Статья:

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Степанова В.Д., Женишев А.А. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Степанова Виктория Денисовна
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Женишев Айдар Азаматович
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Волкова Катерина Сергеевна
научный руководитель, ассистент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день экономическая безопасность рассматривается как система взаимодействующих механизмов и инструментов государственного противодействия внешним и внутренним угрозам на разных уровнях: международном, национальном, региональном, отраслевом и личностном. Движение капитала, как процесс его перемещения внутри страны и в рамках мировой экономической системы, имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Ввоз, вывоз и внутренний оборот капитала являются основными источниками угроз экономической безопасности страны, регионов и отраслей национальной экономики. Они могут приводить к нарушению пропорциональности, согласованности и сбалансированности бюджетов, программ и проектов. Угрозы могут быть реальными, наступившими или потенциальными, целенаправленными или возникающими стихийно, а также краткосрочными или перспективными. По своему содержанию, угрозы могут быть политическими, экономическими, организационными, социальными, информационными и экологическими.

Разработка метода контроля и регулирования движения капитала является одним из способов обеспечения экономической безопасности страны. Чтобы провести более тщательное исследование и наблюдать за процессом движения капитала, необходимо выделить его «конструктивные» и «неконструктивные» результаты. Такая классификация удобна, если рассматривать как положительные, так и отрицательные последствия для экономической безопасности государства. Конструктивный вывоз капитала — это движение капитала в развивающуюся национальную экономику. Ярким примером такого оттока являются прямые инвестиции российских компаний за рубеж. Эта форма движения капитала является легальной, более того обеспечивает создание новых возможностей для развития российской экономики, поскольку результат инвестирования в виде продуктов, услуг, денежных средств возвращается на территорию России, превышая первоначальные вложения. Также можно выделить: предоставление внешних займов, выплату внешних долгов, покупку ценных бумаг, 12 экспортное кредитование, приобретение долей акционерного капитала крупных иностранных компаний. Следует отметить, что таких примеров крайне мало относительно форм неконструктивного оттока, который означает вывоз капитала из страны в разрез с ее национальными интересами. Именно неконструктивный вывоз создает угрозы экономической безопасности. Он на сегодняшний день существует в многообразии форм, часть из которых является легальными. Именно неконструктивный вывоз формирует теневой отток капитала, который практически не поддается учету, оценивается ориентировочно на основе экспертных подходов. Все легальные механизмы вывоза капитала в Российской Федерации осуществляются на основе разрешения Банка России и отражаются соответствующим образом в платежном балансе. Государство должно стремиться к созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекать иностранные инвестиции, поддерживать и развивать отечественные предприятия и индустрии, а также улучшать механизмы противодействия незаконному вывозу капитала и финансовым махинациям.

Внешние угрозы могут быть связаны с экономическими факторами, такими как международные санкции, валютные колебания и торговые конфликты. С другой стороны, внутриэкономические угрозы могут включать в себя коррупцию, недостаточную конкуренцию на рынке, неправильное управление финансами и другие проблемы, которые могут негативно сказаться на экономике страны. Для эффективной борьбы с этими угрозами необходимо применять соответствующие меры противодействия на обоих уровнях безопасности. Внешнеэкономическая политика государства включает в себя планы по привлечению иностранных инвестиций, увеличению экспорта и диверсификации экономики. Кроме того, очень важно развивать торговые связи с другими странами и активно участвовать в международных экономических организациях.

На внутриэкономическом уровне, государство должно сосредоточиться на создании благоприятного климата для бизнеса, внедрении современных технологий, поддержке малого и среднего бизнеса, а также борьбе с коррупцией. Это поможет стимулировать экономический рост, укрепить конкурентоспособность и улучшить общую экономическую безопасность страны.

Принципиальная система государственно-управляемых процессов движения капитала в их взаимосвязи с системой экономической безопасности изображена на рис. 1

 

Рисунок 1. Организационная система управления процессом движения капитала в национальной экономике

 

Одним из ключевых инструментов государственного управления является формирование денежно-кредитной политики. Это позволяет государству контролировать объем денежных средств в обращении, что в свою очередь влияет на инфляцию, курс национальной валюты и бюджетную политику. Другой важной составляющей государственной политики является валютный мониторинг. Он позволяет контролировать валютные операции и предотвращать незаконный оборот капитала. Таможенный контроль и налоговое регулирование также играют важную роль в системе управления движением капитала, обеспечивая справедливое распределение налоговых бремен и предотвращение незаконного перемещения капитала через границу.

Органы управления финансовым сектором, такие как Минэкономразвития РФ, Фонд привлечения иностранных инвестиций, Институт инвестиционных уполномоченных, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу и другие органы исполнительной власти РФ, играют важную роль в реализации государственной политики в области регулирования движения капитала. Их совместные усилия направлены на создание благоприятной инвестиционной среды, стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности финансовой системы.

Однако, помимо управления движением капитала, России также необходимо уделить внимание развитию инвестиционной инфраструктуры и созданию объектов прямого непосредственного инвестирования. Это позволит привлечь больше иностранных инвестиций, способствовать стабилизации экономического роста и уменьшить воздействие кризисных явлений.

Более того, одним из основных аспектов механизма управления денежными потоками является диверсификация их направления. Разнообразие потоков денежных средств не только уменьшает риски и повышает устойчивость экономики, но и способствует развитию различных секторов национальной экономики. Это достигается путем разделения инвестиций и зависимости от разных рынков, что снижает возможные негативные последствия особо значимых событий в отдельных секторах.

Стоит отметить, что и государственные программы Российской Федерации являются важными инструментами государственного регулирования движения капитала и обеспечения экономической безопасности. Они представлены в Перечне и сгруппированы по разделам. Данные программы охватывают различные аспекты развития страны, такие как новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство. Некоторые из этих программ имеют прямое отношение к контролю за регулированием и ограничением потоков финансового капитала, а другие меры включают регулирование, направленное на повышение устойчивости и экономической безопасности. Например, безопасность страны напрямую связана с государственными программами, такими как «Обеспечение государственной безопасности», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и «Противодействие внезапному обороту наркотиков». Они включают меры по обеспечению безопасности населенных пунктов и территорий.

Внесение дополнений и изменений в основные направления реализации государственных программ позволит эффективнее, выгоднее использовать денежный капитал страны и обеспечить устойчивость, безопасность экономической системы.

Выделим основные механизмы управления потоками денежных средств:

  1. Финансовая отчетность и аудит: регулярное составление отчетов о финансовой деятельности компаний и организаций, проведение аудита для выявления незаконных денежных операций и финансовых махинаций.
  2. Регуляторная политика: установление законодательных и нормативных актов, контролирующих денежные потоки и их использование в стране.
  3. Развитие финансового рынка: создание эффективных механизмов для притока инвестиций, развития банковской системы и микрофинансирования, а также обеспечения финансовой стабильности в экономике.
  4. Международное сотрудничество: сеть международных соглашений и организаций, направленных на ликвидацию финансовых преступлений и незаконных денежных операций.

Таким образом, управление потоками денежных средств играет ключевую роль в обеспечении национальной экономической безопасности и стабильного экономического развития. Механизмы контроля и регулирования этих потоков позволяют предотвращать финансирование терроризма, организованной преступности и других угроз. Однако, в современном мире появляются новые вызовы, требующие постоянного совершенствования и разработки новых механизмов.

 

Список литературы:
1. Доронина А. И. Методы анализа и оптимизации денежных потоков в современных условиях / А. И. Доронина // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — С. 491–494.
2. Косиняева Н. С. Основные направления оптимизации денежных потоков / Н. С. Косиняева // Молодой ученый. — 2016. — № 12.5. — С. 42–44.
3. Новик Н.Н. Основные направления государственного регулирования процесса взаимодействия финансового и производственного капитала в целях обеспечения экономической безопасности России // Материалы 27-й Всероссийской 22 научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» - М.: ГУУ, 2012. – 0,2 п.л.
4. Порошина А.А. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/11/16782 (дата обращения: 28.10.2023).