Статья:

Понятие и сущность обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Исайкин Н.М., Семерков С.С. Понятие и сущность обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(120). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76028 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и сущность обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности

Исайкин Николай Михайлович
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Семерков Сергей Сергеевич
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Кособродов Владимир Михайлович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Аннотация. Права и свободы человека и гражданина должны соблюдаться и защищаться государством, о чем отчетливо закреплено в основном Законе страны. Одним из государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов населения, являются органы внутренних дел, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России, определенных в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Закон об ОРД).

 

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, конституционные права и свободы, защита, оперативные сотрудники, субъекты Оперативно-розыскной деятельности.

 

Права человека в условиях современного мира являются важнейшей ценностью и выступают главным критерием любого правового государства. Все изменения, происходящие как на государственной арене, так и в самом обществе, отражаются и на проблемах прав человека. Права человека – универсальная категория, представляющая человеку возможность пользоваться благами и условиями безопасного, свободного существования в обществе и государстве.

Права человека вытекают из самой природы человека. Они возникают и развиваются с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества, складываются объективно и не зависят от государственного признания, принадлежат человеку от рождения, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными, непосредственно действующими. Признание прав человека, их соблюдение и защита являются обязанностью каждого государства.

Права и свободы человека и гражданина должны соблюдаться и защищаться государством, о чем отчетливо закреплено в основном Законе страны. Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан государства, определяет ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Ст. 2 Конституции РФ четко и однозначно продекларировала о конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, и это не просто лозунги, они должны быть обязательными постулатами в любом демократическом государстве. Очень важно и то, что государство само позаботиться о наличии определенных механизмов защиты нарушенных прав граждан, а также возможности устранения допущенных нарушений со стороны власти и их должностных лиц.

Об этом говорится и закрепляется в решениях и практике Конституционного суда РФ. Создание и совершенствование таких правовых механизмов представляет одно из основных направлений деятельности государства на современном этапе.

Одним из государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов населения, являются органы внутренних дел, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России, помимо других субъектов, определенных в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Закон об ОРД) [1]. В юридической литературе часто именно органы внутренних дел рассматривают как специфический субъект ОРД, поскольку именно они практически занимаются всеми оперативно-розыскными мероприятиями, определенными в ст. 6 настоящего закона об ОРД. [2]

Принцип законности, который четко отражен в Законе об ОРД, предполагает неукоснительность исполнения конституционных предписаний в профессиональной деятельности, связанной с противодействием преступности. Негласный характер деятельности оперативных сотрудников не должен расслаблять последних, только неукоснительное соблюдение правовых норм будет гарантом реализации соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан.

Длительное время оперативные подразделения МВД, ФСБ (ранее КГБ), УФСИН и других руководствовались ведомственными нормативно-правовыми актами для служебного пользования. Правовое регулирование на уровне закона, к сожалению, отсутствовало. Из истории деятельности оперативных подразделений помимо положительных откликов по поводу раскрытия неочевидных преступлений оперативно-розыскными методами и средствами, просачивалась информация о нарушениях прав и свобод граждан в результате закрытой формы деятельности.

 Ярким примером злоупотреблений и нарушений законности являются случаи привлечения к уголовной ответственности и применения уголовных наказаний невиновным лицам, например, по делу В. Михасевича, А. Чикатило и др. После распада СССР в 1992 году состоялась первая попытка издать закон об ОРД, в силу значительных недостатков и недочетов, авторский коллектив вынужден был скрупулезно откорректировать и издать ныне действующий Закон от 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Как и многие новые нормативно-правовые акты на заре становления новой молодой России указанный документ действительно отражал новые веяния нового демократического государства, и можно согласиться с тем, что этот документ можно назвать документом эпохального значения.

Впервые на законодательном уровне были определены система гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Помимо ведомственного контроля одним из существенных возможностей надзирать за разведывательной деятельностью субъектов ОРД, стали различные коллегиальные структуры, такие как, парламент.

Счетная палата, органы прокуратуры. Гарантии соблюдения прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности закреплены непосредственно в статье 5 закона об ОРД.

В связи с тем, что сотрудники оперативных подразделений обладают обширными полномочиями в деле борьбы с преступностью, и имеют достаточно мощные рычаги влияния на оперативную обстановку, они не должны злоупотреблять такой возможностью.

Федеральный закон четко предписывает, что осуществление оперативно-розыскной деятельности возможно только в целях борьбы с преступностью. Полученная оперативным путем информации о частной жизни конкретных граждан может стать разменной монетой и большим соблазном для оперативных сотрудников, чтобы нарушить закон. Во избежание таких последствий должна существовать система контроля и надзора за этой деятельностью, о чем говорилось уже выше [5]

Анализ и изучение материалов уголовных дел, возбужденных в отношении оперативных сотрудников, нарушивших закон, отчетливо показывают на необходимость обязательного контроля (парламентского, судебного, ведомственного, прокурорского надзора) за данным видом деятельности. Нередко нечистые на руку сотрудники оперативных подразделений в силу материальной заинтересованности начинают путать интересы общества и собственные, злоупотреблять своими возможностями и полномочиями и прямо работать на свои личные корыстные интересы. В связи с этим стоит не допускать подобные факты, в случае установления таких коррупционных схем жестко привлекать к ответственности по все строгости закона [7].

Очень четко Закон об ОРД расставил акценты и возможности контроля со стороны суда. В случае проведения оперативными сотрудниками мероприятий, существенно ограничивающих права и свободы граждан, в соответствии данным документом оперативники обязаны получать разрешение у судебных органов.

Указанная процедура позволяет сотрудников оперативных подразделений более качественно готовить документы, чтобы получить санкцию на проведение конкретных операций. Это еще одна форма проведения контроля за негласной стороной деятельности указанных подразделений. Классификация оперативно-розыскных мероприятий по критерию субъекта разрешения их проведения отчетливо показывают на решающую роль и значение судебных органов, как на орган гарантирующий проведение мероприятий без нарушений законности в отношении рядовых граждан.

Помимо указанных форм защиты прав и свобод, а также законных интересов, традиционным остается для граждан возможность обжаловать неправомерные на их взгляд действия сотрудников правоохранительных органов, как в суд, так и при подаче административной жалобы вышестоящему руководству [4].

Несмотря на заметное изменение менталитета населения в контексте защиты своих нарушенных прав и законных интересов через судебные и административные органы, можем констатировать все же о низкой правовой грамотности населения в защите своих интересов в оперативно-розыскной сфере. Отсюда следует, что необходима трудоемкая, постепенная и системная работа в области правового просвещения населения в целях защиты прав и свобод наших граждан от возможных нарушений и ограничений во время проведения различного рода оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об ОРД [3].

В случае проведения предварительной оперативной проверки и получения информации о недоказанности противоправной деятельности лиц, в отношении которых ведутся дела оперативного учета, предусмотрена законодательная возможность официального прекращения этих материалов и, что очень важно, существуют определенные ограниченные сроки хранения этих материалов.

Очень важное условие возмещение морального и материального вреда, нанесенного незаконными или противоправными действиями субъектов ОРД, заключается в том, что возмещается за счет казны Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Важно заметить, что ответчиком выступает не сотрудник, конкретно нарушивший права и законные интересы гражданина, а правоохранительный орган, где трудится сотрудник в соответствии со статьей 1069 ГК РФ [6].

Ст. 1101 ГК РФ четко определяет условия возмещения морального вреда, уже в практике были прецеденты удовлетворения исков по данным обстоятельствам к правоохранительным органам. Здесь следует учитывать степень и характер причиненных физических и моральных страданий, а также обстоятельств при которых они были причинены.

В заключении следует отметить, что это далеко не полный перечень элементов защиты прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, но смело можно предположить, что перечисленные положения весьма необходимы и важны на сегодняшний день в контексте соблюдения основных конституционных принципов нашего государства.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349, "Российская газета", N 160, 18.08.1995.
2. Алиев В.М. Конституционные и уголовно-правовые аспекты защиты прав и свобод человека и гражданина // Российский следователь. 2017. № 20. С. 26.
3. Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013. С. 9.
4. Гончаров И.В., Барбин В.В., Киричек Е.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. И.В. Гончарова. М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 23.
5. Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 2. С. 2.
6. Карпов, В.А. Конституционное закрепление системы прав и свобод человека и гражданина в России /В.А. Карпов // Евразийский союз ученых.2015. № 8. С. 147
7. Права человека: учебник. 3-е изд., перераб. / Е.А. Лукашева [и др.]; отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 65.