Статья:

Особенности ответственности сторон по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шишенков К.С. Особенности ответственности сторон по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/76002 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности ответственности сторон по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа

Шишенков Кирилл Сергеевич
магистрант ФГБОУ ВО Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Карпеев Олег Владимирович
научный руководитель, канд. юрид. наук. доцент, ФГБОУ ВО Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

FEATURES OF LIABILITY OF THE PARTIES UNDER THE CONTRACT OF INTERNATIONAL AIR CARRIAGE OF PASSENGERS AND BAGGAGE

 

Kirill Shishenkov

Master’s degree in ULSU Ulyanovsk state University, Russia, Ulyanovsk

Oleg Karpeyev

Scientific supervisor, Candidate of law, associate Professor in UlSU,  Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем в сфере законодательного регулирования договора международной перевозки пассажира и багажа, а именно вопросам ответственности сторон по вышеуказанному договору. Серьезные сдвиги (клиентоориентация) наметились и  в отношении авиакомпаний  к пассажирам, что обусловлено как конкурентной борьбой, так и новеллами в действующем законодательстве и практике.

Abstract. the Article is devoted to one of the most urgent problems in the sphere of legislative regulation of the contract of international carriage of passengers and baggage, namely, the liability of the parties under the above-mentioned contract. Serious changes (customer orientation) have also been observed in the attitude of airlines to passengers, which is due to both competition and innovations in current legislation and practice.

 

Ключевые слова: транспортное право, гражданское право, зарубежное законодательство, договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа, ответственность по договору воздушной перевозки пассажира и багажа.

Keywords: transport law, civil law, foreign legislation, contract for international air carriage of passengers and baggage, liability under the contract for air carriage of passengers and baggage.

 

Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа является средством регулирования частноправовых отношений, входящих при этом в международный экономический  оборот. Ответственность сторон по рассматриваемому соглашению включается в понятие гражданской правовой ответственности.

Гражданским законодательством России предусматривается, что неисполнение перевозчиком обязательств из соглашений о воздушной перевозки пассажиров может повлечь для него ответственность, установленную ГК РФ(Гражданский Кодекс Российской Федерации[1]), ВК РФ(Воздушный Кодекс Российской Федерации) и договором, заключенным между сторонами.

Надо отметить, что всякие соглашения сторон рассматриваемого договора о каком-либо уменьшении ответственности перевозчика не могут являться действительными. Кроме тех случаев, когда такие возможность таких ограничений предусмотрена в ВК РФ.

Ответственность перевозчиков перед пассажирами имеет существенные особенности.

Если нормы об ответственности транспортных компаний за утрату багажа являются схожими по отношению к нормам от утрате груза, то ответственность перед пассажиром основывается на иных принципах.

Воздушный Кодекс РФ (ст.116) указывает на то, что ответственность перевозчика основывается на международных договорах РФ, внутреннем законодательстве и договоре воздушной перевозки пассажира[2].

Ответственность транспортной организации при причинении вреда жизни или здоровью пассажира в соответствии с ст.800 Гражданского Кодекса РФ осуществляется по правилам ст.1064-1101 ГК РФ. Данное положение повторяет Воздушный Кодекс РФ в ст. 117. Условия одностороннего отказа как перевозчика, так пассажира предусмотрены соответственно ст. 107 и 108 ВК РФ.

Воздушный Кодекс РФ определяет перевозчика отвечать за утраченный или поврежденный багаж пассажира после его принятия к транспортировке и до выдачи уполномоченному на его получение лицу. Ответственность снимается с перевозчика если он докажет что им были приняты все меры по предотвращению вреда, или они стали итогом умышленных действий пассажира или случились вне временных пределов воздушной перевозки.

В ст. 119 ВК РФ  указывает, что при договоре международной перевозке пассажира и багажа ответственность транспортных организаций определяется международными договорами. Варшавская же конвенция предусматривала ответственность перевозчика в размере 250 французских франков за 1 кг веса[3].

Причем надо отметить, в соответствии со ст. 120 ВК РФ, за запоздалую доставку пассажира или багажа в пункт назначения, транспортная организация обязана заплатить определенный штраф в сумме 25% МРОТ за каждый просроченный час, но не более чем 50% цены билета. За исключением случаев, когда опоздание явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, а также поломки судна, которое угрожает безопасности пассажиров на борту.

Закон РФ «О защите прав потребителей» указывает на возможность взыскания морального вреда, например, если человек опоздал на заранее объявленное мероприятие, состыковал свою поезду с другими рейсами и т.п.

Необходимо заметить, что в литературе тема гражданской ответственности авиакомпаний описана довольно широко, чего нельзя сказать об ответственности пассажира перед транспортной компанией.

Остроумов указывает на то, что принятая мировым сообществом, Монреальская конвенция определяет более серьезную ответственность транспортной организации перед пассажиром. Например, она говорит о том, что к перевозчику будет применена ответственность за вред в виде смерти или повреждения телесной целостности пассажира, только если происшествие, выступающее непосредственной причиной такого расстройства,  случилось на борту судна или при посадке или высадке с самолета[4].

Существует также и правило освобождения перевозчика от ответственности в случае достаточной аргументации с его стороны, что произошедший вред явился следствием неверного поведения, небрежности или бездействие самого пассажира.

Также было принято и правило касающееся освобождения перевозчика от ответственности за опоздание и вред причиненный временными задержками. Авиаперевозчик освобождается от ответственности если его служащие и агенты приняли все соответствующие меры чтобы избежать такого вреда, или у него не было реальной возможности к принятию таких мер.

Егизаров В.А. отмечает, что в качестве основания освобождения перевозчика от ответственности за задержку отправления пассажира признается необходимость устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажира (хотя такая неисправность может иметь место и по обстоятельствам, связанным с деятельностью самого перевозчика)[5]. Помимо прочего данная конвенция может вставать на защиту перевозчика и в случае утраты перевозимого багажа, так как основанием освобождения перевозчика от данного вида ответственности считаются доказанные перевозчиком обстоятельства (послужившие причиной несохранности багажа), которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, ответственность транспортных организаций - одна из основных и наиболее острых проблем международного транспортного права. Регламентация ответственности должна обеспечивать решение двух важных задач. Во-первых, давать достаточную защиту организациям и лицам, пользующимся услугами транспорта. Во-вторых, стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей, которые могут поставить под угрозу нормальное функционирование транспортных линий, особенно для стран, переживающих экономические трудности.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 18.02.2020.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 18.02.2020.
3. Гречуха, В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта : монография / В.Н.Гречуха // М.: Юстиция, 2016. - 307 с.
4. Егиазаров, В. А. Транспортное право : учебник / В. А. Егиазаров // М.: Юстицинформ, 2015. - 732 с.
5. Кочетов С.Н. Транспорт во внешних экономических связях РФ/ С. Н. Кочетов // М.: Международные отношения, 2018. 157 c. 
6. Остроумов, Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении / Остроумов Н. Н. // М.: Статут, 2009. - 268с.