Права и обязанности пациента
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Права и обязанности пациента
Ввиду быстрого развития и распространения на российском рынке сферы оказания платных медицинских услуг, она приобретает особое значение для законодателя. Одной из причин широкого распространения данной сферы является стремительное развитие медицинских технологий. Так как государственная медицина, не может себе позволить своевременную закупку и обеспечение всех лечебных учреждений своевременным медицинским оборудованием.
С появлением платных медицинских услуг в здравоохранении, в стране формируется большая прослойка граждан, имеющих активную жизненную позицию и тем самым ценящих свое время. «Граждане создают материальное благо и считают, что за свои деньги они должны получить качественное и эффективное лечение»[1], на что имеют право согласно законодательству Российской Федерации.
В большинстве случаев платными медицинскими услугами пользуются работающие граждане или экономически активное население. В связи с чем, большой сегмент экономического обеспечения рынка платных медицинских услуг составляют юридические лица, которые выступают плательщиками по договорам добровольного медицинского страхования.[2]
Главными субъектами в правоотношениях по оказанию платных медицинских услуг выступают юридическое лицо или потребитель – пациент, заказывающие услугу, и медицинская организация в лице врача, оказывающем услугу. Схема приобретения медицинских услуг выглядит как «плательщик – поставщик – потребитель». Обратная связь в данной схеме отсутствует.
Проблема защиты прав пациентов, а также определения их обязанностей является весьма актуальной. Когда пациент обращается в медицинское учреждение, главной целью для него становится результат лечения, его личные права и обязанности медицинских работников по отношению к нему . Для медицинского персонала, в первую очередь, важно четко определить границы ответственности перед пациентом и государством, а также обеспечить свою правовую защищенность при предъявлении необоснованных претензий, путем строгого определения своих прав и обязанностей. Обеспечение прав пациента - одна из основных задач государства. Данный вид прав должен быть регламентирован не только с юридической точки зрения, но и с эстетической позиции. [3]
Особенности правоотношений в сфере предоставления и оказания медицинских услуг обусловлены, с одно стороны, спецификой объекта медицинского вмешательства – воздействием на такие личные неимущественные блага, как жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, с другой – колоссальным многообразием форм и видов медицинской деятельности. Практическая реализация прав человека и гражданина на медицинскую помощь непосредственно связана с такими категориями, как доступность, качество и безопасность медицинских услуг, характеризующими эффективность здравоохранения в целом. [4] При этом социальное значение и востребованность обеспечения законности в этой сфере общественных отношений, отражают полное совпадение интересов каждого гражданина по защите его конституционных прав с интересами государства и общества в целом.
При оказании платных медицинских услуг пациент в первую очередь выступает как потребитель. То есть, права потребителя становятся выше прав пациента, в следствии чего, потребитель более защищен законодательно от нарушения своих прав и законных интересов.
Потребитель имеет право на получение полной и достоверной информации об услуге. Такая информация должна содержать сведения о медицинской организации: режим работы, лицензии, наименование и юридический адрес. Наличие такой информации у потребителя гарантирует безопасность. Пациент имеет право получить информацию о квалификации и наличии санитарной книжки медицинских работников, которые будут оказывать соответствующую услугу.
Предоставление неполной информации о медицинской услуге является условием объективного вменения вины медицинским работникам при причинении вреда жизни и здоровью пациента. [2] Следовательно, медицинское вмешательство является невозможным без информированного согласия пациента на его проведение.
Согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ [1] медицинское учреждение вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение пациентом своих обязанностей по договору, которое препятствует исполнению учреждением договора. В частности, речь может идти о ситуациях, когда пациент не предоставляет результаты исследований, которые должны быть выполнены в другом медицинском учреждении, или не принял необходимые меры по подготовке к процедуре.
При обнаружении недостатков услуги потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены услуги, бесплатного повторного проведения услуги и возмещения им расходов по устранению выявленных недостатков. Однако, данная статья является спорной в сфере медицинских услуг. Явные недостатки потребитель сможет выявить, но без наличия специального медицинского образования указанные потребителем недостатки могут и не является таковыми, по причине особенностей проведения услуги, или специфической реакции тела или строения организма человека в целом. Поэтому возможное наступление таких неблагоприятных для исполнителя результатов необходимо прописать в информированном согласии пациента, для устранения дальнейших разногласий.
Согласно статье 782 Гражданского кодекса РФ [1] потребитель имеет право на отказ от исполнения услуг в одностороннем порядке, после уплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Что качается обязанностей пациента-потребителя, то их не так много. В первую очередь, согласно статье 781 Гражданского кодекса РФ [1] и пункту 23с Правил предоставления платных медицинских услуг потребитель обязан оплатить оказанные им услуги в сроки и в порядке, предусмотренные договором. При этом цена договора может отличаться для каждого отдельного потребителя, но только ввиду разного объема оказываемых услуг. Так как оказание платных медицинских услуг подпадает под понятие «публичный договор», то для потребителя устанавливается одинаковая для всех цена на услуги.
Можно сделать вывод, что в действующем гражданско-правовом законодательстве достаточно широко отражены права пациентов. Это делает возможным анализ и последующую детальную проработку механизмов их реализации на всех уровнях системы ведомственной и вневедомственной оценки объема качества медицинской помощи.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
- Внуков Н.А. Гражданско-правовое регулирование отношений с участием граждан-потребителей: монография. М-во образования и науки РФ. ГОУ ВПО «Орловская региональная акад. гос. службы». Орел: Издательство ОРАГАС, 2011. С.56.
- Гизтюк А.П. Платные медицинские услуги: правовое регулирование и сложившийся менталитет // Менеджер здравоохранения. 2012. №7 С.60.
- Морозова Г.А., Озина А.М. Социально -демографический портрет потребителя платных медицинских услуг коммерческих медицинских центров и платных отделений государственных медицинских учреждений// УЭкС. 2012. №40 С.57.
- Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Основы концепции обеспечения прав пациента // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №1 (27) С.114.
[1] Гизтюк А.П. Платные медицинские услуги: правовое регулирование и сложившийся менталитет // Менеджер здравоохранения. 2012. №7 С.60.
[2] См.: Морозова Г.А., Озина А.М. Социально -демографический портрет потребителя платных медицинских услуг коммерческих медицинских центров и платных отделений государственных медицинских учреждений// УЭкС. 2012. №40 С.57.