Статья:

Правовое регулирование культурной политики в РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Заманова М.Д. Правовое регулирование культурной политики в РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75346 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование культурной политики в РФ

Заманова Маргарита Дмитриевна
магистрант, Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Legal regulation of cultural policy in the Russian Federation

 

Margarita Zamanova

Undergraduate Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. Культура России исторически является одним из приоритетов государственной политики. Перед страной стоит задача проведения экономической и социальной модернизации на фоне сложной международной обстановки. В этих условиях готовность России ответить на различные вызовы современного мира во многом зависит от состояния общества, его морального духа, сплоченности и стабильности. Основной целью государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества. Государственная культурная политика основывается на гражданских свободах и правах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обязанностях и ответственности граждан и государства.

Abstract. The culture of Russia is historically one of the priorities of state policy. The country is facing the task of carrying out economic and social modernization against the backdrop of a complex international situation. Under these conditions, Russia's readiness to respond to various challenges of the modern world largely depends on the state of society, its morale, cohesion and stability. The main goal of the state cultural policy is the formation of a harmoniously developed personality and the strengthening of the unity of Russian society. State cultural policy is based on civil liberties and rights enshrined in the Constitution of the Russian Federation, the duties and responsibilities of citizens and the state.

 

Ключевые слова: сфера культуры, культурная политика, нормативно-правовое регулирование, государство, закон.

Keywords: cultural sphere, cultural policy, legal regulation, state, law.

 

Важность правового регулирования на современном этапе трудно переоценить. На всех уровнях государственного (федерального, регионального, муниципального) правовое регулирование непосредственно  является важнейшим инструментом реализации соответствующей культурной политики. Право становится самостоятельным культурным ресурсом наряду с творческими, интеллектуальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами.

Стоит отметить, что законодательство в области культуры, в первую очередь,  носит публичный характер. Законы адресованы обществу, являются частью общественных отношений и распространяются на все население. Культурная политика непосредственно предполагает широкое участие общественных организаций в подготовке законопроектов через общественные палаты, общественные советы при государственных органах и экспертные сообщества. Наконец, культурные законы являются одним из механизмов выявления и защиты общественных интересов и потребностей[1,c.7].

Правовой основой для включения государственной культурной политики в Стратегию национальной безопасности стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В указе содержится важное заявление о положении и роли России в современном мире, в частности, говорится, что российское государство готово, в первую очередь,   обеспечить суверенитет, территориальную целостность и защиту прав соотечественников за рубежом. Определяющим направлением внутренней культурной жизни России непосредственно является возрождение традиционных русских ценностей, среди которых[5,c.6]:

  1. сохранение международного мира,
  2. обеспечение культурного разнообразия и единства культур, государственная поддержка семейных и религиозных традиций,
  3. патриотизм.

Стоит отметить, что Стратегия национальной безопасности основана на наличии в сфере внешней политики реальных угроз и вызовов национальным интересам.

Несмотря на окончание холодной войны, западные партнеры проводят политику «сдерживания» в отношении России, объявляют ее «мировым злом» без уважительной причины и непосредственно используют это в качестве оправдания для расширения НАТО[3,c.90].

Российское законодательство о культуре и культурной политике, в первую очередь,  представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков правовых и подзаконных актов. Первая группа - это группа основных законов, которые можно определить как документы стратегического планирования и управления в сфере культуры.

Концептуальную основу указанных нормативных актов составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В сфере культуры и культурной политики он непосредственно реализуется в виде следующей структуры взаимосвязанных нормативных правовых актов:

  1. Конституция Российской Федерации определяет конституционные основы культурной политики;
  2. Стратегия национальной безопасности;
  3. Основы государственной культурной политики;
  4. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.

Следующая группа законов, регулирующих отношения в области культуры и культурной политики, включает в себя ряд федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Среди федеральных законов стоит выделить законы общего применения и отраслевые законы, которые составляют соответствующие подгруппы[4,c.15].

Стоит отметить, что помимо многочисленных законов, отношения в области культуры, затрагивающие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и учреждений культуры, в первую очередь,  сохранение культурного наследия, социальное обеспечение работников культуры, отражаются в ряде других законодательных актов Российской Федерации.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации утвержден ряд федеральных программ[2,c.25].

На уровне субъектов Российской Федерации принято более двухсот законов, регулирующих вопросы культуры.

Итак, стоит сделать вывод, что результаты исследования непосредственно показывают, что главы правительственных и культурных учреждений отмечают необходимость юридических знаний как одну из самых неотложных потребностей. Сложившаяся ситуация требует знания существующего федерального и регионального законодательства, умения его использовать, а также умения разрабатывать местные нормативные акты. Владение нормативной базой является одним из требований современного культурного человека. Правовая грамотность административного органа становится условием успешного развития учреждений культуры, помогает в решении проблем, с которыми они сталкиваются.

 

Список литературы:
1. Абдулатипов Р. Г. Региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал в инновационной модернизации России / Р.Г. Абдулатипов // Культура и образование. 2013. № 1(10). - С. 7-13. 
2. Востряков Л. Е., Тургаев А. С. Государственная культурная политика и развитие // Культурное пространство России: генезис и трансформация / А. С. Тургаев и др.; под ред. А. С. Тургаева; ред.-сост. А. Е. Хренов. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. С. 24-45.
3. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.
4. Поляков, С.А. Памятники истории и культуры как предмет ведения Российской Федерации // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - № 36.
5. Черкасова, И.В. Современные проблемы административно-правового регулирования сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия в Российской Федерации // Общество и право. - 2014. - № 1.