Статья:

Теоретические и методические основы эффективности деятельности органов местного самоуправления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Дугарова О.А., Кокорина А.А. Теоретические и методические основы эффективности деятельности органов местного самоуправления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59480 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические и методические основы эффективности деятельности органов местного самоуправления

Дугарова Оксана Александровна
магистрант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ
Кокорина Анна Андреевна
канд. экон. наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ

 

THEORETICAL AND METHODICAL BASES OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS

 

Oxana Dugarova,

master student, East-Siberian state University of technology and management, Russia, Ulan-Ude

Anna Kokorina,

Cand. of Economic Sciences, Associate Professor, East-Siberian state University of technology and management, Russia, Ulan-Ude

 

Аннотация. Данная статья посвящена анализу теоретических и методических основ эффективности деятельности органов местного самоуправления. В статье проанализировано устройство системы местного самоуправления Российской Федерации на современном этапе. Также в статье представлен анализ зарубежного опыта организации системы местного самоуправления. Завершающим этапом исследования является анализ вопроса эффективности деятельности местного самоуправления в России на современном этапе.

Abstract. This article is devoted to the analysis of theoretical and methodical bases of efficiency of activity of local governments. The article analyzes the structure of the system of local self-government of the Russian Federation at the present stage. The article also presents an analysis of foreign experience in the organization of local government. The final stage of the study is the analysis of the effectiveness of local government in Russia at the present stage.

 

Ключевые слова: эффективность деятельности, органы местного самоуправления, система местного самоуправления, Российская Федерация, зарубежный опыт.

Keywords: efficiency of activity, local self-government bodies, local self-government system, Russian Federation, foreign experience.

 

В статье рассматривается возможность внедрения в деятельность органов власти и местного самоуправления информационной системы KPI, позволяющей сформировать алгоритмы реализации, мониторинга а также эффективность исполнения: целевых значений Указа Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года на региональном и местном уровне; целевых значений национальных проектов на региональном и местном уровнях; мероприятий, включенных в федеральные, региональные и муниципальные программы, программные документы и контрольные поручения; стратегии развития региона, муниципальных образований, а также планов мероприятий по их реализации; бюджетных планов и прогнозов уровня налоговых поступлений и задолженности; ключевых задач, требующих приоритетного исполнения.

В настоящее время, за редким исключением, оценка эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления носит технический характер и представляет собой систему показателей и индикаторов, значения которых необходимо представить в определённый срок. Установленные методики расчёта и формирования значений показателей дают общее понимание, откуда и каким образом получать информацию, как ее правильно описать и рассчитать значения. Но методов и способов достижения значений, а самое главное – четко выстроенного алгоритма действий по их достижению – не содержат. Методы достижения данных значений каждый орган или руководитель, как правило, определяет самостоятельно, исходя из существующих реалий.

На сегодняшний день перед органами власти и местного самоуправления стоит множество задач по достижению определенных целей и результатов, к основным из них относятся: целевые значения Указа Президента о национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года на региональном и местном уровне;  целевые значения национальных проектов на региональном и местном уровне;  мероприятия, включенные в федеральные, региональные и муниципальные программы, программные документы и контрольные поручения; стратегии развития региона, муниципальных образований, а также планов мероприятий по их реализации;  бюджетные планы и прогнозы уровня налоговых поступлений и задолженности;  ключевые проблемы, требующие приоритетного исполнения.

По нашему мнению, важен не столько процесс отчетности и предоставления сведений  в соответствующие органы и структуры, сколько понятный для всех, от руководителя до конкретного специалиста – исполнителя, процесс достижения конкретных целевых показателей. Существенными элементами данного процесса должны быть понятность, открытость, целесообразность действий должностных лиц, а также всех участников процесса. Кроме того, достижение общего результата должно основываться на результатах деятельности каждого руководителя и специалиста. 

Способствовать системной работе в данном направления могла бы информационная система управления и оценки эффективности деятельности органов власти и местного  самоуправления, основанная на строго определенных и разработанных показателях. Вопрос эффективности деятельности органов местного самоуправления играет решающую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территорий на современном этапе. Для начала рассмотрим теоретические основы функционирования органов местного самоуправления, определим основные принципы их деятельности, функционал им структуру.

По действующему федеральному законодательству (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Органы местного самоуправления от имени муниципалитета владеют, используют и распоряжаются муниципальным имуществом, получают доходы местных бюджетов от таких важных компонентов, как местные, региональные и федеральные налоги и сборы, обеспечивают равные субсидии муниципальному бюджету, поэтому одной из важнейших задач системы местного самоуправления является оценка эффективности ее деятельности в динамике и ее компонентной структуре. При оценке качества муниципального управления, как правило, речь идет об эффективности и эффективности управления. С.Н. Юркова А.Н. Широков: «Результативность – это достижение в итоге деятельности планируемых и желаемых целей и результатов, решение поставленных задач». «В свою очередь, эффективность характеризуется как получение результатов с наименьшими затратами ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, временных) либо получение более высоких результатов при одном и том же объёме ресурсов».

Методология оценки эффективности местного самоуправления основана на сравнительном анализе уровней, достигнутых городом в отчетном периоде, а также динамики изменений в этих важных сферах жизни, характеризующих здоровье городского населения, образование, литературу, оценка уровня эффективности местного самоуправления включает в себя три необходимых шага, включая оценку эффективности бюджетных расходов и, конечно же, их эффективность. Федеральные государственные структуры Российской Федерации определяют важность создания эффективной системы оценки эффективности органов местного самоуправления с целью повышения управляемости и устранения негативных последствий экономической нестабильности. В таблице 2 перечислены основные проблемы эффективности местного самоуправления.

Таблица 1.

Проблемы эффективности деятельности местного самоуправления

 

В таблице показаны наиболее эффективные проблемы местного самоуправления, которые направлены на развитие многих важных факторов, дальнейшие цели и решения.

В общем, эффективность может быть определена как отношение достигнутого результата к затраченным ресурсам. Поэтому для того, чтобы оценить эффективность, необходимо оценить результаты (например, в частном секторе экономики-прибыль), затем-затраченные на него ресурсы, а затем сравнить их. Управление должно включать анализ и оценку социальных последствий, а не предпринимательство, которое обычно является частным и групповым управлением. В самом широком смысле показатели эффективности представляют собой описательные или количественные показатели эффективности и направления прогресса в достижении целей. Определены показатели эффективности, результаты которых соответствуют требуемым (требуемым)количественным показателям. Метрика производительности всегда представляет собой число (иногда масштаб), выраженное в пикселях, процентах, давлении, людях/часах, параметрах времени, вероятностных характеристиках и т. д. Если мера может быть представлена одним значением, она является скалярной. Как правило, чаще используются векторные индикаторы, сочетающие в себе несколько частичных скалярных индикаторов [2]. Структура показателей, используемых для оценки эффективности местного самоуправления, представлена на рис.1.

 

Рисунок 1. Структура показателей оценки эффективности органов местного самоуправления

 

Правило оценки населением эффективности деятельности руководителей представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Правило оценки населением эффективности деятельности руководителей

 

Системы показателей результативности на разных уровнях не должны противоречить друг другу, кроме того, правильные цели в виде показателей результативности на самом низком уровне иерархии должны способствовать улучшению показателей результативности на верхнем уровне. Поскольку индикаторы находятся сверху вниз, индикаторы более низкого уровня должны способствовать достижению этих целей и целей органа. Поэтому для того, чтобы приблизить местное самоуправление к населению и обеспечить эффективность решения муниципальных проблем, необходимо разработать и внедрить показатели, оценивающие эффективность местного самоуправления. Эффективность муниципального управления-это сложная и многогранная концепция. Его можно измерить только несколькими методами и разными показателями. В каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, соответствующих объекту управления.

 

Список литературы:
1. Горб В.Г. Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – №. 1 (22).
2. Звягинцева Е.Н., Ковалева Т.Е. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2018. – №. 2. – С. 112-125.