Государственная политика в области высшего педагогического образования в 1950-е - 1960-е гг. на примере Костромской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Государственная политика в области высшего педагогического образования в 1950-е - 1960-е гг. на примере Костромской области
научно-технического прогресса выражались в высоких темпах культурного строительства, необходимости расширения образовательной системы, ее скорейшей реорганизации. Огромную роль в этом сыграл XX съезд КПСС, который дал небольшой глоток свободы людям, ознаменовал собой начало «оттепели». Материалы и документы, непосредственная работа съезда, широко обсуждались и пропагандировались студентами и преподавательским составом. Помимо прочего, результатом работы XX съезда КПСС стали меры по отмене платы за обучение в старших классах, техникумах и вузах.
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон об укреплении связи школы с жизнью [1] . На основании этого закона были реорганизованы семилетние школы в школы политехнические восьмилетние, а так же одиннадцатилетней становилась средняя общеобразовательная школа. Основная идея данного закона заключалась в том, что возникла необходимость политехнического обучения, а для реализации данной задачи требовались подготовленные, высококвалифицированные учительские кадры. Дальнейшая работа КГПИ будет связана с реализацией данного закона. Первое, что будет кардинально изменено – это учебные планы. В технических мастерских появятся новые практикумы по автотранспортному делу, по основам машиноведения, радиотехнике, электротехнике. На кафедре физики появится новая секция дисциплин политехнических. Практика студентов все чаще будет проходить на различных производствах, заводах и фабриках. В пример приведу студентов естественного факультета, которые в 1958 году проходили практику на Буйском химическом заводе.[2]
В 1959 году к институту будут прикреплены школы рабочей молодежи комбината Ленина, а так же заводов «Рабочий металлист», фабрик «Октябрьская революция», «Ременная тесьма», караваевская школа рабочей молодежи и нерехтская школа рабочей молодежи. Студенты помогали ликвидировать отставания по обучению неуспевающих, проводили с ними беседы на различные темы, организовывали драмкружки и художественную самодеятельность.
Пять бригад было сформировано из числа студентов за закреплением за колхозами Калинкинской МТС. Система трудовых резервов готовила каменщиков, плотников, штукатуров. В стороне не осталась и идея выращивания кукурузы. Так в 1956 году институт взял на себя обязательство вырастить в подшефном колхозе 5 га это культуры. [3]
Так же преподаватели и студенты участвовали в освоении целинных и залежных земель. Только лучшие студенты ехали на целину. Желающих было гораздо больше, чем требовалось отправить. Около трехсот человек работало на целине от университета, многие из них были отмечены различными наградами.
Культурно-массовая и спортивная работа отлично сочеталась в вузе с идеологическим просвещением. Так, летом 1959 года, с целью разъяснения решений XXI съезда КПСС, был осуществлен агитационный поход по Красносельскому району, а так же зимой был выполнен лыжный поход по маршруту Кострома – Красное – Ярославль, с целью разъяснения решений Декабрьского пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР.
Улучшается материально-техническое оснащение аудиторий и кафедр. В 1957 году был переоборудован кабинет физики, было израсходовано более 150 тыс.руб, в слесарные мастерские были приобретены 8 токарно-винтовых станков, организованы и оснащены лаборатории по электро и радиотехнике. На кафедре химии появились новые вытяжные шкафы. Вторая теплица была построена для кафедры ботаники.
В 1957 году были выстроены новые общежития для студентов и преподавателей на проспекте Текстильщиков, общежитие располагало 275 местами для проживания. В целях улучшения оздоровительной работы среди молодежи, по приказу директора, в общежитиях организовывалась утренняя зарядка. [3]
В 60-е годы в сфере образования выдвигается масштабная задача перехода к всеобщему среднему образованию, над осуществлением которой активно работали учительские кадры, а так же коллективы педагогических вузов, в том числе и Костромского. Определенный идеологический смысл был включен в осуществление этой задачи, этим и обозначалась ее противоречивость. Партийно-государственные органы постоянно вмешивались в учебно-воспитательный процесс, устанавливались сроки введения всеобщего среднего образования, политизировались формы и методы работы с обучающимися и студентами. [3] Но с другой стороны были и смелые эксперименты, обнаруживались ценные учебно-методические находки и конкретные успехи в различных областях жизни вуза. Активно развивалась научная и педагогическая деятельность преподавателей и студентов. Специфику развития института на этом этапе определяли именно эти противоречия. [4]
Значительные изменения претерпевали учебные планы, в зависимости от тех мероприятий, которые организовывались коммунистической партией и комсомолом. Так, дополнительно вводилось 10 часов занятий на изучение документов Совещания коммунистических и рабочих партий, от 20-30 часов вводилось дополнительно на изучение материалов XXII съезда КПСС. После разбора данных материалов состоялись теоретические конференции: студенческие по факультетам и общеинститутская. Коллектив института осуществлял пропаганду материалов XXII съезда КПСС. Более 650 лекции и докладов было прочитано преподавателями в колхозах и совхозах, на предприятиях и в учреждениях города.
Изменения претерпевали и учебные программы вуза, опираясь на новые технические и научные достижения. Так, в 1962 году, в специальном постановлении ЦК КПСС вскрыл непрочность травопольной системы земледелия и «убедительно доказал, что она отвергается жизнью и практикой» и ее применение нанесло огромный ущерб сельскому хозяйству. После этого решения кардинально меняются учебные программы на факультете естествознания.
Противоречия данного периода сильно отразились на работе историко-филологического, а с середины 60-х гг. – историко-педагогического факультета. В 1961 г. Костромской педагогический институт выступил с инициативой организовать подготовку старших пионервожатых. Соответствующее отделение на безе историко-филологического факультета было открыто в 1962 году. Впервые наш институт стал выпускать пионервожатых с высшим образованием. [5]
На базе историко-филологического факультета в сентябре 1965 года было создано два самостоятельных факультета – историко-педагогический факультет и факультет русского языка и литературы. Учителей истории и методистов пионерской работы готовил историко-педагогический факультет. В 1968 году Минпрос разрешает открыть в Костромском пединституте единственное в стране заочное отделение по данной специальности, а через год, также впервые, создается кафедра теории и методики пионерской и комсомольской работы. Это был один из восьми подобных факультетов в стране и «дал путёвку в жизнь» многим известным личностям.
В 60-е годы принципиально меняется работа физико-математического факультета. Этот период характеризуется резким повышением статуса физико-математических знаний в стране, усилением требований к их качеству. В научной и учебно-методической работе факультета определяются основные направления. Появляются новые предметы – дифференциальная геометрия, математическая логика, расширяются и усложняются аналитическая геометрия, математический анализ, высшая алгебра. [6]
Больших успехов достигла кафедра зоологии. В 1962 году на ее базе создается научно – практический центр по изучению и преподаванию зоологии. Кафедра зоологии и кафедра химии совместно изучали особенности Костромского разлива. Сотрудники кафедр с 1962-1963 год совершили 6 экспедиций в этот район, провели более 4 тысяч анализов. Это все имело реальное народнохозяйственное значение.
Остро в начале 60-х гг. стояла проблема подготовки учителей изобразительного искусства с высшим образованием. По приказу Министерства Просвещения РСФСР от 21 мая 1960 года Костромское художественное училище передавалось на бюджет педагогического института, на базе института образовывался новый художественно-графический факультет. [7]
Таким образом, в 1950-е – 1960-е годы государственная политика в области высшего педагогического образования выражалась в Костромской области на проблеме перехода к всеобщему среднему образованию молодежи, необходимости открытия новых факультетов, активной пропаганде действующих постановлений и материалов съездов. Для педагогического вуза это означало не только внедрение новых учебных планов, но и открытие новых факультетов и специальностей, в выпускниках которых особенно нуждались регионы.