Человеческий капитал как определяющий фактор инновационного развития экономики Кировской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Человеческий капитал как определяющий фактор инновационного развития экономики Кировской области
Аннотация: статья посвящена изучению человеческого капитала и его структурных элементов, являющимися основными факторами формирования национального потенциала и развития инновационной экономики региона. Актуальность исследования состоит в том, что в современных рыночных условиях все больший приоритет в становлении экономики региона приобретают человеческие умения, навыки, способности, именно они являются главной движущей причиной стабильного прогрессивного развития региональной экономики. Целью статьи является анализ человеческого капитала Кировской области, его составляющих и компонентов, непосредственно влияющих на инновационное становление экономики Кировской области. В статье рассмотрены теоретические аспекты становления понятия «человеческий капитал», даны определения ученых, исследовавших человеческий капитал и экономику знаний в целом. Результат работы может быть выражен в том, что человек становится важным ресурсом в эффективном развитии инновационной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, инновационная экономика, экономика знаний, капитал здоровья, капитал образования, теория человеческого капитала, экономика региона.
Инновационный тип развития экономики требует от участников социально-трудовых отношений не только повышенной самореализации и активизацию трудовых усилий, но и высокий уровень человеческого капитала.
Человеческий капитал – это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.1
Первый ученый, который стал вводить в экономическую лексику термин «человеческий капитал», стал Т.У.Шульц (1902-1998 г.г.). Он утверждал, что именно человеческие способности являются двигателем социально-экономических процессов, которые впоследствии приносят доход обладателю этих способностей.2 Т.-У.Шульц показал путем расчетов преимущества людей с высшим образованием перед людьми со средним образованием в части доходов и поднял затраты на образование на уровень производительных инвестиций, а само образование на уровень важного фактора развития человеческого капитала. Первопроходцем, подсчитавшим экономический эффект капитала образования, стал Г.С.Беккер (1930-2014 г.г.), применив такие понятия, как цена, затраты, норма отдачи, альтернативные издержки к различным аспектам человеческой жизни, а также применяя экономические методы для исследования человеческого капитала. «Для определения дохода от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил университет, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки» - доход, не полученный за время учебы, то есть, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования».3
Человеческий капитал — явление многообразное и изменяющееся, поэтому исследователи акцентируют внимание на разных его составляющих, но сходятся в обозначении основных элементов человеческого капитала:
ЧК = Кз+Ко+Кк,
где
ЧК — человеческий капитал; Кз — капитал здоровья; Ко — капитал образования; Кк — капитал культуры.
Проанализируем демографические факторы, влияющие на капитал здоровья на примере Кировской области. В число таких показателей входит инвалидность, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, заболеваемость населения по основным классам болезней. Данные представлены в таблице 1.4
Таблица 1.
Факторы, влияющие на капитал здоровья в Кировской области5
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение (+,-) |
Темп роста (%) |
Инвалидность, тыс.чел. |
127,1 |
123,3 |
-3,8 |
97,01 |
Рождаемость, тыс.чел. |
13,7 |
12,6 |
-1,1 |
91,97 |
Смертность, тыс.чел. |
18,6 |
18,8 |
0,2 |
101,08 |
Средняя продолжительность жизни, лет |
71,71 |
72,72 |
1,01 |
101,41 |
Заболеваемость населения по основным классам болезней, тыс.чел. |
26,7 |
26,6 |
-0,1 |
99,63 |
Из таблицы №1 видно, что показатель рождаемости падает, а показатель смертности растёт, что негативно сказывается на трудовом потенциале населения региона, так как если эта тенденция не прекратится, то трудоспособное население будет сокращаться, что отразится на экономическом состоянии региона; но при этом средняя продолжительность жизни увеличивается, и заболеваемость населения снижается, что обусловлено улучшением программ по оздоровлению населения в Кировской области. Также снижается уровень инвалидности, однако, причина снижения данного показателя кроется в увеличении показателя смертности из года в год.
Рассмотрим капитал образования Кировской области. По состоянию на 1.10.2018 года в области функционирует 4 образовательные организации, предоставляющие услуги по получению высшего образования (3 государственные и 1 негосударственная), 5 филиалов государственных и негосударственных вузов с общей численностью студентов 31 199 человек. Численность студентов, принятых в государственные вузы и филиалы государственных вузов составила 7 285 чел (с полным возмещением стоимости обучения 3 945 чел), в негосударственные вузы принято 567 чел, а выпущено из государственных вузов 5 941 чел (из них с полным возмещением стоимости обучения 3 283 чел), из негосударственных вузов 285 человек. Численность профессорско-преподавательского состава в государственных вузах составляет 1209 человек, из них 133 чел (11%) имеют докторскую степень, а 818 человек (67,7%) являются кандидатами наук.6
Из приведенных данных видно, что высшее образование в Кировской области является доступным, но существует проблема в системе образования региона: оканчивая университет, каждый третий выпускник уезжает на заработки в другие регионы.7В условиях современной рыночной экономики, которая все больше опирается на знания, капитал образования – это более ценный ресурс общества, чем природные богатства и техническая оснащённость, соответственно, государственным органам Кировской области необходимо разрабатывать программы, которые будут направлены на удержание выпускников вузов внутри региона, необходимо заинтересовывать коммерческие предприятия в привлечении молодых кадров к работе в кировских организациях, в целом создавать условия для свободного выбора начала своего профессионального пути, тем самым развивая экономику региона в положительной динамике.
Под культурным капиталом понимают совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или группы индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.8Культурный капитал характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура, образовательная культура, моральная культура, социальная культура. Сами по себе эти показатели не являются составными частями человеческого капитала, только при деятельном использовании их в системе культурного капитала они изменяют профессиональный статус человека. Культурные потребительские свойства превращаются в культурный капитал, лишь, будучи вплетенными в такие общественные отношения, при которых они становятся источником экономической власти их собственника над другими участниками социального взаимодействия.
Проанализируем основной компонент человеческого капитала — рабочую силу в Кировской области (данные представлены в таблице 2)9
Таблица 2.
Численность рабочей силы в Кировской области на 2018 год
|
Рабочая сила, тыс.чел.* |
Занятые в экономике,тыс.чел. |
Безработ |
Уровень участия в рабочей силе, % |
Уровень занятости, % |
Уровень безработицы, % |
Всего |
667,1 |
632,9 |
34,2 |
62,2 |
59,0 |
5,1 |
Мужчины |
345,3 |
326,8 |
18,5 |
71,6 |
67,7 |
5,4 |
Женщины |
321,9 |
306,2 |
15,7 |
54,5 |
51,9 |
4,9 |
Городское поселение |
516,6 |
491,7 |
25,0 |
63,3 |
60,3 |
4,8 |
Мужчины |
260,2 |
247,6 |
12,7 |
72,7 |
69,2 |
4,9 |
Женщины |
256,4 |
244,1 |
12,3 |
56,0 |
53,3 |
4,8 |
Сельское поселение |
150,5 |
141,3 |
9,2 |
58,5 |
54,9 |
6,1 |
Мужчины |
85,0 |
79,2 |
5,8 |
68,4 |
63,7 |
6,9 |
Женщины |
65,4 |
62,1 |
3,4 |
49,3 |
46,8 |
5,1 |
* - с 2017 года рабочая сила учитывается для лиц от 15 лет и старше.
По данным таблицы №2 можно сделать следующие выводы: почти 95% рабочей силы Кировской области составляют занятые в экономике, что положительно отражается на экономику региона и на инновационный путь ее развития. Преобладающим большинством экономически занятого населения являются мужчины, что обусловлено тем, что женщины могут находиться в отпуске по уходу за ребенком, то есть временно не поддерживать эффективное функционирование экономики. Уровень занятости в городском и сельском поселениях высок, в обоих анализируемых субъектах он составляет более 50%, что говорит о наличии непрерывного развития экономики региона как в городском округе, так и в сельских микрорайонах.
Таким образом, человеческий капитал имеет следующие характеристики:
- проявляется в форме знаний, способностей, навыков, то есть живой капитал человека, который может использовать предприятие или государство;
- не подвергается физическому износу, то есть отличается от интеллектуального по степени ликвидности;
- может быть как увеличен, так и уменьшён, за счёт личных качеств человека и факторов внешней среды;
- инвестируется в конкретного человека, причем инвестиции носят долгосрочный характер и имеют различные источники, но доходы, получаемые человеком, принадлежат ему;
- способствует наращиванию производительности труда, если носитель заинтересован в эффективном функционировании своего человеческого капитала и является главным фактором экономического роста региона и государства в целом.
В инновационном процессе человеческие способности все чаще выступают основным капиталом региона. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из стержневых понятий экономики знаний, позволяющих объяснить через призму человеческих действий экономические процессы. В современном информационно-инновационном обществе большее значение приобретает накопленный запас навыков, умений, навыков конкретного индивидуума, а также капитал здоровья, капитал образования, трудовой потенциал, интеллектуальные способности, наличие культурно-нравственного капитала у человека.