Статья:

МОИСЕЙ МАЙМОНИД И ЕГО «МОЛИТВА ВРАЧА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Наумова А.Г. МОИСЕЙ МАЙМОНИД И ЕГО «МОЛИТВА ВРАЧА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/110557 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОИСЕЙ МАЙМОНИД И ЕГО «МОЛИТВА ВРАЧА»

Наумова Алёна Геннадьевна
студент, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Клочков Михаил Вячеславович
научный руководитель, ассистент, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов

 

MOSES MAIMONIDES AND HIS "PHYSICIAN'S PRAYER"

 

Alena Naumova

Student, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Saratov State medical University named after V.I. Razumovsky, Russia, Saratov

Mikhail Klochkov

Assistant, Saratov State medical University named after V.I. Razumovsky, Russia, Saratov

 

Аннотация. Статья посвящена самому прославленному ученому послеталмудической эпохи, врачу, философу – Моисею Маймониду. Он имеет множество заслуг своего времени, но и  по сей день  его медицинские труды вызывают огромный интерес, в особенности «Молитва врача».

Abstract. The article is dedicated to the most famous scientist of the post-Talmudic era, doctor, philosopher - Moses Maimonides. He has many merits of his time, but to this day his medical writings are of great interest, especially the Doctor's Prayer.

 

Ключевые слова: Моисей Маймонид, Рамбам, медицина, молитва.

Keywords: Moses Maimonides, Rambam, medicine, prayer.

 

Моисей Маймонид является одним из ярких представителей врачей Средневековья. Если обратиться к энциклопедии и посмотреть биографии великих людей того времени, то можно обнаружить повторяющуюся неточность начала их жизни. Но Моисей Маймонид редкое исключение, возможно, единственное, так как имеются безупречные сведения о его рождении.

Рамбам(аббревиатура от начальных букв ивритских слов — РАбейну Моше БАн

Маймон, на европейских языках — Моисей Маймонид) - великий еврейский ученый, философ и врач, родившийся в Кордове(Испания) в 1135 году в семье судьи[1].

В Кордовском халифате, возникшем в начале VIII века, евреи имели неограниченную свободу и равные со всеми права. Но в 1148 году в Испанию вторглись северо-африканские берберские племена, вожди которых были одержимы борьбой против любых проявлений просвещения, подрывавшего, по их мнению, устои ислама. Семья Маймонидов покинула Кордову, где восемь ее поколений служили в качестве раввинов и судей, и в течение 10 лет(1148–1158 годы) скиталась по Южной Испании и Северной Африке. В 1160 г. они поселяются в г. Фесе (Марокко). Здесь отец Рамбама продолжил обучение сына. В годы странствий талантливый юноша в совершенстве овладел ивритом, Танахом, Талмудом, изучал математику, астрономию, арабскую литературу, философию Древней Греции. Будучи знаменитым ученым, философом и врачом, Рамбам в приписываемой ему ежедневной молитве, обращаясь к Всевышнему, просил: «Сделай меня умеренным во всем, кроме как в знаниях, ибо в них я хотел бы остаться ненасытным, и пускай все гда будет далекой от меня мысль о том, что я все знаю и умею»[2].

В 1165 году Маймонид бежит из Марокко в Эрец Исраэль, - Иерусалимское королевство крестоносцев. Правление крестоносцев сулило евреям большие нериятности.

Надломленный скитаниями, умер отец Рамбама, после чего семья поселилась в Египте в г. Фостат (Старый Каир). Только здесь они обрели долгожданную свободу.

В Египте Маймонид начинает заниматься медициной, первоначальные сведения о которой получил от своего отца. Потом, во время пребывания в Фесе, совершенствовался проводя время в общении с известными врачами. Рамбам, избрав профессию врача, несколько лет спустя становится светилом первой величины на медицинском небосклоне Востока. В качестве врача Рамбам пользовался огромным авторитетом и среди мусульман. «Его слава была настолько велика, что благодаря своей эрудиции, умению и добросовестности он становится личным врачом египетского наместника халифа, а затем и самого султана Саладина»[2].

Рамбам читает лекции по медицине и имеет много учеников. Обладая глубокими знаниями в языкознании, философии, медицине, математике, он становится духовным лидером своего времени. Но в большей степени Рамбам отдает себя медицине: «…врачевание занимает у меня очень много времени…»[2].

Современная медицина, не только способна побеждать болезни, но и предотвращать их, даже те, против которых ранее наука была бессильна. Знания, мудрость великих врачевателей древности, дошедшие до наших дней бесценны, и являются не только основой, в данном случае, медицины, но и продолжает служить людям сегодня, ничуть не утратив своей актуальности.

В качестве доказательства вышеизложенного, рассмотрим некоторые рекомендации в медицинских трудах Рамбама:

  • Человек должен есть только тогда, когда он голоден, и пить только тогда, когда он испытывает жажду. Он должен справлять свои потребности при первой возможности, в противном случае он нарушает заповедь о том, чтобы не вредить себе.[2] «Переедание сводит на нет питательную ценность съеденных продуктов, независимо от того, съедаете ли вы много за один прием или же слишком часто едите. Даже натуральная и полезная пища не сможет полноценно перевариться, если вы сверх нормы заполните свой желудок»[5].
  • Чрезмерная еда — это смертельный яд для организма. Большинство болезней, которые постигают человека, происходят от неправильного питания, и в первую очередь — от чрезмерной еды. Человек не должен наедаться до отвала и на одну четверть должен оставаться голодным. Пить воду и другие напитки нужно в основном перед едой.[2] «Когда вы слишком часто едите, не дожидаясь, пока еда, которую вы употребили во время предыдущего приема пищи, полностью переварится, это всегда приводит к гниению и брожению съеденного, что в свою очередь вызывает нарушение пищеварения и токсемию»[5].
  • Есть надо сидя, не наклоняясь при этом на сторону. Нельзя есть во время ходьбы или сидя на лошади. Сразу после еды не рекомендуется бегать или тяжело работать. Это может привести к болезням[2]. «Принимайте пищу в определённое время, не на ходу. Как жевать пищу? Рекомендуется делать более 20 жевательных движений, прежде чем, пища, взятая в рот, будет проглочена. Попытайтесь для интереса подсчитать, сколько вы делаете жевательных движений, прежде чем проглотить пищу. И вы убедитесь, что торопитесь испортить себе желудок, а с ним и здоровье»[6].
  • Нельзя набивать желудок и следует покинуть трапезный стол еще до того, как приходит чувство полной сытости и успокоения аппетита. Нельзя садиться за трапезный стол без предварительных активных телодвижений. Регулярное переутомление после еды может привести к тяжелому заболеванию[2]. «Из‑за особого взаимодействия нервной и пищеварительной систем, пища не сразу вызывает чувство насыщения. Сначала идёт стимуляция рецепторов глотки, пищевода. Затем она растягивает желудок, давление в нём увеличивается. Уровень глюкозы в крови повышается, в мозг идёт сигнал: запасы пополнены. И спустя некоторое время после начала еды вырабатываются энзимы – белки, участвующие в передаче сигнала о сытости из желудка в мозг»[7].
  • Человек должен спать 8 часов в сутки, что составляет треть суток. Не следует ложиться в кровать сразу после принятия пищи, а лишь три-четыре часа спустя[2]. «Последний прием пищи должен быть реализован не позже, чем за 3 часа до сна»[8].
  • Любые несвежие продукты представляют вред для здоровья, и действуют они на организм, как кинжал. Не нужно кушать в незрелом виде фрукты с деревьев. Это может действовать губительно на организм[2]. «Наибольшую пользу для здоровья принесет употребление свежеприготовленной пищи»[8].
  • Летом человек должен есть на треть меньше, чем зимой [2]. Количество потребляемой пищи должно быть уравновешенно и сопоставимо с физическими нагрузками[8].
  • Человек, ведущий неподвижный образ жизни, помогает болезни. Переедание — это яд и основа любой болезни. Недаром Соломон Мудрый сказал: «Сохраняющий свой рот и язык отдаляет от себя несчастья»[2]. «Согласно последним исследованиям, причиной 3,8% преждевременных смертей являются последствия малоподвижного образа жизни»[9].
  • Врач не должен приступать к лечению пациента, пока он не избавился от настроения или душевного состояния, вызванного возбуждающим обстоятельством, имевшим место в дороге [2]. «Врач должен признать пациента, как равноправного партнера, не утаивать от него результаты обследования, диагноз»[10].

Вот так просто и понятно врачеватели  прошлого давали  рекомендации своим пациентам, но и по сей день они не потеряли своей актуальности..

По мнению Маймонида, главным побудительным мотивом врачебной деятельности является не заработок, а осуществление тесной связи медицины с этикой. «…Врачебное дело воспитывает в человеке скромность, богобоязненность и любовь к здоровью. Любовь к вере соседствует с любовью к здоровью…». Маймонид видел в

занятиях медициной высокое, благородное искусство и одновременно религиозную обязанность. «…Врачебная деятельность дает выход к совершенству, к нравственности, к познанию Бога, к достижению истинного счастья — можно сказать, что это труд во имя Творца…»[3].

Особый интерес исследователей истории медицины и медицинской этики привлекает небольшая по объему, но яркая  своим содержанием «Молитва врача» Рамбама. Незряспециалисты по медицинской этике зачастую проводят полную аналогию между ней и клятвой Гиппократа. Но в случае «Молитвы» сравнение возможно лишь условно. Клятва — это присяга, адресуемая вовне, — обещание дается членам общества. Молитва  — личное, обращение к Богу, к нравственным обязательствам.

Для того, чтобы начать молиться, Маймонид считал необходимым соблюдать ряд обязательных требований: омовение рук, прикрытие наготы, чистота места чтения, устранение всего отвлекающего и сосредоточенность ума. «Любая молитва, произнесенная без сосредоточенности ума, не есть молитва. Человеку, который находит, что его мысли спутаны и его разум в смятении, запрещается молиться, пока он не успокоится... Душа должна освободиться от всех [посторонних] мыслей и молящийся должен представить себя как бы стоящим перед Всевышним. Поэтому он должен посидеть немного, прежде чем начнет молиться, дабы приготовиться к молитве, и потом молиться спокойно, просительно и не считать молитву бременем, как человек, который относит свой груз, сбрасывает его и уходит. Поэтому он должен немного посидеть, завершив свои молитвы, и только после этого уйти»[4]

Молитва врача

Я приступаю к своей ежедневной работе врача. Приди мне на помощь, Господь мой, дабы мой труд был успешен!

Всели мне в сердце любовь к науке и творениям Твоим! Отврати от меня стремление к барышу и к славе, ибо оно противоречит любви к истине и к Твоим творениям! Укрепляй, усиливай меня телесно и душевно, дабы я везде и всегда был готов помочь бедному и богатому, доброму и злому, другу и неприятелю — с тем, чтобы я узрел в больном человека!

Всели в сердца моих больных веру в меня и в мои знания, чтобы они внимали моим советам и выполняли мои предписания! Удаляй от ложа страждущих всякого лжеврача и всех родственников, дающих советы вопреки предписаниям врача!

Всели в меня готовность внимать советам настоящих ученых из числа моих коллег, охотно принимать их советы и понимать их, ибо простор науки велик и безбрежен!

Дай мне сил, прошу Тебя, укрепи мое сердце, дабы я мог противиться глупцам, лжеученым, которые могут научить меня дурному![1]

Каждый человек во что-то верит, в своей жизни совершает различные ритуалы, формирует свои правила поведения, привычки, так как считает, что это безусловно  ему поможет в достижении поставленной цели. Для врача главной целью - это помочь своему пациенту. Данная молитва помогает сосредоточиться на безвозмездную, бескорыстную работу. Врач ли, другой медицинский работник, после прочтения этих великих слов полностью осознает в свое призвание лечить нуждающихся.

 

Список литературы:
1. Шервин Б. Нуланд «Маймонид»
2. Е.И. Юлиш Великие врачи Средневековья. Моисей Маймонид и его «Молитва врача»
3. Еврейская философия. Иудаистика. Средневековая философия. Маймонид [https://eleven.co.il/jewish-philosophy/medieval/12576/]  // FB.ru [https://eleven.co.il/jewish-philosophy/medieval/12576/] : [сайт]. – URL: https://eleven.co.il/jewish-philosophy/medieval/12576/ (дата обращения: 19.03.22 ). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. О «Молитве врача» Моисея Маймонида [https://www.liveinternet.ru/users/925421/post54070558/] // FB.ru [https://www.liveinternet.ru/users/925421/post54070558/] ; [сайт]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/925421/post54070558/ (дата обращения: 20.03.22). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Мантэк Чиа [https://med.wikireading.ru/138549] // FB.ru [https://med.wikireading.ru/138549] ; [сайт]. – URL: https://med.wikireading.ru/138549 (дата обращения: 08.04.22 ). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. 17 правил здорового питания [http://gp5.by/pages/17-pravil-zdorovogo-pitaniya_-principy-pravilnogo.html] // FB.ru [http://gp5.by/pages/17-pravil-zdorovogo-pitaniya_-principy-pravilnogo.html] ; [сайт]. – URL: http://gp5.by/pages/17-pravil-zdorovogo-pitaniya_-principy-pravilnogo.html (дата обращения: 08.04.22 ). - Загл. с экрана. – Яз. рус 
7. Знай меру. Почему нужно вставать из-за обеденного стола немного голодным [https://www.belpressa.ru/31733.html] // FB.ru [https://www.belpressa.ru/31733.html] ; [сайт]. – URL: https://www.belpressa.ru/31733.html (дата обращения: 08.04.22 ). - Загл. с экрана. – Яз. рус
8. Наука-2020. 2019. № 10(35) 39/155 УДК 796 «Правильное питание в формировании здорового образа жизни»
9. Учёные объяснили, почему движение продлевает жизнь, а неподвижность убивает [https://www.infoniac.ru/news/Uchenye-ob-yasnili-pochemu-dvizhenie-prodlevaet-zhizn-a-nepodvizhnost-ubivaet.html] // FB.ru [https://www.infoniac.ru/news/Uchenye-ob-yasnili-pochemu-dvizhenie-prodlevaet-zhizn-a-nepodvizhnost-ubivaet.html] ; [сайт]. – URL: https://www.infoniac.ru/news/Uchenye-ob-yasnili-pochemu-dvizhenie-prodlevaet-zhizn-a-nepodvizhnost-ubivaet.html (дата обращения: 08.04.22 ). - Загл. с экрана. – Яз. Рус
10. Статья «Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом в настоящее время» Белая Е.А., Гутуева Ч.Г. Научный руководитель: к.ф.н., доцент Катрунов В.А. ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии