Статья:

Цифровизация бухгалтерского учета для целей налогообложения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бурмагина А.В. Цифровизация бухгалтерского учета для целей налогообложения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75883 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровизация бухгалтерского учета для целей налогообложения

Бурмагина Алина Вячеславовна
студент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им Г. В. Плеханова, РФ, г. Саратов
Федотова Елена Сергеевна
научный руководитель, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им Г. В. Плеханова, РФ, г. Саратов

 

Использование цифровых технологий является одной из приоритетных задач практически всех отраслей экономики, в том числе и государственного управления, которое включает в себя контрольно-надзорную деятельность. Совершенствование налогового администрирования с использованием современных цифровых технологий позволит в дальнейшем использовать новые методы для повышения результативности государственного налогового контроля.

Начиная с 2017 года государством был взят курс на новый уровень социально-экономического развития, направленный на построение нового информационного общества и внедрение цифровых процессов как в экономику, так и в государственное управление. В связи с принятием в Российской Федерации в 2017 году национальной программы «Цифровая Экономика Российской Федерации», и применением современных технологий для развития цифровой экономики в области налогового администрирования, создаются совершенно новые подходы к осуществлению налогового контроля.

Программа «Цифровая Экономика Российской Федерации» создана в целях развития информационного общества в Российской Федерации и исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, основным фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей как отдельных граждан, так и общества в целом в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

В последнее время  со стороны налоговых органов наблюдается интенсивная работа по ужесточению мер налогового контроля с помощью внедрения новых инструментов и методов, основанных на базе применения цифровых технологий и межведомственном взаимодействии. Новые цифровые технологи позволяют налоговым инспекторам обрабатывать и анализировать огромные объемы информации. Работая с информацией, которая прошла обработку автоматизированными системами, сотрудники налоговых органов становятся аналитиками.

Однако, несмотря на ужесточение мер налогового контроля, данные изменения широко приветствуются легальным бизнесом, поскольку на данный момент существуют технологические ресурсы, позволяющие сделать серьезный шаг вперед к росту белой экономики и снижению объема теневого сектора.

Основной целью налогового контроля со стороны налоговых органов является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, предотвращение дефицита бюджета, а также привлечение к ответственности виновных лиц. 

Риск-ориентированный подход при осуществлении налогового контроля начал активно применяться с 2015 года, с вводом в действие совершенно нового программного продукта - АСК НДС 2.

Риск-ориентированный подход очень широко применяется налоговыми органами в налоговом администрировании налога на добавленную стоимость на основе внедрения программного обеспечения АСК НДС 2, который позволяет отслеживать движение товаров по всей цепочке контрагентов, выявлять схемы ухода от налогообложения.

Программный комплекс  АСК НДС 2, позволяет сопоставлять электронные данные из книг покупок и книг продаж поставщиков и покупателей, создавая цепочки их взаимоотношений, где можно выявить недобросовестных контрагентов или, так называемые, «фирмы-однодневки».  Так, например, в тех случаях, когда организация-покупатель отразила у себя в книге покупок счета-фактуры от поставщика, не отразившего данную реализацию и (или) не представившего декларацию по налогу на добавленную стоимость за определенный период, то в программном комплексе возникает расхождение вида «разрыв», в автоматическом режиме выставляется требование в адрес как покупателя, так и поставщика, которое оповещает их о выявленных расхождениях. Выявленные расхождения анализируются налоговыми инспекторами на предмет реальности сделок, а в случае установления фактов совершения налогового правонарушения в части занижения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в ИФНС РФ  проводятся специальные комиссии, целью которых является побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств перед бюджетом. Данный метод позволяет налоговым инспекторам незамедлительно реагировать на выявление налоговых рисков и оперативно проводить мероприятия налогового контроля в целях  устранения выявленных нарушений.

Такая модель выгодна не только налоговой службе, но и добросовестным коммерсантам, ведь в случае совершения недобросовестной сделки налогоплательщик может самостоятельно оценить свои риски и подать уточненную налоговую декларацию при доплате соответствующей суммы налога в бюджет, что позволит ему избежать начисления  штрафных санкций, которые согласно статье 122 НК  РФ,  могут составлять от 20 до 40 процентов от суммы выявленных нарушений.

Согласно сведениям с сайта Федеральной налоговой службы РФ за последнее время выявлен рост количества проводимых камеральных налоговых проверок, но сумма дополнительно начисленных налогов уменьшилась. Увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок, а также увеличение количества выявленных нарушений непосредственно связано с применением программного комплекса АСК НДС 2, однако снижение суммы дополнительно начисленных налогов связанно именно с применением риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий налогового контроля. Налогоплательщики в большей степени самостоятельно стали уточнять свои налоговые обязательства, не дожидаясь вынесения Акта камеральной налоговой проверки либо назначения в отношении них выездной налоговой проверки.    

Новейшим этапом в применении риск-ориентированного подхода станет переход от осуществления контроля за отдельными налогоплательщиками к выявлению зон налоговых рисков в отраслях и сегментах рынка, Для развития такого направления необходимо использование и применение новейших программных продуктов, позволяющих собирать информацию в огромных масштабах и анализировать ее.

Еще одним из важных шагов в развитии налогового контроля стал переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, который подразумевает передачу данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов в режиме реального времени, позволяет мобилизовать денежные средства в бюджет и дает гражданам дополнительную защиту своих прав, как потребителям. Используя цифровые инструменты - онлайн-кассы, Федеральная налоговая служба осуществляет налоговый контроль розничной купли-продажи товаров - одного из самых проблемных участков, традиционно являющихся областью уклонения от исполнения налоговой обязанности.

Использование цифровых инструментов в рамках налогового контроля может привести к снижению административного давления на налогоплательщиков посредством использования дистанционных методов и минимизации количества выездных проверок. Данные обстоятельства повлекут и снижение числа судебных споров по жалобам на результаты выездных налоговых проверок, что можно считать еще одним положительным результатом цифровизации налогообложения.

С учетом того что в настоящее время цифровизацией охвачены практически все стороны деятельности Федеральной налоговой службы, следующим шагом в развитии может стать формирование системы автоплатежей, увеличение скорости оказания услуг, уменьшение количества времени на получение ответа либо необходимого документа от службы за счет применения передовых технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение новых цифровых технологий в рамках налогового администрирования повышает эффективность налогового контроля и позволяет развивать принципиально новые подходы в организации деятельности налоговых органов. А также является еще одним из эффективных шагов в сторону сближения государства и налогоплательщика, становления между ними взаимных доверительных и партнерских отношений, формирования среды эффективного бюджетного планирования и привития всем субъектам отношений налоговой культуры.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018);
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
3. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская ; под ред. Л.С. Кириной. — М.: Издательство Юрайт, 2015.