Перспективы вывода российских вертолетов на азиатский рынок в современных условиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Перспективы вывода российских вертолетов на азиатский рынок в современных условиях
Аннотация. В рамках данной научной статьи анализируется современное развитие рынка вертолетов РФ в контексте общемирового развития данного рынка. Определяется существующая проблематика в системе развития данного сектора экономики государства. Осуществляется оценка перспектив и проблем расширения влияния РФ на азиатском рынке вертолетов.
Ключевые слова: военная авиация, вертолеты, военная техника, рынок, мировой рынок, азиатский рынок, рынок вертолетов.
Введение. На современном этапе развития национальной экономики в частности и мировой экономики в целом Российская Федерация сталкивается с существенной проблематикой в сфере обеспечения должного уровня экономической безопасности государства. В данных условиях важную. Роль играет поиск новых возможностей в сфере обеспечения роста экономики, в том числе и за счет экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости [1].
Учитывая существенную материально-техническую базу, в сфере производства военной техники существует значительней потенциал в рамках повышения экспортной выручки в контексте увеличения активности на мировых рынках, что и обуславливает актуальность темы данного научного исследования.
Изложение основного материала. Важным аспектом в системе развития экономики в целом и ВПК государства в частности является реализация политики производства продукции двойного назначения, как для военного сектора, так и для гражданского сектора, одним из наиболее эффективных направлений в данном аспекте является вертолетный сектор [2]. В рамках предметного раскрытия тематики данной научной статьи проанализируем динамику производства и экспорта вертолетов Российской Федерацией за расчетный период с 2015 года по 2018 год включительно (Рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика производства и экспорта (ед.) вертолетов РФ в 2015-2018 годах [4]
Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы за расчетный период произошли следующие изменения и преобразования в системе показателей:
- производство вертолетов выросло на 0,94% или 2 единицы, с 212 в 2015 году до 214 в 2018 году;
- в то же время экспорт вертолетов сократился на 25,74% или 26 единиц, со 101 вертолета в 2015 году до 75 вертолетов в 2019 году соответственно.
Если производство вертолетов осталось на прежнем уровне, то в рамках экспорта зафиксировано существенное снижение объемов поставок, что обуславливается ограничивающими факторами в рамках внешнеполитических и внешнеэкономических санкций с одной стороны и падением спроса со стороны ключевых партнеров с другой стороны.
В данной ситуации важным фактором является поиск новых рынков сбыта. Проанализируем среднегодовую динамику роста вертолетного флота по регионам мира в 2015-2018 годах (Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика роста вертолетного флота (%) по регионам мира в 2015-2018 годах [4]
Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы, что наиболее быстрорастущим рынком является рынок Азии, что обуславливается относительно малой емкостью вертолетного флота относительно Европы и Северной Америки и наличием значительного числа развивающихся экономик.
Также, не стоит забывать, что в данном регионе до сих пор существует множество открытых территориальных конфликтов (Индия-Пакистан, Индия-Китай, Китай-Япония, Китай-Вьетнам и др.).
Проанализируем роль динамику экспорта РФ вертолетов в Азию и долю данного показателя в общем объеме экспорта вертолетов в 2015-2018 годах (Рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика экспорта РФ вертолетов (ед.) в Азию и доля данного показателя в общем объеме экспорта вертолетов (%) в 2015-2018 годах [4-8]
Как видно из вышеприведенной диаграммы экспорт вертолетов из РФ в Азию упал как в абсолютном выражении с 58 единиц в 2016 году до 19 единиц в 2018 году. Так и в относительных цифрах если в 2015 году экспорт вертолетов в Азию составлял 57,4,% то по итогам 2018 года данный показатель сократился до 25,3%.
Среди ключевых причин, повлиявших на снижение данного показателя, следует выделить следующие факторы:
Во-первых, в связи со стремительным экономическим и технологическим ростом в Индие и Китае в начале 21 века, правительства этих стран выделели огромные бюджеты на обновление парка военной вертолетной техники и выбор пал на вертолеты российского производства. В период с 2007 по 2016 годы осуществлялись поставки вертолетов по ранее заключенным контрактам. На данный момент мы можем сказать, что вертолетный парк этих двух больших государств обновлен и в ближайшее десятилетие таких больших поставок не придвидится. Поэтому в ближайшей перспективе Россия на рынках этих двух стран ориентируется только на ремонт, модернизацию и поставку комплектующих для ранее поставленных вертолетов.
Также, в последние годы имеет место быть тенденция к импортозамещению военной вертолетной техники в Индии и Китае. Если в Индии проект по разработке военного вертолета собственного производства только начинает зарождаться, то Китай уже наладил производство собственного военного вертолета, который в дальнейшем, по планам китайского правительства, должен стать основной моделью во флоте государства.
Не стоит также забывать, что РФ специализируется преимущественно на производстве тяжелых вертолетов и военных вертолетов, в то время как в мире растет спрос на легкие вертолеты гражданского назначения.
Для реализации возможности выхода российских гражданских вертолетов на азиатский рынок планируется продвижение в наиболее привлекательные сегменты вертолетов, в состав конструкции, систем и оборудования которых вводятся элементы, создаваемые, в том числе, с использованием инновационных технологий и современных материалов.
На данный момент наша страна активно продвигает на азиатский рынок новые модели гражданских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2.
С целью продвижения новой продукции на азиатский рынок Россией был проведен демотур по странам Юго-Восточной Азии. По результатам данного демотура 5 государств подали заявки на покупку 70 отечественных вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 на сумму свыше 500 млн. долларов США. 20 единиц предварительно законтрактовал Китай, еще 50 единиц должны отправиться в Малайзию, Вьетнам, Таиланд и Камбоджу [3].
На данном этапе реализуется еще один крупный проект с Правительством Индии на поставку 200 российских вертолетов Ка-226 на сумму около 1 млрд.долл.США. Примечательно, что 60 машин будут произведены в России, а остальная часть в Индии с дальнейшей локализацией производства данным машин индийской компанией HAL (Hindustan Aeronautics Limited).
Выводы. Как итог данной научной статьи можно сделать следующие выводы:
1. В среднесрочном периоде наблюдается снижение объемов экспортных поставок вертолетов на рынок Азиатского региона, однако по прежнему Индия и Китай остаются ключевыми эксплуатантами отечетсвенных вертолетов.
2. Ключевыми потребителями вертолетов на азиатском рынке в период 2015-2018 годов были такие страны, как Казахстан, Индия, Вьетнам, Таиланд, Туркменистан.
3. Относительно перспектив развития ситуации в рамках данного рынка следует отметить, что, скорее всего динамика (к сокращению объемов поставок) сохранится, так как РФ на сегодняшний день не может представить конкурентную продукцию на данный рынок в сфере легкой гражданской авиации. Учитывая потенциальное падение экономики, можно предположить, что в ближайшие годы не планируется финансирование новых отечественных разработок в сфере легких вертолетов.
4. В то же время ключевой движущей силой экспортных поставок вертолетов из РФ в страны Азии должны стать вертолеты «Ансат» и Ми-171А2, более 70 единиц которых должны быть поставлены в КНР, Малайзию, Камбоджу, Таиланд и Вьетнам на протяжении 2021-2023 годов.