Статья:

Бытие как проблема философии

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Доброквашина К.А. Бытие как проблема философии // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Бытие как проблема философии

Доброквашина Ксения Андреевна
студент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты
Котлярова Виктория Валентиновна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор каф. СГД, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные идеи о сущности и понятии бытия. Приводятся размышления о сущем, выстраиваются основные закономерности в осмыслении бытия. Приводятся примеры точек зрения и мнений на понятие бытия в многообразии философских течений. Описывается содержание и концепции основных версий бытия.

Abstract. The article discusses the main ideas about the essence and concept of being. Reflections on existence are given, the main regularities in the understanding of being are built. Examples of points of view on the concept of being in a variety of philosophical trends are given. The content of the main versions of Genesis is described.

 

Ключевые слова: бытие, философия, онтология, многомерность бытия.

Keywords: being, philosophy, ontology, multidimensionality of being.

 

Вопрос о бытии является одним из центральных вопросов философии, выступающий как специфическая форма познания человека мира, себя, Бога. При размышлениях о сущем философия выстраивается как онтология, а именно как учение о сущем, о бытии как таковом. Также онтология рассматривается как раздел философской науки, который изучает основные принципы бытия, являющиеся фундаментом в осознании данных вопросов. Также предметом изучения онтологии можно назвать общие сущности и категории, закономерности и структуру бытия.

Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия существует в единстве с теорией познания и логикой.

Большое количество исследований бытия в такой науке, как онтология, связывается решением как минимум двух проблем. Первой является проблема сущности бытия. Сущность второй заключается в вопросах структуры бытия по определённым критериям классификации.

Предельным уровнем размышлений о бытии традиционно считают знание онтологии. Многообразие состояний, которые исключают произвольность человека, составляют тождественность этого понятия. Именно поэтому онтология в концепции И. Канта определяется как “наука об имманентном мышлении, то есть таком, понятиям которого можно с достоверностью приписывать объективную реальность”.

В истории философии авторские концепции сущности бытия выявляют единственное непротиворечивое свойство, являющееся метафизическим свойством бытия. Таковым является свойство существования.

Т.е. в широком смысле слова под бытием подразумевают всё существующее, ту совокупность вещей и событий, которые находят себя в пространстве, времени, душе, сознании, духе и т.д.

Исторические бытие рассматривалось в виде акцентирования какого-либо аспекта, который находил отражение в материальном мире, объекте, природе, что не является совсем идеальным, т.к. нечто субъективное или дух тоже могут быть, существовать.

В историческом аспекте философско-религиозной мысли выделяются две основные тенденции толкования бытия:

  • В той или иной форме учить о нём, как о чём-то абсолютном и вечном;
  • Видеть в нём что-то временное и относительное, имеющее грань.

Для первой точки зрения характерно рассматривать бытие в качестве абсолютного субъекта, то есть в качестве некого сопоставления с Абсолютом. Также бытие в данном контексте может послужить основным признаком Абсолюта. Менее распространённой точкой зрения является мнение, которое признаёт в бытии лишь абстракцию онтологии, одну из сторон реальности – Божества, мира, жизни т.д. Эта точка зрения в большей степени связывается с пониманием мира, основываясь на принципах творения, развития и осознанием сущности Абсолюта в рамках таких положений, как дух и ничто.

Идеи первой точки зрения признают суждениями здравого смысла, так как эти позиции довольно просты и понятны, чего не скажешь о второй точке зрения, которая на первый взгляд создаёт впечатление полного противопоставления логическому мышлению. Однако вся простота первой позиции начинает теряться из-за тяжелого понимания бытия со стороны богословия. Практически вся совокупность идей первой позиции выражается в древней философии, являющейся глубоко онтологичной.

Для античной метафизики характерна заинтересованность вопросом соотношения бытия и небытия. В древнегреческой философии точка зрения «сильного» онтологизма выражается в элеатах, основная религиозная идея которых строится на отожествлении Божества и бытия, а метафизика в данном случае выражается в следующих тезисах:

  1. Бытие есть, небытия вовсе нет;
  2. Бытие едино, неделимо, вечно;
  3. Одно и то же есть мысль и бытие.

Стали различаться бытие и видимость. Небытие играло роль грани бытия, которое, будто сочетание света и тьмы, даёт акт видения. Остается лишь открытым вопрос о том, каков онтологический статус такой грани.

В классических системах видения философии выделялась некая дополнительность онтологизма в виде учений Платона и Аристотеля. Платонизм определяет бытие как одну из самых важных характеристик Абсолютного, то есть как сферу идеального. Платон считает допустимым неразделенность единого и иного, чем признает относительность самобытности небытия и, следовательно, лжи, безобразия, зла. Проблема статуса в онтологическом аспекте приведенных реалий возможно осознать и осмыслить только в духовном плане. Эти вопросы являются одними из самых сложных для идеалистической философии.

Взгляды Аристотеля, с одной стороны, связаны с позицией платонизма в рассмотрении бытия как важнейшей характеристики Абсолюта. Но другая сторона состоит в том, что небытие будто растворяется в категории возможности. Онтологизм древней философии можно рассмотреть с точки зрения символизирующего афоризма «ничто не происходит из ничего».

Многообразие идей и взглядов на бытие различных авторов в философии можно упорядочить. Натуралистическую модель бытия представляют Демокрит, Эпикур и др. Платон, Альбин (Алкиной) и иные являются представителями холистической мистической парадигмы бытия. Натурфилософия в рассматриваемых проблемах представляется Дж. Бруно и иными, а рационалистическая онтологическая парадигма бытия – Р. Декартом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем и иными. Космоцентрическую парадигму бытия рассматривал К.Э. Циолковский и иные, в свою очередь мистическая абсолютная парадигма бытия имела место в работах В.С. Соловьёва, Н.О. Лосского, С.Н. Трубецкого и др.

Таким образом, сущность бытия представляется бесконечным множеством существования, либо существованием в бесконечном многомерном состоянии. В человеческой деятельности понятие бытия можно осмыслить и осознать в конкретных локальных состояниях в зависимости о многообразия факторов деятельности людей.

 

Список литературы:
1. Баранов Г.В. Исторические типы философии – Омск, 1995.
2. Баранов Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек – Омск, 2003.
3. Гайденко П.П. Бытие и разум. Вопросы философии – 1997.