Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ

Конференция: CXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Корчагина В.В. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(146). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(146).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ

Корчагина Виктория Викторовна
магистрант Института магистратуры ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Самсонов Владимир Владиславович
научный руководитель, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Публичный договор по своему характеру отличается от других видов договоров. Он представляет собой скорее правовой режим, сущность которого — обеспечение интересов государства в сфере частного права. Защита прав потребителей как наименее защищенная сторона договора является основной целью правового режима публичного договора, обеспечение которых требуется для должного уровня социальной стабильности. [4,с. 47]

Исследуемый договор в зависимости от его вида требуется заключать по обязательным правилам. Такое регулирование предоставляет доступ к социально и экономически значимым и необходимым товарам, работам, услугам, для защиты наиболее слабой стороны в договоре. Данные правила, регулируют отношения с гражданами-потребителями отражаются, как правило, в нормативно правовых актах Правительства РФ. Например, определяют, какую информацию и в какой форме необходимо предоставить покупателю до заключения договора. Или предписывают, в какой момент договор считается заключенным, и какой документ выдавать покупателю. [6,с.136]

Возникают ситуации, когда обязательные правила не могут урегулировать полностью соглашение, тогда стороны руководствуются общим порядком.

Многие публичные договоры на практике или в силу прямого указания закона заключаются как договоры присоединения, а также могут быть заключены посредством публичной оферты.

Обратим особое внимание такому способу заключения как публичная оферта. В соответствие с п.2 ст.437 ГК РФ Публичной офертой признается существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. [2]

Особое положение занимают публичные договоры, заключаемые посредством принятия так называемой публичной оферты (п.2 ст.437 ГК) Уклониться от их заключения попросту невозможно, ибо такие публичные договоры считаются заключенными с момента принятия потребителем публичной оферты, безотносительно к возражениям или иным противодействующим актам общественного предприятия. Оттеняя эту специфику, их следовало бы назвать не просто обязательными, но неизбежными для заключения. [1,с. 197]

Однако, не всегда в публичных договорах применимо данное правило. Например, по договору электроснабжения для потребителя возникают дополнительные требования, как необходимость предоставление технического оборудования. [5,с. 391]

Стоит обратить внимание на то, что, если предложение покупателям заключить публичный договор не содержит всех условий публичной оферты, его акцепт сам по себе не означает, что договор заключен. Поэтому покупатель может воспользоваться принудительному заключению договора через суд.

Ограничение прав коммерческой организации, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, а также льготные права для потребителей в совокупности представляют правовой режим публичного договора.

Действие нормы ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, направлено на защиту гражданских прав контрагента договора, которым является либо физическое лицо, либо лицо, профессионально не занимающееся тем видом деятельности, который в обязательном порядке должна исполнять коммерческая организация в договорах, подпадающих под признаки публичных. В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 426 ГК коммерческая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. [2]

Следовательно, право требования понуждения к заключению публичного договор имеет лишь контрагент(потребитель).

На основе анализа норм гражданского законодательства и правоприменительной практики выявлена такая проблема, как возможность расторжения публичного договора, когда потребитель нарушает его условия.

Возникает следующая коллизия: контрагент (потребитель) систематически нарушает условия договора. В связи с чем, предоставляющая сторона расторгает в одностороннем порядке соглашение на основании ст. 450 ГК РФ. Односторонний отказ от исполнения публичного договора из-за нарушения со стороны потребителя допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида. Например, хранитель может отказаться от договора хранения, если уплата вознаграждения за него просрочена более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено. [7, с.5]

Однако, после расторжения нарушенного договора должник, так и не исполнивший свои обязанности, может опять обратиться к хозяйствующему субъекту и принудить его через суд к заключению договора на общих условиях.

Данная проблема создает препятствия для осуществления целей публичного договора.

На основании вышеизложенного, следует согласиться с мнением М.А. Егоровой о том, что судам необходимо ограничивать право неисправного потребителя на повторное заключение нового публичного договора с тем же кредитором до погашения задолженности по расторгнутому договор.[ 3,с. 72]

Подводя итог, можно сделать вывод, что публичный характер договора формирует особый режим правового регулирования не только порядка его заключения, но также сказывается и на особенностях его расторжения.

Необходимым внести изменение в п. 1 ст. 426 ГК РФ следующим: «В случае если другая сторона публичного договора добросовестно не исполняет свои обязанности, лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, вправе отказаться от повторного заключения публичного договора с данным лицом на одинаковых для всех условиях до полного выполнения им обязанностей».

 

Список литературы:
1. Белов В.А. Юридические факты в гражданском праве: учебное пособие для вузов // Образовательная платформа Юрайт: сайт — URL: https://urait.ru/bcode/470161 (дата обращения:10.11.2021) 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 октября 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. С. 426 
3. Егорова М.А. Проблемы изменения и расторжения публичных договоров // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – №2. – С.71 –75.
4. Калашникова Г.А. Публичный договор: дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2002. – 207 с.
5. Лесив Б. В. Публичный договор как институт правового воздействия на коммерческую деятельность, осложненную публичным интересом: проблемы законодательной регламентации.  // SCIENCE TIME. – 2016. – №5. – С.390-395.11.2021).
6. Малютина Елена Юрьевна Публичный договор как институт гражданского права // Вопросы науки и образования. – 2018. – №3 – С.135-137.
7. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 декабря 2018 г.]  // Приложение к Вестнику ВАС РФ. – 2001. – № 1. С. 48