Статья:

ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СТРАТЕГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Конференция: CCCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Борисова М.П. ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СТРАТЕГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(316). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(316).pdf (дата обращения: 17.10.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СТРАТЕГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Борисова Мария Павловна
студент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Бездумное использование современной линейной экономической модели производства привело к тому, что наше поколение столкнулось с серьезными экономическими и экологическими вызовами. Минеральные, лесные, водные ресурсы, которые казались нашим предшественникам бесконечными, уже сейчас считаются недостаточными для развития и поддержания жизни на нашей планете. Более того, наше общество столкнулось с серьезной проблемой под названием «отходы». Уже сейчас выбросы отходов составляют 2,3 миллиарда тонн, а по прогнозам ученых к 2050 году этот показатель может увеличится до 3,8 миллиарда тонн, что связано с ежедневным ростом производства, потребления, урбанизацией [1]. Решением этой проблемы может стать переход к циркулярной экономике (ЦЭ), которая сочетает в себе грамотное перераспределение отходов, минимизацию негативного эффекта для окружающей среды. К 2025 году в российской экономике преобладает линейная модель производства. Несмотря на изменения в законодательстве, разработку национальных проектов, базовая модель остается ориентированной на захоронение, а не на переработку (коммунальные отходы: 79,9% - захоронение, 12,7% - переработка) [2]. Для сравнения, во Франции процент перерабатываемых коммунальных отходов от общей массы в 2023 году составлял 46,7% [3]. Такое различие демонстрирует не только разный уровень развития инфраструктуры и экологической культуры, но и эффективности экономических и управленческих механизмов, применяемых государством. Так, целесообразно рассмотреть французский опыт перехода к циркулярной экономике и оценить возможность адаптации к российским условиям с учетом национальной специфики.

Согласно определению, сформулированному Фондом Эллен МакАртур [4], «циркулярная экономика — это система, в которой материалы никогда не становятся отходами, а природа восстанавливается». То есть, циркулярная экономика – это новая экономическая модель, противопоставляемая традиционной «линейной» или открытой моделям, благодаря внедрению которой достигается минимизация потерь ресурсов в рамках замкнутого производственно-потребительского цикла и сведение к минимуму негативного внешнего эффекта для окружающей среды и третьих лиц [5]. Самый важный аспект в определении данного типа модели заключается в том, что каждый этап производства должен отвечать принципам циркулярности, ведь только при налаживании всех стадий цикла «производство-распределение-обмен-потребление» может быть достигнуто замкнутое производство. Франция на протяжении всей истории была одной из самых развитых стран с продвинутой экономикой. Полноценный переход к циркулярной экономике страна также начала одной из первых. Первый официальный документ, который показывает готовность страны адаптировать экономическую систему, — это «LOI n° 2015-992 du 17 août 2015» — Закон о переходе к устойчивой энергетике для зелёного роста [6]. Этофт закон заложил основу создания модели устойчивого энергетического будущего: уменьшение парниковых газов, сокращение зависимости от ископаемых ресурсов, развитие «зеленых» инноваций и переход к замкнутым циклам производства. В законе были сформулированы обязательные стандарты для строительного сектора, правила эксплуатации возобновляемых источников энергии, программы поддержки «зеленой» мобильности, реформы в сфере управления отходами и финансовые инструменты для помощи бизнесу. С 2018 года Франция полноценно анонсировала новую стратегию развития, представив «Feuille de route pour l'économie circulaire» (FREC, «Дорожная карта по переходу к циркулярной экономике») [7]. Главными целями для французской экономики стали: продвижение новых моделей производства, снижение нагрузки на окружающую среду, борьба с промышленными и пищевыми отходами и полноценный переход к циркулярной модели экономики в будущем. Следующим важным законом для продвижения циркулярной экономики стал «Loi Anti-Gaspillage pour une Économie Circulaire» (AGEC) [8]. Закон содержит пять универсальных целей ЦЭ, которые в свое время были выделены Фондом Эллен МакАртур: проектирование производства с учетом дальнейшей утилизации, продление службы срока товаров, информирование потребителей, поддержка инноваций и установление новых правовых норм, переход от одноразового к многоразовому (пластик, текстиль). Несмотря на схожесть FREC и AGEC, двух главных документов, положивших официальное начало перехожу к циркулярной экономике, AGEC был не просто стратегией. Так, можно увидеть тенденцию к более качественным реформам во Франции в сфере перехода к ЦЭ. Уже приняв национальную стратегию и официально её узаконив, Франция продолжает принимать законы, которые маленькими шажками реформируют экономику страны:

  1. До 2024 года раздельный сбор биоотходов был обязательностью муниципалитетов. Однако «Закон об обязательной сортировке и компостировании биоотходов», принятый 1 января 2004 года, унифицировал сбор и компостирование на территории всей страны [9].
  2. В 2025 году был введен запрет на производство, импорт и продажу продукции, содержащей «вечные химикаты» (PFAS) [10].
  3. Сейчас во Франции существует программа «France Relance», в рамках которой правительство направляет большие финансовые средства на поддержку циркулярной инфраструктуры [11]. 

Для качественного развития ЦЭ необходимо создавать мощную институциональную систему, в которой будет осуществляться контроль за соблюдением установленных норм и распределение финансовых ресурсов государства. Во Франции таким органом является Министерство экологического перехода Франции (Ministère de la Transition Écologique). К функциям министерства относится: разработка стратегий и законов в сфере экологии, ЦЭ, ресурсов; координация внедрения новых технологий; развитие экономики замкнутого цикла и налаживания партнерских отношений между другими министерствами [12]. Также министерство курирует важные для развития ЦЭ агентства:

  1. «Агентство экологического перехода» (Agence de la transition écologique, ADEME). Это агентство отвечает за финансирование и продвижение «зеленых» проектов. Именно оно отвечает за реализацию FREC, AGEC и за поддержку EPR [13].
  2. «Centre d’études et d’expertise sur les risques, l’environnement, la mobilité et l’aménagement» (Центр исследований и экспертизы в области рисков, окружающей среды, мобильности и планирования, CEREMA). Данный научный центр занимается разработкой новых стратегий, экспертизой проектов и экономическим анализом систем [14].

Таким образом, французское правительство не только создает законодательную, экономическую и институциональную базу, но у осуществляет всесторонний контроль за исполнением предписанных норм. Переход к циркулярной экономике невозможен без активного участия бизнеса. Если государство создает нормативную и финансовую основу, то бизнес реализует эти принципы на практике. Например, есть интересное исследование о шести французских компаниях (Epsilon, Sigma, Lambda, Iota, Kappa, Omega), которые были объединены в общую программу циркулярной экономики «Territoires Zéro Déchet» [15]. Создание локальной производственно-логистической цепочки сформировало замкнутый контур ресурсов внутри портовой зоны La Rochelle, что увеличило использование вторичных ресурсов, улучшило управление отходами и цифровую среду. Этот кейс показывает, что переход к циркулярности может быть выгоден для бизнеса при грамотной поддержке государства. Россия находится на начальном этапе внедрения принципов экономики замкнутого цикла, как мы уже обсудили ранее. При больших объемах добычи полезных ископаемых и производства технического оборудования, в стране плохо развит сектор управления отходами. И на данный момент это является одной из самых острых проблем для уже существующей традиционной модели. Количество отходов увеличивается с каждым годом, при этом уровень их обезвреживания, утилизации и переработки остается невысоким. Если мы обратимся к индексу отходоемкости (интенсивность образования отходов на макроуровне по отношению к ВВП), то он также имеет тенденцию роста, что указывает на отсутствие количественного развития направления [5]. Так, еще рано говорить о национальной стратегии перехода к циркулярной экономике, потому что очевидно, что система не готова к масштабным изменениям. Но в данных условиях существует множество способов для плавной интеграции экономики замкнутого цикла. Как мы обсудили, одной из главных проблем является сектор управления отходами. Постепенно российское правительство создает законодательную базу, которая станет основой для постепенного перехода к циркулярной экономике.

Одним из главных нормативных актов, регулирующих сектор отходов, является «Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [16]. Несмотря на важные положения об обязательствах производителей и государства, в законе не рассматривается повторное использование отходов, система поддержки переработки и стимуляция циркулярных технологий. С 2015 года в закон была внесена норма о расширенной ответственности производителей (EPR), по которой производители имеют обязательства по утилизации и переработке товаров или сотрудничеству со сторонними операторами. Однако исполнения данных обязательств остается на очень низком уровне в силу манипуляций с отчетностями, применения не ко всех производственным областям и низкому уровню понимания смысла данного механизма у производителей. Таким образом, закон не отвечает главным принципам ЦЭ, что делает его несостоятельным правовым механизмом.

На данный момент в России существует большое количество национальных проектов, направленных на переход к циркулярной экономике. Одним из таких является проект «Экология», который осуществлялся до 2024 года [17]. В рамках этого проекта государство поддерживало следующие инициативы:

  1. Федеральный проект «Чистая страна». Главной целью проекта была ликвидация 208 свалок и объектов накопленного вреда.
  2. Федеральному проект «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». В рамках проекта происходит внедрение двухпоточной системы раздельного сбора отходов. Таким образов к 2024 года сортировку проходили более 53% всех ТКО, что больше на 50 п.п. по сравнению с 2018 годом.
  3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности». Была создана сеть экотехнопарков по утилизации отходов первого и второго классов, а также единая система учета и контроля за обращением данных отходов.

Одним из факторов, затрудняющих развитие сектора управления отходами, является острая нехватка оборудования для сортировки, переработки и утилизации отходов. Большая часть оборудования на данный момент закупается у китайских компаний. Это делает сектор переработки отходов зависимым от импорта. В этой ситуации невозможно достичь нужного уровня переработки и запустить инновационные ЦЭ-модели. Для понимания возможностей адаптации французских стратегий к российским условиям, необходимо сравнить уже существующие правовые нормы, институты, производства и системы, которые обеспечивают переход к циркулярной экономике. В «Таблице №1» представлены основные пункты для сравнения критериев двух экономик. Анализ показывает, что Франция сильно опережает Россию по уровню готовности адаптации принципов ЦЭ к уже существующей линейной модели. Если во Франции существует уже развитая законодательная и институциональная база, то в России только начинается постепенная интеграция новых принципов и правил. Более того, уровень французского производства, технологий и инноваций помогает стране использовать внутренние ресурсы, а российский рынок остается в зависимости от импорта. Французское правительство при разработке национальной стратегии FREC и закона AGEC опиралось на основные принципы ЦЭ, описанные в докладе Фонда Эллен МакАртур [18]. Поэтому для понимания возможности адаптации давайте разберем, насколько российская экономика готова к внедрению новых принципов.

Таблица 1

Сравнительный анализ французской и российских условий

 

Eliminate waste and pollution (минимизировать отходы и загрязнение). Как мы уже разобрали в предыдущих пунктах, слабый сектор управления отходами и высокий уровень производства при невысоком уровне инноваций является серьезной проблемой не только для ЦЭ, но и для всей экономической системы России. Несмотря на огромные запасы ресурсов, они рано или поздно истощатся, что будет большим вызовом для будущих поколений. Однако многие забывают, что одним из главных ресурсов являются именно отходы, при правильном сборе и переработке которых можно получать вторичные ресурсы. Если сейчас в стране начнется активное формирование законодательной и экономической базы для развития сектора, то в будущем Россия при большом объеме производимых отходов сможет стать одним из лидеров по производству вторичных ресурсов. Например, одним из самых доступных и популярных источников энергии в мире считается уголь. Россия является одним из лидеров по добычи угля, при этом дальнейшая переработка золошлаковых отходов остается на очень низком уровне. При этом ЗШО можно назвать одними из самых «ценных» отходов, ведь они содержат в себе огромное количество минерального сырья и редкоземельных элементов, которое необходимо для всех отраслей производства и может быть использовано повторно [19]. Circulate products and materials (циркулирование продуктов и материалов).  Второй принцип ориентирован уже непосредственно к экономике замкнутого цикла – необходимо создавать систему, в которой продукты и материалы будут использоваться не «линейно», а «циркулировать» на протяжении всего экономического цикла. Именно здесь стоит обратиться к французскому опыту, ведь во Франции экономика уже во многом адаптирована под этот принцип. Для начала необходимо создать мощную законодательную базу для всех предприятий всех отраслей. Например, важным шагом будет редакция «Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Сейчас закон слабо регулирует управление отходами и деятельность фирм. Однако в него можно внести следующие правки:

  1. Установление ЦЭ как национальной стратегии и законодательное закрепление обязанностей государства, производителей и потребителей;
  2. Внести обязательный пункт о «предотвращение отходов», а не просто об утилизации. То есть утилизировать отходы можно только при невозможности их переработки, а пока что не существует четкой иерархии, предприятия выбирают более простое управление отходами;
  3. Внести обязательную сертификацию товаров и цифровые паспорта, что поможет контролировать жизненный цикл продукции и заставит производителей быть более ответственными;
  4. Необходимо ужесточить правила «Расширенной ответственности предприятия» и ввести большие штрафы за неисполнение своих обязанностей. Например, для контроля за производителями существует система «éco-organismes» - некоммерческие организации, которые официально утверждаются государством и являются необходимой структурой для функционирования EPR [20]. Данную институциональную базу можно интегрировать в уже существующую систему контроля в России, что снизит нагрузку на надзирательные службы, которые и без этого выполняют огромное количество функций;
  5. Закрепить обязанность государства финансировать «циркулярные» проекты и помогать производителям реформировать предприятия. Более того, необходимо поддерживать ремонтные центры, что будет вовлекать потребителей.

Regenerate nature (восстановление природы). Россия обладает огромными территориями и богата природными ресурсами, в отличие от Франции. Важно понимать, что даже ресурсы являются не вечными и уже сейчас существуют огромные проблемы в сфере экологии страны. В таких условиях необходимо заранее начать вводить меры для сохранения окружающей среды, пока что не стало поздно. Применение французского опыта в этот момент будет необходимым, ведь Франция старается сохранить уже достаточно «истощенную» природную среду, и если мы заранее начнем качественно регулировать экологические нормы, то сможем избежать масштабных потерь в будущем. Во-первых, необходимо перенять французский опыт в сфере обязательного управления биоотходами и их компостированием. Во-вторых, можно создать российский аналог «Common Agricultural Policy» (CAP) - система субсидий и финансовой поддержки агросектора, фермеров и устойчивого земледелия [21]. Это стало бы важнейшим шагом для развития сектора в стране, ведь Россия является одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции. Это будет способствовать сохранению почв, развитию малого и среднего предпринимательства, а также органического земледелия. 

Таким образом, французский опыт будет полезен для российской экономики, которая находится на начальной стадии перехода к замкнутой системе. Например, во Франции существует недостаток ресурсов, а в России из-за огромного количества ресурсов есть проблемы с дальнейшей утилизацией и переработкой отходов. Но если французское правительство уже начало активное реформирование системы, то Россия только начинает запускать проекты. Россия может брать уже готовые проверенные решения и быстро их адаптировать. Так, российский переход к циркулярной экономике может происходить более быстрыми темпами и с меньшими рисками для уже существующей системы.

 

Список литературы:
1. Global Waste Management Outlook 2024 / United Nations Environment Programme. UNEP, 2024. URL: https://www.unep.org/resources/global-waste-management-outlook-2024 (дата обращения: 01.10.2025)
2. В России захоранивается 80 % бытового мусора / Finexpertiza. 2023. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2023/waste-disposal-2023/ (дата обращения: 20.09.2025)
3. Forecast: Municipal Waste Recycling Rate in France / ReportLinker. 2024. URL: https://www.reportlinker.com/dataset/9e0b5d307a1914352bcea02e0bb9c718f15c8ab1 (дата обращения: 20.09.2025)
4. Circular economy introduction / Ellen MacArthur Foundation. 2024. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/topics/circular-economy-introduction/overview (дата обращения: 20.09.2025)
5. Бобылев С. Н., Соловьева С. В. Циркулярная экономика и её индикаторы для России / Мир новой экономики. – 2020. – Т. 14. № 2. – С. 63–72. 
6. Loi n° 2020-105 du 10 février 2020 relative à la lutte contre le gaspillage et à l’économie circulaire / Légifrance. Paris, 2020. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/download/pdf?id=FMF1TotItrXlqeQwdI7cZ--nam6aCtsgM2LdqywZyGE= (дата обращения: 22.09.2025)
7. Feuille de route pour l’économie circulaire (FREC) / Ministère de la Transition écologique. Paris. URL: https://www.ecologie.gouv.fr/politiques-publiques/feuille-route-economie-circulaire-frec (дата обращения: 04.10.2025)
8. Loi anti-gaspillage pour une économie circulaire (AGEC) / Ministère de la Transition écologique. Paris, 2020. URL: https://www.ecologie.gouv.fr/loi-anti-gaspillage-economie-circulaire (дата обращения: 23.09.2025)
9. Source sorting of bio-waste: how will it be implemented from 1 January 2024? / Service-Public.fr. 2020. URL: https://www.service-public.gouv.fr/particuliers/actualites/A16963?lang=en (дата обращения: 23.09.2025)
10. PFAS. URL: https://www.pfas.com/about-pfas/ (дата обращения: 23.09.2025)
11. France Relance: plan to relaunch activity, cohesion priority / Cedefop. 2020. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/tools/timeline-vet-policies-europe/search/39506 (дата обращения: 24.09.2025)
12. Ministères de la Transition écologique et de la Cohésion des territoires: page d’accueil. URL: https://www.ecologie.gouv.fr/ (дата обращения: 24.09.2025)
13. Agence de la transition écologique. URL: https://www.ademe.fr/ (дата обращения: 19.09.2025)
14. Centre d’études et d’expertise sur les risques, l’environnement, la mobilité et l’aménagement. URL: https://www.cerema.fr/ (дата обращения: 25.09.2025)
15. Kadio A. K. C. Circular Economy and Supply Chain Change: The Case of Industries in a French Port // European Journal of Logistics, Purchasing and Supply Chain Management. – 2023. – Vol. 11. No. 2. – P. 17–30
16. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» / Президент России. 1998. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12774 (дата обращения: 23.09.2025)
17. Архив национальных проектов России за 2019–2024 гг. / Национальные проекты России. 2019–2024. URL: https://nationalprojects.ru/projects/ekologiya (дата обращения: 04.10.2025)
18. Circular Economy: Introduction and Overview / Ellen MacArthur Foundation. 2024. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/topics/circular-economy-introduction/overview (дата обращения: 04.10.2025)
19. Хамраева Р. Б., Герасимова А. А., Сафронов М. В. Перспективы переработки золошлаковых отходов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – Т. 2. № 14. – С. 759–761.
20. Les éco-organismes agréés / Agence de la transition écologique. 2024. URL: https://filieres-rep.ademe.fr/eco-organismes (дата обращения: 05.10.2025)
21. France – CAP Strategic Plan / European Commission. 2022. URL: https://agriculture.ec.europa.eu/cap-my-country/cap-strategic-plans/france_en (дата обращения: 05.10.2025)