Необычные особняки на рубеже XIX-XX веков в городе Краснодаре
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Необычные особняки на рубеже XIX-XX веков в городе Краснодаре
Ключевые слова: особняки, архитектура, классицизм, модерн, эклектика, мавританский стиль.
Город Краснодар привлекает своей необычной архитектурой, особенно с самого начала существования города. Отсчёт истории Краснодара можно считать 30 июня 1792 года, когда императрица Екатерина II даровала Жалованную грамоту Черноморскому войску на вечное владение большим участком Кубанских земель. Первоначально, город был военным лагерем казаков, а вскоре была построена крепость. Величать город стали в честь императрицы – Екатеринодаром. Однако к 1920 году переименовали город в Краснодар, когда войска Красной Армии переселились сюда.
Краснодар разнообразен необычными архитектурными направлениями: классицизм, эклектика, модерн и даже присутствует мавританский стиль. Много исторических зданий можно встретить, прогуливаясь по центральным улицам города, которые принадлежали богатым и почитаемым купцам и предпринимателям. Большинство зданий включены в перечень культурного наследия регионального и местного значения.[3]
Своё внимание я хотела бы направить на необычные дома-особняки старого Екатеринодара.
Особняк братьев Богарсуковых. Он же историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына.
Самое немаловажное внимание при посещении города заслуживает дом-особняк братьев Богарсуковых в стиле классицизм. Особняк по праву принято называть главной архитектурно-исторической достопримечательностью города. Само здание построено в 1901 году и числится практически во всех туристических маршрутах Краснодара. Здание-особняк сложно не заметить – ведь оно находится в самой главной артерии города. К сожалению, не удалось сохранить имя архитектора, спроектировавшего непревзойдённый объект историко-культурного наследия.
Рисунок 1. Фотография Особняка братьев Богарсуковых и Историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына
Во время Гражданской войны здание служило штабом для Белой армии. Сегодня особняк выполняет функцию историко-археологического музея имени Е. Д. Фелицина.[2]
Дом со львами или Дом Бейма.
Невозможно не пройти мимо этого особняка – яркое и броское здание с роскошным декором.
Знатному купцу Семёну Соломоновичу Бейму удалось создать свой особняк в стиле классицизма с колоннами, порталами и балкончиками, выделяющийся среди серых и однообразных зданий.
Величественный жилой дом, построенный в 1901 году, имеет стены, богато украшенные лепниной, с четырёхскатными колоннами, с элементами ковки. Здание богато внешней отделкой, по бокам расположены два каменных симметричных балкончика, каждый из которых опирается на колонны. Декором служат львиные силуэты. Владелец дома сдавал его в аренду под жилые комнаты, а немного позднее – Русско-Азиатскому банку.
В 1913 году купцу пришлось покинуть свой родной дом, и большинство горожан задаются вопросом, что же всё-таки заставило его принять такое непростое решение? Возможно, купцу просто захотелось сменить обстановку и погостить в другом городе, продав свои апартаменты поляку Уейскому. В скором времени купец Бейм возвратился в свою родную провинцию и всю свою энергию тратил на торговую и общественную деятельность.
Рисунок 2. Фотография Дома со львами
После революции купец, принесший большую пользу общественным и городским делам, окончательно покинул родной город. Все его капиталы и недвижимость были переданы на благо Советской власти. С 1924 года в здании разместилась городская библиотека. На первом этаже располагалось книгохранилище, а на втором – несколько читальных и абонементских залов.
В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации города, в здании находился немецкий банк. После окончания войны разрушенное немцами здание принялись восстанавливать и реставрировать. Дом купца восстановили, однако узорчатые четырёхскатные колонны и ковки не были прикреплены, а стены раскрасили в оранжево-коралловые оттенки.
Дом славится своими проживальцами – героями Советского Союза – Редькиным и Костылёвым. Об этом упоминается в табличках, прикреплённых на доме.
До сих пор неизвестна судьба купца Семёна Соломоновича Бейма, но историко-архитектурное напоминание о купце не забывается городом и в наши дни. Примечательным фактом остаётся то, что и сегодня здание выполняет функцию банка, как это было в начале века и во время войны. До военных событий здание имело два этажа, а после отстроили третий этаж. Затем слева и справа от дома со львами пристроили ещё и другие дома, что визуально подчеркнуло единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма.
Особняк купца Рубежанского.
Купец Василий Кондратьевич Рубежанский в 1908 году соорудил особняк в стиле эклектика с элементами модерна и классицизма.
Дом построен в виде двухэтажной пристройки с угловой четырёхъярусной узорной башней, украшенный металлическим флюгером и небольшим балкончиком.
Рисунок 3. Фотография Особняка купца Рубежанского
Элемент декора – растительный орнамент. Архитектором проекта особняка стал его лучший друг – Гавриил Никитин. В 1920 году, в послереволюционный период, владелец здания был арестован, а в дальнейшем – расстрелян. Жену Рубежанского с двумя детьми выселили, а здание стало собственностью государства. В этом доме был снят фильм «Француз» кинорежиссером Галиной Данелия-Юрковой в 1988 году по книге Евгения Дубровина «В ожидании козы». На сегодняшний день в нарядном и изящном доме расположился офис Торгово-промышленной палаты, а рядом – детская библиотека имени братьев Игнатовых. Особняк включён в перечень памятников архитектуры, находящийся под охраной государства.[1]
Дом нотариуса Е.Е. Никифораки.
Профессиональный нотариат появился в Екатеринодаре в 1871 году, по указу Александра II были введены в действие судебные уставы и Положение о нотариальной части. Нотариусами назначали образованных и уважаемых людей, среди которых часто были представители древних дворянских родов. Одному из таких, уважаемому и добросовестному, Е.Е.Никифораки принадлежи особняк, построенный по проекту архитектора Козлова Александра в 1910 году. Изумительный особняк в стиле модерн впитал в себя частицы романских и готических мотивов, которые проявились в форме юго-западного эркера с конусообразным куполом. Бирюзовые кирпичные стены придают ещё больший шарм дому-особняку.
Рисунок 4. Фотография Дома нотариуса Е.Е. Никифораки
В 1920-1921 годах советский писатель Дмитрий Александрович Фурманов был начальником политотдела, который находился в этом здании.
С 1956 года здание перестроено под детский сад № 209 «Чапаёнок» и охраняется государством как объект культурного наследия регионального значения.
Особняк любви в мавританском стиле.
Легенда гласит, что молодой архитектор был влюблён в княжну грузинских кровей, чьи родители были категорически против ухаживаний екатеринодарского интеллигента. Княжну увезли в родной Тифлис, а вскоре она начала угасать на глазах и скончалась в своём родном Тифлисе. Чтобы почтить память о своей возлюбленной, Иван Рымаревич-Альтманский спроектировал необычайной красоты особняк в мавританском стиле.
Рисунок 5. Фотография Особняка любви в мавританском стиле
Этот стиль включает в себя нотки персидского, византийского, римского и египетского искусств. Мавританский дом «Особняк Любви» построен в 1910-1912 годах. Двухъярусный фасад дома покрыт бирюзовой плиткой и имеет два портала с чешуйчатыми куполами. Купола олицетворяют двух влюблённых, которым не суждено встретиться в жизни. Здание приковывает взгляд удивительными восточными мотивами. Особняк долгое время украшает город, но с каждым днём ветшает, теряет свой первоначальный облик и чахнет, как та самая княжна.
Следует сделать вывод, что история архитектуры города Краснодара полна необычными стилями архитектуры.