Статья:

Место и роль наследия В. Набокова в школьном курсе литературы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Давыдова Я.С. Место и роль наследия В. Набокова в школьном курсе литературы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75290 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место и роль наследия В. Набокова в школьном курсе литературы

Давыдова Яна Сергеевна
магистрант Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

THE PLACE AND ROLE OF V. NABOKOV'S LEGACY IN THE SCHOOL COURSE OF LITERATURE

 

Yana Davydova

Master of the Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Статья посвящена анализу школьных учебных программ, которые так или иначе рекомендуют к изучению в школе произведений В. Набокова.

Abstract. The article is devoted to the analysis of school curricula, which in one way or another recommend the study of the works of V. Nabokov at school.

 

Ключевые слова: творческий путь, образ, автор, роман, школьная программа.

Keywords: creative path, image, author, novel, school program.

 

Полное возвращение на родину В. Набокова возможно лишь в том случае, если наше молодое поколение в полной мере откроет для себя его личность и творчество. В этом аспекте немаловажная роль отводится школьному изучению набоковского наследия.

В истории русской литературы ХХ века В. Набоков занимает особое место. Его писательская биография, начавшаяся на исходе серебряного века русской поэзии, охватывает почти все хронологические этапы литературы ХХ века до 70-х годов. Кроме того, В. Набоков – один из самых эстетически востребованных писателей, чье творчество развивалось в рамках двух национальных культур – русской и американской. Методические пособия предлагают различные варианты изучения его творчества.

В программе под редакцией А.Г. Кутузова предлагается изучение творчества В. Набокова в одиннадцатом классе. Оно рассматривается в рамках обзорной лекции по литературе русского зарубежья, где помимо самого В. Набокова уделяется внимание и другим литературным деятелям. Обучающимся также необходимо самостоятельно познакомиться с романом «Защита Лужина» [3].

В рамках программы Т.Ф. Курдюмовой знакомство с В. Набоковым заключается лишь в самостоятельном прочтении обучающимися выпускного класса рассказа «Облако, озеро, башня» [2]. По мнению М.Б. Ладыгина, изучение творчества писателя нужно начинать уже в девятом классе. Для этого обучающимся авторы программы советуют самостоятельно прочесть роман «Приглашение на казнь». Продолжение знакомства с творчеством писателя должно проводить в одиннадцатом классе, где выпускникам предлагается тоже самостоятельно ознакомиться с другим русскоязычным романом В. Набокова – «Защита Лужина» [4].

С точки зрения изучения творчества В.В. Набокова в школе представляют интерес методические рекомендации учителя-словесника г. Ярославля Лимоновой Е.Ф. Она считает, что в школу В. Набоков «должен прийти» гораздо раньше – ещё в пятом классе. По мнению учителя, изучение творчества В. Набокова должно строиться в связи с «поэтапным выявлением его дара, художественно-чувственного переживания мира» [5]. Знакомство Е.Ф. Лимонова настоятельно советует начать с поэтических текстов В. Набокова, а затем переходить к подробному изучению его рассказов. В выпускных классах она предлагает обратить особенное внимание на личность автора, основные произведения русского периода его творчества. Наиболее полное усвоение жизненного и творческого пути возможно исключительно в старших классах, так как к этому времени обучающиеся уже владеют достаточными знаниями в области истории, с традициями русской литературы в целом и имеют представление о литературе Серебряного века и литературном процессе ХХ века в целом. Имея эти знания, обучающиеся могут осознанно погрузиться в сложный и многомерный мир произведений В. Набокова. Школьное изучение творчества молодого В. Набокова, его русского наследия, позволит в будущем наиболее полно, осознанно оценить художественную ценность его англоязычных произведений, особенно «Лолиты», «Бледного огня», «Посмотри на арлекинов», «Ады», лекций по русской и западной литературе, модернисткого перевода «Евгения Онегина». Сложна задача и учителя-словесника, который должен быть способным помочь обучающимся проследить авторскую мысль и заметить особенности набоковской поэтики. Уроки, посвященные жизни и творчеству В. Набокова, можно проводить в форме проблемной лекции, включая в нее анализ художественных произведений.

Внимание обучающихся необходимо обратить на образную систему художественных произведений В. Набокова. В её центре находится особенный главный герой, «непохожий на других, талантливый, наделенный поэтическим восприятием мира, уникальностью зрения и слуха». Такими героями становятся и Ганин из «Машеньки», и Федор Константинович Годунов-Чердынцев из романа «Дар», и гениальный шахматист из «Защиты Лужина», и Цинциннат из «Приглашения на казнь». При анализе образов следует сделать упор на то, что все эти герои разные, но у них много общего: закрытость, непрозрачность для других, ими движут власть памяти и дар творчества, едва осознанный, ослепительно сияющий и обрекающий на казнь, которую художник устраивает сам себе. Любимыми героями В. Набокова становятся те, в ком чувствуется искра Божья, есть какой-нибудь талант, например, Федор Константинович Годунов-Чердынцев, герой романа «Дар». При знакомстве с реальностью в набоковских произведениях нужно помнить, что художественный мир романов В. Набокова представляет собой невероятное смешение мира воспоминаний и воображения с миром повседневной жизни, которые настолько сплетаются между собой, что возникает ощущение, будто реальность, окружающая героев, расслаивается. При интерпретации произведений В. Набокова интерес для обучающихся может составить и факт того, что зачастую эти миры оказываются противопоставленными друг другу. Их связующим звеном, точкой соприкосновения становится мир «очеловеченных вещей» [1]. В каждом художественном тексте автора эта многослойная действительность преломляется через восприятие героя, на ней остается след от его памяти, его воображения.

Для тщательного анализа и близкого знакомства с творчеством В. Набокова обучающимся можно предложить первый его роман «Машенька». При его изучении необходимо обратить внимание на своеобразие сюжета и композиции, выделить и проследить в художественной ткани мотив воспоминания как основу концепции вселенной романа, проанализировать систему персонажей, выделив сюжетообразующие образы – Ганина и Машеньку. Среди проблем, поднимающихся в произведении, предлагается уделить особое внимание таким, как освещение человеческой судьбы и взаимоотношений между людьми, игра памяти, темы любви, Родины, счастья. Следует отметить, что роман окажется для обучающихся легким и интересным в прочтении, также он обладает небольшим объемом.

Несмотря на то, что В. Набоков оставил мировой литературе богатое творческое наследие, в школьном курсе литературы ему уделяется мало внимания. Школьные программы, в основном, оставляют творчество данного автора на самостоятельное изучение старшеклассников. Также предполагается, что знакомство с творчеством писателя может обойтись обзорной лекцией по литературе русского зарубежья, рамки которой, естественно, не в состоянии охватить всё своеобразие произведений В. Набокова.

 

Список литературы:
1. Идрисова М.М. Изучение творчества В. Набокова в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tvorchestva-v-nabokova-v-shkole (дата обращения: 23.05.2020)
2. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б., Колокольцев Е.Н. Литература. 11 класс. — М.: Просвещение, 2011. — 289 с.
3. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева К.С. В мире литературы. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2006. — 463с.
4. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубл. изуч. лит. — М.: Дрофа, 2014. — 326 с.
5. Лимонова, Е. О мире и даре Владимира Набокова: изучение творчества Владимира Набокова в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://textarchive.ru/c-2464747-pall.html (дата обращения: 23.05.2020)