Содержание и социальная ценность права
Секция: Юриспруденция
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Содержание и социальная ценность права
Право возникло позже, чем другие социальные нормы, и имеет широкое понимание, поэтому среди ученых нет единого мнения о том, что такое право.
Так, советский государственный деятель А.Я.Вышинский писал: «Право – это совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу» [2, c. 4]. Согласно этому понятию, право понимается как закон.
Но в настоящее время такая позиция не соответствует действительности. Право нельзя отождествлять с законом. Оно является не только универсальным инструментом государства, но и самоценностью, выражающей интересы людей, их представления о справедливости, добре и зле. Именно с такой точки зрения Иванов А.А. рассматривает понятие права и определяет его как совокупность выраженных в законе общеобязательных норм (принципов и предписаний), выражающих общую волю различных групп людей, приоритет и ценность человеческой личности и выступающей мерой (регулятором) свободы и ответственности в обществе [3, c. 91].
Что касается содержания права, то следует различать конкретно-историческое и логическое содержание. Конкретно-историческое развивается вместе с культурой и государственностью и на его основе можно определить логическое. Логическое содержание – это применение равного масштаба (меры) к неравным людям. Каждая норма содержит формальное равенство субъектов права. Именно логическое содержание устанавливает устойчивость, стабильность, общества, порядок в нем и защиту интересов граждан. Непосредственное содержание права складывается из норм. Но кроме этого С.С.Алексеев выделяет интеллектуальную и волевую стороны содержания. Интеллектуальная сторона принадлежит к общественному сознанию и отражает модели, образцы общественных отношений. Волевая – характеризует активно-государственное начало в юридических нормах, которые воплощают эти модели и образцы поведения [1, c. 27].
Право – сложное и многогранное явление, и оно может выступать в двух значениях: объективном и субъективном, которые в своем взаимодействии образуют структурный стержень эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений.
Субъективные права принадлежат определенному индивиду. Субъективное право индивидуализировано и выражает меру свободы поведения конкретного субъекта и необходимость учитывать свободу других участников общественных отношений. Субъективное право характеризуются следующими признаками: связью с юридическими обязанностями, которые выражают меру должного поведения индивида; возможностью субъекта самостоятельно осуществлять свои права в рамках объективного права; возможностью субъекта защищать свои права с помощью правосудия.
Объективное право распространяется не на конкретного индивида, а на все субъекты правового регулирования. Оно характеризует своего рода институт общества, который взаимодействует с другими институтами. Право в объективном смысле близко к таким понятиям как закон и законодательство. Следовательно, можно говорить, что объективное право – это система юридических норм, созданных в результате правотворческой деятельности.
Главное отличие объективного права от субъективного в том, что оно является позитивным. Это означает то, что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения [1, c. 36].
Разделение права на субъективное и объективное позволяет отразить функциональную роль и социальное назначение права. Природа субъективного права заключается в наличии естественных прав человека, приобретаемых от рождения. Впоследствии основные права и свободы были закреплены законодательно, то есть приобрели объективный смысл. Это свидетельствует о том, что субъективное право исторически возникло раньше объективного.
Право в объективном смысле обладает своими специфическими признаками:
· право состоит из норм. При этом право как система всех правовых норм распространяется на всех и каждого, круг адресатов конкретных правовых норм может быть различен. Например, в соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [7];
· право обладает формальной определенностью, которая заключается в том, что юридические нормы имеют внешне выраженную документальную письменную форму, устанавливающую точный объем и содержание прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
· право – это равный масштаб по отношению к разным людям. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ [5];
· нормы права образуют разветвленную, детализированную, иерархическую систему. Иерархия норм подтверждает то, что каждый элемент системы имеет свое место и играет свою роль. Иногда между правовыми нормами могут возникнуть коллизии. Эта несогласованность приводит к тому, что многие правовые нормы становятся не эффективными и люди пытаются их обходить. Чтобы избежать этого, юридические нормы должны обладать внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью;
· нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в различных юридических документах. Значительная их часть имеет законодательную форму. Но при этом существует и в других формах (судебных прецедентах, нормативных договорах и др.) Вот поэтому право не совпадает с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть [4, c. 69];
· право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства. Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек рассматривает государство как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек подчиняется нормативным установкам.
В истории по отношению к праву выделилось два подхода. Некоторые люди его отрицают, ставят под сомнение его социальные возможности. Таким образом, можно говорить о правовом нигилизме – деформированном состоянии правосознания личности, общества, группы, характеризующемся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. На нигилистическом отношении к праву основываются конфуцианство и анархизм. Другой подход признает право важнейшей ценностью развития общества. Так складывается правовой идеализм.
Понятие ценности права раскрывает его значение, положительную роль для общества и для отдельной личности. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом [4, c. 148].
По мнению С.С.Алексеева ценность права имеет три составляющих: инструментальную, социальную и собственную [1, c. 149]. Право представляет собой мощный регулятивный инструмент, который решает разнообразные задачи. Право является опосредствующим звеном при реализации товарно-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры и выступает средством их воплощения в жизнь. Кроме этого право выступает универсальным, оптимальным, надежным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей.
Инструментальная ценность права раскрывает ее служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов. Так, с помощью инструментальной ценностью право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым оно упорядочивает общественные отношения, делает их цивилизованными.
Социальная ценность права выражается в следующих моментах. Право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным. Право воплощает общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию этих отношений. Право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей, согласуя их интересы. Право устанавливает границы, меру свободы. Этим оно вносит порядок в общественных отношениях, исключает из жизни людей произвол, своеволие, бесконтрольность поведения субъектов.
Собственная ценность представляет собой элемент цивилизации, культуры, который основан на моральных нормах. Главная ценность права заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Гуманистический характер права проявляется, главным образом, в том, что оно, отвергая силовые меры разрешения проблем, противостоит произволу и защищает права и свободы человека. Право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, выступая критерием правильного распределения общественно важных благ. Между правом и справедливостью существует глубинная связь, проявляющаяся в том, что справедливость имеет правовую природу. Утверждая принципы справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Право как продукт культуры отражает достижения современной цивилизации, то есть оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим развитием. Его роль особенно возрастает в условиях развития России как демократического и правового государства. Право в таких ситуациях играет роль в создании качественно новой сферы. В современных условиях право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет решать конфликты в международных и национальных отношениях. Все эти три составляющие характеризуют культурную ценность права.