Асимметрия больших полушарий
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Рубрика: Биология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Асимметрия больших полушарий
Актуальность
Функциональная асимметрия мозга - разделение психических функций между правым и левым полушариями головного мозга человека.
Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, продуцирование сновидений.
Основное различие между полушариями определяется характером переработки информации, т.е. типом мышления.
Тема межполушарных отношений привлекает все большее внимание ученых. В последнее время появилось множество исследований, связывающих эмоции, когнитивные процессы, восприятие окружающей среды, способность к адаптации и многие другие психические функции с тем или иным полушарием. Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, она до сих пор недостаточно изучена, по многим аспектам существуют противоречивые мнения. При этом выделение доминантного полушария очень важно, с ним связывают уровень интеллектуальных возможностей, способ переработки информации, степень выраженности адаптации организма к различным условиям. Все вышеперечисленное определяет актуальность исследования функциональной асимметрии мозга.
Цель исследования:
Определить профиль функциональной асимметрии учащихся 571, 572 групп факультета физической культуры и туризма.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии;
- Изучить методики определения асимметрии
- Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга учащихся 571, 572 групп факультета физической культуры и туризма.
- Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека.
- Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия
Методы исследования:
- Изучение литературы по проблеме исследования.
- Тестирование учащихся.
- Анализ, сравнение.
Люди с доминирующим правым полушарием головного мозга называются правополушарными, с доминирующим левым полушарием левополушарными. Выделяют также амбидекстров – лиц в равной степени использующих правое и левое полушария.
Виды межполушарной функциональной асимметрии мозга.
Выделяют психическую, сенсорную и моторную асимметрии.
- Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
- Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.
- Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.
Методы определения индивидуального профиля асимметрии.
Для определения профиля ассиметрии (левополушарный, правополушарный, амбидекстр) использовали следующий метод тестирования:
- Определение ведущей руки:
- Определение ведущей ноги:
- Определение ведущего глаза:
- Определение ведущего уха:
- Для определение психической асимметрии использовали:
б) Тест «Фигуры»
в) Вербальный тест (Тест Павлова И. П.).
На основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывали коэффициент латерализации признака по следующей формуле:
Кпр = (Еп-Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%,
где Кпр – коэффициент правой руки;
Еп – количество действий, выполняемых правой рукой;
Ел – количество действий, выполняемых левой рукой;
Ео – количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени.
Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше –15 – преобладает левая функция. Если он находится в интервале от –15 до +15, значит испытуемый – амбидекстр по данной функции.
Анализ результатов.
В исследовании приняли участие 16 студентов 571, 572 групп обоего пола. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария.
Выявили, что в исследованной группе 61% с преобладанием левого полушария (правши), 5,5% с доминирующим правым полушарием (левши), 33% – амбидекстры, т. е. доминирующее полушарие не выявлено.
В таблице 1 представлено процентное соотношение типов латерализации после проведения проб.
Таблица 1.
Представлено процентное соотношение типов латерализации после проведения проб
Приняли участие |
Леворукие |
Праворукие |
Амбидекстры |
18 |
1 |
11 |
6 |
100% |
5,5% |
61% |
33% |
Выводы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Рассмотрели понятие и виды межполушарной асимметрии
- Изучили методики определения асимметрии
- Выявили преобладание преимущественно левополушарного и смешанного типов асимметрии у студентов 571, 572 групп.
- Данная методика может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами, как диагностика при формировании профильных классов и вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся.