора и аскезы он противопоставлял открытость социуму, активное преобразование которого богоугодно и полезно человеку.

Мысль о христианстве как о связующей силе между человеком и миром – лейтмотив философии С.Н. Булгакова. [5]

При исследовании опорных пунктов философии того или иного мыслителя, всегда необходимо обращаться к его биографии. Выявляя сферу деятельности, в которой больше всего преуспел философ – мы можем отследить генеалогию взглядов философа. С.Н. Булгаков, несомненно, был личностью творческой, увлекающейся – об этом говорит широкая сфера знаний философа: от богословия и теологии до юриспруденции и политической экономии.

Широкий кругозор мыслителя объясняет разнообразие его взглядов, претерпевших своеобразную эволюцию.

Условно воззрения философа можно разделить на четыре группы:

1) марксизм;

2) идеализм;

3) христианский социализм;

4) период переосмысления, завершившийся созданием «Философии хозяйства». На последнем периоде мы остановимся подробнее.

В данном случае интерес к философии хозяйства обусловлен попыткой понять, действительно ли существует взаимосвязь между хозяйственной жизнью и элементами религиозного.

В 1912 году издается книга С.Н. Булгакова «Философия хозяйства». В предисловии к ней автор делает необходимое для нашего дальнейшего понимания замечание: «Для автора настоящая работа имеет еще и совершенно особое значение, ибо в ней подводится внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом». [3] Нельзя не согласиться, что данной работой философ проводит черту в своей работе как экономиста, тем самым начиная свои философские поиски. Во многом работа С.Н. Булгакова решительно критикует существовавшую на данный момент форму политической экономии – она кажется излишне материалистичной, лишенной понимания к субъекту экономических отношений.

Критикуя, философ предлагает новый взгляд на политэкономию: метафизический, обращенный к Богу. В данном случае мы можем говорить о превалировании богословских идей в философии хозяйства. Отправной точкой в анализе богословской стороны вопроса является изложенное в «Философии хозяйства» учение о Софии. Софией в данном случае мы называем «идеальную личность мира», выступающей «единым субъектом хозяйства». [4] Роль Бога в данной концепции отведена на второй план. Дуалистические категории (богатство и бедность, справедливость и неравенство), регулируемые Творцом, не столь метафизичны, сколь синкретическое учение о Софии – именно поэтому в «Философии хозяйства» роль Бога несколько размыта, набросана лишь очертаниями. Позже, такой резкий поворот с изучения этических вопросов на онтологические размышления, влияет на дальнейшую судьбу «Философии хозяйства». В 1917 году, под влиянием увлечения софиологией, С.Н. Булгаков увлеченно создает новую философскую работу – «Свет невечерний», где учение о Софии полностью сместило разбор этической стороны политэкономии.

В «Свете невечернем» также упоминается, что изучение хозяйства «не имеет эсхатологической перспективы» [2] – тем самым отчетливо наблюдается отхождение от прежних идей и воззрений.

На первый взгляд, такая постановка вопроса неизбежно должна привести к тому, что экономика и социология выйдут из сферы интересов мыслителя. Однако идея Софии в толковании С.Н. Булгакова обладает большой ценностью для социального и экономического знания.

В хозяйствовании философ видит боговдохновенный процесс, результат любви к ближнему через преобразование общего мира.

Позднее, в 1931 году, С.Н. Булгаков подводит итог своих рассуждений, высказываясь о социализме: «С социализмом, как неким основным и обобщающим фактом в истории человечества, как своеобразной духовной установкой, следует считаться, стоя на твердой догматической, а не только этической почве, — в жизненной связи с Церковью, но, однако, не упрощая вопроса». [1] Из данного отрывка следует мысль о догматическом оправдании Церковью положительного отношения к социализму.

Следует полагать, что таким догматическим основанием у С.Н. Булгакова должно выступить учение о Софии.

Исследуя «Философию хозяйства» в контексте философского пути С.Н. Булгакова, необходимо заметить, что идея о хозяйстве как о Богочеловеческом процессе является сквозной, несмотря на долгие и противоречивые мировоззренческие искания мыслителя. «Философия хозяйства» не теряет своей значимости в контексте дискуссий о роли религиозной веры в светских областях жизни.

Тем самым творчество С.Н. Булгакова открывает заметную перспективу в развитии взаимоотношений несколько забытой теологии и чрезвычайно актуальной социологией и экономикой.

 

Список литературы:
1. Булгаков С.Н. Душа социализма  // Новый град.  – 1931. – №1 – С. 50.
2. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. – С. 305
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – С. 3.
4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – С. 103.
5. Сомин Н.В. С.Н. Булгаков: логика развития социально-экономической мысли // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение – 2007 – № 3 (19).