Статья:

Влияние техногенной цивилизации на жизнь человека

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Фролова Н.И. Влияние техногенной цивилизации на жизнь человека // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74922 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние техногенной цивилизации на жизнь человека

Фролова Наталья Игоревна
студент, Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Наш мир развивается на протяжении долгового периода времени. Но, к сожалению, далеко не всегда это развитие служит во благо человечества, примером является ядерное оружие, использование которого может отнять множество жизней и нанести непоправимый ущерб окружающей нас среде. Несомненно, технологии сделали обыденную жизнь человека намного проще, но настолько стремительное развитие техногенной цивилизации ограничивает человека в живом общении. Люди смотря новости, пролистывая социальные сети, знают, что происходит в мире, в соседних странах, следят за жизнью знаменитостей, при этом не зная, кто живет в квартире или доме, напротив.  Технологии - благо или зло, помощник или враг? Значение, преимущества и недостатки современной технологии- одни из важных вопросов человечества, вокруг которых сейчас разворачиваются горячие споры.

Мир, который подвергается непрекращающимся техногенным изменениям искореняет многовековые традиции, обычаи, устои в обществе, вынуждая людей жить в разобщенном социуме с разными традициями и культурами одновременно, приспосабливаться к различным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Для О. Шпенглера очевидно, что цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений: искусства, науки, религии, т. е. собственно культуры [1]. Человек забывает о его истоках, о культурном наследии, теряется в таком разнообразии нововведений и уже не может рационально осмысливать свое бытие. У него просто нет времени на это, так как современный бешенный темп жизни не позволяют размышлять об этом. Такая индустриальная культура позволяет манипулировать сознанием людей, делая их заложниками массовой культуры.

Массовая культура отлично манипулирует людьми, предоставляя информацию, которая далеко не всегда отражает действительность, потребляя ее, люди становятся ограниченными в мышлении, информация дает нам мнимую свободу выбора, но человек даже сам не замечает, как эта свобода с каждым разом сужает границы. В процессе познания человеку навязывается «глубинная одинаковость» и «единообразие», и таким образом, человек незаметно для себя становиться частью всей этой потребительской массы, где «каждый чувствует себя оригинальным, хотя все и похожи друг на друга» [2].

Но основная проблема техногенной цивилизации заключается даже не в этом. Существуют гораздо более серьезные угроза, а именно угроза существования человеческой телесности, «…которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир» [3]. Безусловно, вклад цивилизации в современную медицину очень важен и существенен. Вместе с ростом мутагенных факторов, растет и уровень генной инженерии. Но вот в чем вопрос, приносят ли пользу достижения генной инженерии? На этот счет и по сей день существует множество точек зрения, и пока человечество разбирается в этом, генная инженерия продолжает развиваться. Развитие медицины на сегодняшний день позволяет лечить много различных хронический заболеваний, при этом давая шанс человеку прожить долгую и счастливую жизнь, не смотря на свой недуг, но к сожалению, это имеет колоссальные последствия в будущем, ведь в конечном итоге каждое поколение будет физически слабее предыдущего, принцип «выживает сильнейший» перестает работать, благодаря генной инженерии, что влечет за собой перестройки самих основ человеческой телесности. Помимо генетических вмешательств в человеческую телесность, не менее опасным является и вмешательство в его психику, путем воздействия на мозг. Современная наука уже обнаружила структуры, последствиями воздействия на которые являются галлюцинации, изменение эмоционального состояния человека и т.п.

Успехи техногенной цивилизации в области научно-технического прогресса, улучшение жизни людей породили иллюзию, что именно она является оптимальным путем развития человечества. Но во второй половине XX века человечество столкнулось с совершенно новыми беспрецедентными проблемами выживания. Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон.

Окружающая среда меняется стремительно, а старые стереотипы все еще владеют нашими умами, хотя давно уже перешли в разряд неверной информации.

Для техногенной цивилизации характерно особое понимание природы как неисчерпаемой кладовой ресурсов, представляющей неограниченное поле деятельности людей.

Определяя стратегию будущего, следует учитывать радикальные сдвиги, происходящие в самой технической деятельности. Современная техническая деятельность во все большей степени характеризуется не просто традиционной системой - человек - машина, а сложными системными комплексами, где воедино увязаны и технологический процесс с человеко-машинными отношениями, природная экосистема и социокультурная среда, в рамках которой осуществляется новая технология. В западной философии все в большей степени обнаруживается стремление избежать популяризации технократизма. К.Яперс считает, что техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперу “техника - только средство, сама по себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он её ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит её себе, каким проявит он себя с её помощью.»

Таким образом, появление техногенной цивилизации кардинально изменило жизнь человека в социуме. И вернуться к своей прежней, «до техногенной» жизни, он уже никогда не сможет. Да и нужно ли это? Выходом из такой сложной ситуации является не отказ от научно-технического развития, а в придании ему гуманности.

 

Список литературы:
1. Шпенглер О., Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы - М.: Мысль, 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php
2. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер. С фр./ Зенкин С. Н. – М.: Рудомино, 1999. – 224 с.
3. Степин В.С. Теоретическое познание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.