Статья:

Перспективы вывода российских вертолетов на азиатский рынок в современных условиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Врабий Е.А. Перспективы вывода российских вертолетов на азиатский рынок в современных условиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75970 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы вывода российских вертолетов на азиатский рынок в современных условиях

Врабий Евгения Анатольевна
магистрант, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Рожанская Елена Александровна
научный руководитель,

 

Аннотация. В рамках данной научной статьи анализируется современное развитие рынка вертолетов РФ в контексте общемирового развития данного рынка. Определяется существующая проблематика в системе развития данного сектора экономики государства. Осуществляется оценка перспектив и проблем расширения влияния РФ на азиатском рынке вертолетов.

 

Ключевые слова: военная авиация, вертолеты, военная техника, рынок, мировой рынок, азиатский рынок, рынок вертолетов.

 

Введение. На современном этапе развития национальной экономики в частности и мировой экономики в целом Российская Федерация сталкивается с существенной проблематикой в сфере обеспечения должного уровня экономической безопасности государства. В данных условиях важную. Роль играет поиск новых возможностей в сфере обеспечения роста экономики, в том числе и за счет экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости [1].

Учитывая существенную материально-техническую базу, в сфере производства военной техники существует значительней потенциал в рамках повышения экспортной выручки в контексте увеличения активности на мировых рынках, что и обуславливает актуальность темы данного научного исследования.

Изложение основного материала. Важным аспектом в системе развития экономики в целом и ВПК государства в частности является реализация политики производства продукции двойного назначения, как для военного сектора, так и для гражданского сектора, одним из наиболее эффективных направлений в данном аспекте является вертолетный сектор [2]. В рамках предметного раскрытия тематики данной научной статьи проанализируем динамику производства и экспорта вертолетов Российской Федерацией за расчетный период с 2015 года по 2018 год включительно (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика производства и экспорта (ед.) вертолетов РФ в 2015-2018 годах [4]

 

Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы за расчетный период произошли следующие изменения и преобразования в системе показателей:

  • производство вертолетов выросло на 0,94% или 2 единицы, с 212 в 2015 году до 214 в 2018 году;
  • в то же время экспорт вертолетов сократился на 25,74% или 26 единиц, со 101 вертолета в 2015 году до 75 вертолетов в 2019 году соответственно.

Если производство вертолетов осталось на прежнем уровне, то в рамках экспорта зафиксировано существенное снижение объемов поставок, что обуславливается ограничивающими факторами в рамках внешнеполитических и внешнеэкономических санкций с одной стороны и падением спроса со стороны ключевых партнеров с другой стороны.

В данной ситуации важным фактором является поиск новых рынков сбыта. Проанализируем среднегодовую динамику роста вертолетного флота по регионам мира в 2015-2018 годах (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Динамика роста вертолетного флота (%) по регионам мира в 2015-2018 годах [4]

 

Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы, что наиболее быстрорастущим рынком является рынок Азии, что обуславливается относительно малой емкостью вертолетного флота относительно Европы и Северной Америки и наличием значительного числа развивающихся экономик.

Также, не стоит забывать, что в данном регионе до сих пор существует множество открытых территориальных конфликтов (Индия-Пакистан, Индия-Китай, Китай-Япония, Китай-Вьетнам и др.).

Проанализируем роль динамику экспорта РФ вертолетов в Азию и долю данного показателя в общем объеме экспорта вертолетов в 2015-2018 годах (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Динамика экспорта РФ вертолетов (ед.) в Азию и доля данного показателя в общем объеме экспорта вертолетов (%) в 2015-2018 годах [4-8]

 

Как видно из вышеприведенной диаграммы экспорт вертолетов из РФ в Азию упал как в абсолютном выражении с 58 единиц в 2016 году до 19 единиц в 2018 году. Так и в относительных цифрах если в 2015 году экспорт вертолетов в Азию составлял 57,4,% то по итогам 2018 года данный показатель сократился до 25,3%.

Среди ключевых причин, повлиявших на снижение данного показателя, следует выделить следующие факторы:

Во-первых, в связи со стремительным экономическим и технологическим ростом в Индие и Китае в начале 21 века, правительства этих стран выделели огромные бюджеты на обновление парка военной вертолетной техники и выбор пал на вертолеты российского производства. В период с 2007 по 2016 годы осуществлялись поставки вертолетов по ранее заключенным контрактам. На данный момент мы можем сказать, что вертолетный парк этих двух больших государств обновлен и в ближайшее десятилетие таких больших поставок не придвидится. Поэтому в ближайшей перспективе Россия на рынках этих двух стран ориентируется только на ремонт, модернизацию и поставку комплектующих для ранее поставленных вертолетов.

Также, в последние годы имеет место быть тенденция к импортозамещению военной вертолетной техники в Индии и Китае. Если в Индии проект по разработке военного вертолета собственного производства только начинает зарождаться, то Китай уже наладил производство собственного военного вертолета, который в дальнейшем, по планам китайского правительства, должен стать основной моделью во флоте государства.

Не стоит также забывать, что РФ специализируется преимущественно на производстве тяжелых вертолетов и военных вертолетов, в то время как в мире растет спрос на легкие вертолеты гражданского назначения.

Для реализации возможности выхода российских гражданских вертолетов на азиатский рынок планируется продвижение в наиболее привлекательные сегменты вертолетов, в состав конструкции, систем и оборудования которых вводятся элементы, создаваемые, в том числе, с использованием инновационных технологий и современных материалов.

На данный момент наша страна активно продвигает на азиатский рынок новые модели гражданских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2.

С целью продвижения новой продукции на азиатский рынок Россией был проведен демотур по странам Юго-Восточной Азии. По результатам данного демотура 5 государств подали заявки на покупку 70 отечественных вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 на сумму свыше 500 млн. долларов США. 20 единиц предварительно законтрактовал Китай, еще 50 единиц должны отправиться в Малайзию, Вьетнам, Таиланд и Камбоджу [3].

На данном этапе реализуется еще один крупный проект с Правительством Индии на поставку 200 российских вертолетов Ка-226 на сумму около 1 млрд.долл.США. Примечательно, что 60 машин будут произведены в России, а остальная часть в Индии с дальнейшей локализацией производства данным машин индийской компанией HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

Выводы. Как итог данной научной статьи можно сделать следующие выводы:

1. В среднесрочном периоде наблюдается снижение объемов экспортных поставок вертолетов на рынок Азиатского региона, однако по прежнему Индия и Китай остаются ключевыми эксплуатантами отечетсвенных вертолетов.

2. Ключевыми потребителями вертолетов на азиатском рынке в период 2015-2018 годов были такие страны, как Казахстан, Индия, Вьетнам, Таиланд, Туркменистан.

3. Относительно перспектив развития ситуации в рамках данного рынка следует отметить, что, скорее всего динамика (к сокращению объемов поставок) сохранится, так как РФ на сегодняшний день не может представить конкурентную продукцию на данный рынок в сфере легкой гражданской авиации. Учитывая потенциальное падение экономики, можно предположить, что в ближайшие годы не планируется финансирование новых отечественных разработок в сфере легких вертолетов.

4. В то же время ключевой движущей силой экспортных поставок вертолетов из РФ в страны Азии должны стать вертолеты «Ансат» и Ми-171А2, более 70 единиц которых должны быть поставлены в КНР, Малайзию, Камбоджу, Таиланд и Вьетнам на протяжении 2021-2023 годов.

 

Список литературы:
1. Авдеева Е.С., Панюшкина Л.В., Денисов Д.Д. Развитие ремонта и послепродажного обслуживания отечественной авиационной техники на мировом рынке // Вестник Института экономических исследований. 2017. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-remonta-i-posleprodazhnogo-obsluzhivaniya-otechestvennoy-aviatsionnoy-tehniki-na-mirovom-rynke (дата обращения: 19.05.2020)
2. Демин С.С. Анализ состояния и тенденций развития рынка авиационной техники (на примере вертолетостроения) // Economics and management of a national economy. 2019. № 9. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2019-8/43-demin-kalachanov-mokrousova.pdf (дата обращения: 19.05.2020)
3. Вертолеты Росси завершили демотур по Юго-Восточной Азии. URL: https://rostec.ru/news/vertolety-rossii-zavershili-demotur-po-yugo-vostochnoy-azii/?sphrase_id=190848 (дата обращения: 19.05.2020)
4. Рынок вертолетов // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. 2020. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/02/1495288295/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2019.pdf (дата обращения: 19.05.2020)
5. Trade registers (export Russian Federation) 2015. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (дата обращения: 19.05.2020)
6. Trade registers (export Russian Federation) 2016. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (дата обращения: 19.05.2020)
7. Trade registers (export Russian Federation) 2017. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (дата обращения: 19.05.2020)
8. Trade registers (export Russian Federation) 2018. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (дата обращения: 19.05.2020)