Статья:

Структура и органы управления культурой в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Заманова М.Д. Структура и органы управления культурой в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75352 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура и органы управления культурой в Российской Федерации

Заманова Маргарита Дмитриевна
магистрант, Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

STRUCTURE AND CONTROLS CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Margarita Zamanova

Undergraduate Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. В рамках настоящей статьи представлена структура органов управления в сфере культуры, исследованы наиболее значимые проблемы управления культурной сферой в России. Сформулированы причины и следствия выявленных в ходе исследования темы проблем. Обозначены два основных направления усовершенствования отечественной культурной сферы: посредствам разработки и дальнейшей реализации соответствующих стратегий и национальных проектов.

Abstract. Within the limits of present clause the structure of controls in sphere of culture is presented, the most significant problems of management by cultural sphere in Russia are investigated. Causes and effects revealed during research of a theme of problems are formulated. Two basic directions of improvement of domestic cultural sphere are designated: to means of development and the further realization of corresponding strategy and national projects.

 

Ключевые слова: уровни управления, сфера культуры, проблемы управления, культурные ценности, стратегия, национальный проект, программа развития.

Keywords: levels of management, sphere of culture, a problem of management, cultural values, strategy, the national project, the program of development.

 

Актуальность темы, затронутой в рамках настоящей статьи, обусловлена тем, что в условиях развития современной глобализации вопросам сохранения богатых культурных ценностей, как правило,  отводится особая роль. Поскольку культура в настоящее время выполняет особенную роль в общественном развитии, отвечает как за духовное, так и за творческое состояние в России, обеспечивает выполнение наиболее значимых социальных функций.

Необходимо отметить, что свободный доступ к имеющимся в государстве культурным ценностям, наиболее оптимальные экономические условия для их дальнейшего сохранения и даже в определенной степени приумножения выступают необходимыми условиями для формирования наиболее качественного человеческого капитала, который способствует дальнейшему социальному развитию государства. При этом, единого понятия определения термина «культура» в рамках научной литературы отсутствует, его трактовка в различных сферах человеческой жизни несколько отличается. Так, в широком понимании под культурой понимается способ бытия человека как члена социума (то есть общества). С позиций же государственного управления «культурой» называется общность государственных, как правило, преимущественно некоммерческих учреждений, а также других элементов социальной инфраструктуры сферы культуры, которые непосредственно осуществляют возложенную на них работу в рамках сохранения своего культурного наследия и дальнейшего развития искусства, которые в современных условиях взаимодействуют друг с другом при производстве особого рода продуктов и предоставлении гражданам услуг, которые бы удовлетворяли их культурные, эстетические, а также познавательные и творческие потребности».

Государственное управление в сфере культуры в России строится, прежде всего, на конституционном принципе приоритета прав и интересов человека, высокое значение которого состоит в том, чтобы обозначить правовое поле деятельности в области культуры абсолютно всех государственных органов, учреждений, а также организаций и предприятий, грамотно обеспечить его выполнение каждым субъектом права вне зависимости от того, связана ли собственно их деятельность с экономической, социальной, политической либо же другими сферами жизни как государства, так и общества в целом [4, с. 139].

В современных условиях управление культурной сферой в нашей стране осуществляется в таких базовых направлениях, как, например, сохранение и развитие единого информационно-культурного пространства, повышение уровня доступности культурных благ, формирование наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития культуры, образование среды, которая отвечала бы за всестороннее творческое развитие личности, развитие культурной составляющей человеческого капитала, всяческое поощрение государством участия населения страны в культурной жизни России; поддержка всех областей культуры, усовершенствование системы образования в области культуры, а также сохранение культурного наследия народов нашего государства, развитие культурно-познавательного туризма; закрепление культурного образа России на международной арене.

Отметим, что в нашей стране существует многоуровневая система управления культурной сферой, которая позволяет решать поставленные перед ней цели и задачи. Однако же, для наиболее эффективного управления существует объективная целесообразность в разработке достаточно четких плановых документов, которые, во-первых, детализированы непосредственно для достижения поставленных перед ними тактических целей, а во-вторых,  системно агрегированы с целью учета стратегического вектора развития области культуры.

Функции отраслевого управления в сфере культуры осуществляют органы исполнительной власти, Так, на на федеральном уровне управление рассматриваемой сферой возложено на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В соответствие с  Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) считается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и дальнейшей реализации разработанной на государственном уровне политики и нормативно-правовому урегулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности [1].

Министерство культуры России осуществляет возложенную на него деятельность посредствам своих территориальных органов во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти России, в том числе с Министерством просвещения РФ и Министерством науки и высшего образования РФ посредствам выработки государственной политики и нормативном правовом урегулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Поэтому, региональный уровень управления культурой в россии представлен комитетами, департаментами, управлениями, министерством культуры субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне управление в сфере культуры в нашей стране возложено на отделы, управления, комитеты и департаменты культуры администраций муниципальных образований.

В условиях децентрализации системы управления органы управления культуры на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим самостоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культуры разных уровней [2, с. 149].

В рамках управления культурной сферой применяют процессы прогнозирования, планирования и государственного программирования, каждый из которых направлен на выполнение своей особой функции. С целью решения существующих проблем отечественной культурной сфере, безусловно, требуется выявить причины весьма однотипных проблем, которые характерны, как правило, для всех направлений рассматриваемой сферы.

Следствием проблем в области культуры выступают достаточно низкий уровень вовлеченности российских граждан и довольно слабый общественный интерес к каким-либо культурным событиям, весьма слабая оснащенность самих учреждений культуры современными технологиями и  оборудованием, а также недостаточная доступность культурных форм досуга, учреждений культуры непосредственно для населения сельской местности и малых городов [3, с. 7].

Необходимо отметить, что ключевым документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу выступает утвержденная 29 февраля 2016 года «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». Реализация стратегии предусматривает под собой два этапа, при этом первый из которых (начался еще в 2016 году) включает в себя меры законодательного и нормативного правового характера, развитие сельской культурной инфраструктуры, условия для творческой индустрии завершается в 2020 году.

Второй этап рассчитан на период 2021–2030 гг. предполагает под собой реализацию мер, направленных на увеличение ресурсной обеспеченности культуры посредствам государственно‐частного партнерства и образования институтов развития, а также организационные и финансовые меры.

В заключение отметим, что Россия имеет довольно обширный культурный потенциал, однако же он до сих пор не задействован в полной мере. Несмотря на то, что результаты достигнуты значительные, тем не менее, состояние культурной среды в России оставляет желать лучшего. Переход к рыночным отношениям довольно сильно повлиял на положение культурной сферы: изменения в органах управления сферой культуры разрушили ее структуру; материально-техническое обеспечение культуры снизилось до критической отметки; многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и прочее) были закрыты вследствие нехватки финансирования либо же вовсе находятся на стадии закрытия; имеющая место быть коммерциализация культурной сферы существенно снизила ее уровень, что в результате определенно сказывается на культурном уровне нашего народа. Безусловно, культура играет огромную роль в жизни России, поскольку обладает воспитательным и просветительским потенциалом, выступает средством аккумуляции,  а также хранения и передачи имеющегося человеческого опыта. Наряду с этим, огромное значение в формировании национального культурного пространства, прежде всего, играет государство, которое собственно и формирует культурную жизнь современного общества.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 (ред. от 30.10.2019) «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 31. - Ст. 4758.
2. Калмыков Н.Н., Кацаурова С.Ю. Состояние российской культуры: тренды, проблемы, решения//Креативная экономика. – 2017. – № 1. С.149-168.
3. Малышкина Н.А., Николаева В.В. Проблемы управления сферой культуры на региональном и муниципальном уровне// Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2018. – № 1 (14). С. 4-15.
4. Мамонтова Ю.П., Малышева Д.С., Тутаев М.Т. Управление сферой культуры: анализ проблем и направления совершенствования // Управление и экономическая безопасность: страна, регион, предприятие . 2019. С. 139-143.