Статья:

Обряды и ритуалы народной религии японцев. Синто

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Касимов С.И. Обряды и ритуалы народной религии японцев. Синто // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76441 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обряды и ритуалы народной религии японцев. Синто

Касимов Сергей Игоревич
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

Кагура – один из древнейших обрядов синтоизма, который берет свои корни в шаманистской традиции. Кагура является сокращением слова камикура, которое переводится на русский язык как: «место ками». Считается что обряд произошел из танца богини счастья и танцев Амэ-но-удзумэ-но микото, которая своим выступлением, вернула свет Аматерасу во вселенную.

Обряд служит для призвания в мир людей ками, для их приветствия и поклонения, а так же для получения от них благословления и наставлений. Музыка играет особую роль во время исполнения кагуры, она используется в качестве молитвы ками и служат инструментами для их призыва. Роль вокалиста в данном обряде выполняет барабанщик, который поет хвалебные гимны ками, этот процесс называется ками ута. Но для того, чтобы подчеркнуть, что данный ритуал более религиозный, нежели эстетический, вокальное сопровождение часто прерывается ударами барабана. Мисоги является одним из основных обрядов народной религии японцев. Мисоги - это ритуальная практика очищения водой во время чтения молитв, которая совершается каждый день. Существует определенный набор молитв и физических упражнений, которые предшествуют и происходят во время ритуала. Ритуальные действия как правило выполняются в храме в естественной обстановке, но может быть сделано везде, где есть чистая проточная вода.

Основными характеристиками этого является мытье рук и рта (темизу), сделанное при входе в храм. Более преданный верующий может выполнять мисоги, стоя под водопадом или совершая ритуальные омовения в реке. Эта практика исходит из истории синтоизма, когда ками Идзанаги-но-Микото впервые выполнил мисоги после возвращения из земли Йоми. Синсэн – ритуальная практика подношения подарков ками. В жертву ками обычно приносят продукты питания, либо какие-нибудь простые предметы, деньги, растения и прочее. Если же ритуал жертвоприношения проводится верующим дома, жертва подносится в домашнем святилище, камидане. В храме, подношения выкладываются на подносы или тарелки на специальных столах для приношений, откуда священнослужители забирают их. Ками, которые являются покровителями ремесел, преподносятся в жертву предметы производства данных ремесел, кованные или вышитые предметы, предметы гончарного искусства и так далее. В качестве особого пожертвования, прихожанин может пожертвовать храму тории.

Дары прихожан собираются жрецами и используются зачастую по прямому назначению. Съедобные подношения включаются в трапезу монахов, жертвуются социальным организациям или же могут войти в обряд наораи. В случае если подношений слишком много, их могут раздавать всем прихожанам. Предметы искусства и растения используются для дополнения интерьера территории храма, пожертвованные деньги расходуются на содержание храма и прочие нужды.

Норито – священный текст который читается жрецом, который выступает посредником между человеком и ками. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а также в случаях, когда в честь какого-либо события, верующий делает храму подношение и заказывает отдельную церемонию. Церемонии заказываются для того, чтобы почтить ками и попросить у него благословления в особо важный для человека день, будь то экзамены для поступления в университет, начало строительства или же открытие собственного дела, так же данная церемония может заказываться по причине завершения большого дела или важного успеха, чтобы почтить ками за помощь и поделится своей радостью. В подобных случаях заказчик и сопровождающие его лица, придя в храм, совершают обряд хараи, после чего приглашаются служителем в хайден, где проводится церемония: жрец располагается впереди, лицом к алтарю, заказчик церемонии и сопровождающие — за ним. Жрец зачитывает вслух ритуальную молитву.

Молитва начинается со слов восхваляющих ками к которому обращаются, жрец перечисляет всех присутствующих, говорит по какому поводу они собрались, а в заключении просит у ками сопровождать и оберегать всех присутствующих и их близких.

Наораи – обряд совместной трапезы прихожан и жрецов храма, во время обряда в качестве блюд выступают съедобные жертвоприношения прихожан. Суть трапезы заключается в том, что люди как бы делят ее с ками.

Особой частью синтоистского культа являются праздники — мацури. Они устраиваются раз или два в год и обычно связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, освящающей события, приведшие к его созданию. В подготовке и проведении мацури участвует много людей. В виду того что данное событие является особым религиозным праздником, к нему основательно готовятся, заранее объявляют о сборе пожертвований для проведения ритуала и обращаются за помощью в проведении к общине верующих. На территории храма проводят генеральную уборку и украшают его, в больших храмах определённая часть времени отводится для исполнения священных танцев кагура.

Обряды синтоизма уникальное религиозное явление, они поражают своей красочностью и завораживают священнодействием. В особенности интересен тот факт, что большинство ритуалов нацелены на личное взаимодействия человека и ками, данные цели прослеживаются в обряде кагура, наораи, синсэн. В них человек непосредственно общается с ками, просит его спуститься и благословить себя, либо разделяет с ним священную трапезу. Все это, формирует особый характер народной религии японцев, который проявляется в единении человека и бога, а соответственно человека и природы.

 

Список литературы: 
1. Э.В. Молодякова Национальная религия японцев. Синто / Э.В. Молодякова, Москва, «Крафт+», 2008.
2. Н.Н. Трубникова Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия Синто / Н.Н. Трубникова, Москва, РГГУ, 2010.