Статья:

Меры административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства находящихся на территории РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Фефелова В.В. Меры административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства находящихся на территории РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75239 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Меры административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства находящихся на территории РФ

Фефелова Валентина Витальевна
студент, ФГАОУ ВО Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье раскрыты основные критерии, которые применяются к иностранным гражданам, находящихся на территории Российской Федерации в административном порядке. 

Abstract. The article describes the main criteria that apply to foreign citizens who are located on the territory of the Russian Federation in an administrative manner.

 

«Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях», - так гласит часть 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Необходимо признать то, что каждый год большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства привлекаются к административной ответственности.

Наиболее распространённым видом нарушений является: пребывание иностранных граждан на территории России без документов, подтверждающих право нахождения; уклонение от выезда c территории России по истечении установленного срока; отсутствие разрешений на осуществление трудовой деятельности, поддельные миграционные карты.

Следовательно, данные правонарушения существенным образом влияют на национальную безопасность государства, и законодательные органы борются с этим административными методами.

Причиной всего этого является большое количество неграмотных людей и незнания законов, а как известно –незнание законов не освобождает от ответственности. А многие наоборот осведомлены, но всё равно нарушают, думая, что на этот раз всё обойдется.

Исходя из своей личной практики в федеральных судах города Волгограда, можно заметить, как переполнены помещения и залы судебных заседаний в уголовной коллегии от большого количества выдворений иностранных граждан, которые по тем или иным причинам въехали в РФ, но и не хотят уезжать и приводить свои документы в порядок.

То, что мы видим в судах только некая часть, ибо органы правопорядка не могут практически за каждым гражданином уследить и предпринять какие-либо меры.

Но, причинами совершения административных правонарушений являются недостаточная эффективность нашей системы наказания и слабая осведомленность иностранных граждан и лиц без гражданства, относительно поведения при въезде на территорию России.

Незнание закона не освобождает от ответственности, к тому же, порядок и процедура въезда в любую страну примерно одинакова.

Так, за совершение административных правонарушений в области государственной границы, применяются следующие санкции:

  1. Предупреждение 
  2. Административный штраф  
  3. Административное выдворение за пределы РФ (если иностранный гражданин работал на территории РФ то, с приостановлением деятельности).

Рассматривая предупреждение как одну из мер административного принуждения, стоит отметить, что в науке единого мнения нет.

Например, О.В. Катаева считает, что в отношении тех лиц, которые совершили административное правонарушение впервые и с неосторожной формой вины, необходимо применять именно меры предупреждения.

Иной точки зрения придерживается и Е.А. Симонова, которая отмечает, что «предупреждение является малоэффективной мерой административной ответственности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, поэтому ее необходимо исключить из мер принуждения в отношении данной категории лиц».

Я думаю, что стоит согласиться с высказыванием многих ученых, поскольку нарушения, совершаемые иностранным гражданами и лицами без гражданства, составляют угрозу национальной безопасности нашей страны, и даже если эти действия были совершены без умысла, ответственность должна наступать в обязательном порядке.   

Неоднозначно ученые оценивают и такую меру, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, как административный штраф. Как отмечают И.Д. Фиалковская и Е.Г. Софронова, «административный штраф является основным видом административного наказания и самым распространенным, тем не менее, главной проблемой остается реализация данного вида наказания, поскольку большинство субъектов оказываются неплатежеспособными». Е.А. Симонова для решения данной проблемы предлагает несколько вариантов выхода из ситуации:

  1. возложить обязанность выплаты административного штрафа на органы государства, откуда прибыл гражданин; 
  2. обязанность по выплате административного штрафа стороной, которая пригласила иностранного гражданина или лицо без гражданства; 
  3. применение иной меры административной ответственности, например, общественной работе.

Полагаю, что подобное предложение не лишено истины, поскольку возможность взыскания штрафа крайне мала, а вот применение иной меры административной ответственности было бы выходом из сложившийся ситуации. Выплата же штрафа за иного лица, по нашему мнению, является не совсем логичным, поскольку отвечать за свои действия должен именно субъект административного правонарушения.

Много вопросов в доктрине вызывает административный арест. Почему? Прежде всего, отмечу, административный арест – это мера, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этих целей учреждениях.

Так, административный арест применяется только в одном случае, он предусмотрен статьёй - ст. 18.7 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ».  

Особым видом наказания является административное выдворение за пределы Российской Федерации. В соответствии со статьей 22 Конституции РФ, каждому гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность.

Тем не менее, как отмечает М.А. Янц, «на сегодняшнее время существует проблема соблюдения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения и подлежащих депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации, права на свободу и личную неприкосновенность».

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020).  
2. Фиалковская И.Д., Софронова Е.Г. Ответственность за совершение административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. - №1. – С.204  
3. Е.А. Симонова- Предупреждение административных правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации // Административное право и процесс, 2014. - № 12. - С.96