Статья:

Вопрос об установлении в пенсионном законодательстве России права на страховую пенсию по старости при неполном трудовом стаже

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кураева О.С., Попадейкина Е.Ю. Вопрос об установлении в пенсионном законодательстве России права на страховую пенсию по старости при неполном трудовом стаже // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 30.11.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопрос об установлении в пенсионном законодательстве России права на страховую пенсию по старости при неполном трудовом стаже

Кураева Олеся Сергеевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Попадейкина Екатерина Юрьевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Якушенко Светлана Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В пенсионную систему Российской Федерации то и дело вносятся коррективы. Отсюда довольно остро встают некоторые вопросы по поводу пенсионного обеспечения в нашей стране.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, а также в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях. Указанное положение конкретизируется в Федеральном законе от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях), где раскрываются все основания и условия реализации данного права [5].

Благодаря нововведениям относительно условий назначения страховой пенсии по старости на практике сложилась неблагоприятная ситуация, которая не разрешается даже несмотря на наличие переходного положения. Возникла проблема справедливости действующего пенсионного законодательства, которая привела к дисбалансу интересов общества и государства, стремящегося стимулировать как можно более длительную трудовую деятельность граждан.

В теории права социального обеспечения ученые вновь приходят к выводу, что целесообразнее было бы вернуться к положению о применении права на страховую пенсию при неполном стаже [3, с. 81]

В Советском праве наличие трудового стажа являлось основным условием для назначения государственной пенсии [7]. Это объясняется существованием в то время особой политической ситуацией в государстве, где господствовала командная экономика, в основе которой лежало использование принудительного труда и трудовой дисциплины, а также полное неприятие нетрудовых доходов [2, с. 7-10]. В соответствии со ст. 8 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее по тексту – Закон о государственных пенсиях в СССР) для назначения пенсии по старости мужчине и женщине требовалось наличие трудового стажа в размере не менее 25 и 20 лет соответственно.

Требования к стажу для назначения пенсии по старости остались такими же и в Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 10) (далее по тексу – Закон о государственных пенсиях в РФ) [8].

Особое внимание в работе стоит акцентировать на том, что и Законы о государственных пенсиях в СССР и РФ предусматривали право граждан на назначение им государственной пенсии при неполном трудовом стаже.  Так в советском пенсионном законе в соответствии со ст. 12 рабочим и служащим, которые в период работы достигли возраста, необходимого им для назначения пенсии, но не имевшие достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, но проработавшие не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет непосредственно перед обращением за пенсией, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имевшемуся стажу, но не менее 1/4 полной пенсии.

Закон о государственных пенсиях в РФ в ст. 15 также предусматривал возможность назначения пенсии по старости при неполном рабочем стаже, если он не менее 5 лет.

Следующая волна законодательной реформы в области пенсионного обеспечения приходится на 2002 год и связана с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о трудовых пенсиях) [9]. Требования к условиям назначения трудовых пенсий были оформлены в соответствии с переходом пенсионного обеспечения страны на страховые принципы. Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона было понижено минимальное требование к страховому стажу до 5 лет.

И наконец, мы обратимся к новому Закону о страховых пенсиях, который пришел на смену Закону о трудовых пенсиях и выстроил совершенно другую систему страхового пенсионного обеспечения граждан с переходным периодом. Согласно ст. 8 Закона о страховых пенсиях, а также Приложению 3 к нему с 2015 года проходит поэтапное повышение требований к страховому стажу для назначения пенсии по старости, начиная с 6 лет и до 15 лет в 2024 году. На наш взгляд, законодатель, идя по пути придания особого значения трудовому стажу, игнорирует возможность получения гражданином страхового пенсионного обеспечения при значительном (но не полном) стаже. Снижение в законе минимального требования к продолжительности страхового стажа одновременно создало бы предпосылки для отмены не известного до 2015 г. индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого выступает относительно новым условием для назначения рассматриваемого вида пенсии (п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях) [3, с. 81]

К тому же в современных экономических условиях люди сталкиваются со следующей проблемой: имея достаточное количество стажа для реализации права на страховую пенсию по старости, они не располагают необходимой величиной ИПК из-за низкого заработка [1, с. 26]. Да, безусловно, государство борется с «заработной платой в конвертах», реформирует пенсионное законодательство с надеждой на то, что труд граждан достойно оплачивается. Ввиду этого возникает вопрос: какую минимально определенную величину заработной платы необходимо получать работнику, чтобы «накопить» страховую пению по старости в соответствии со всеми условиями, указанными в ст. 8 рассматриваемого Закона? Поэтому гражданам приходится продолжать работать, чтобы получить необходимую величину ИПК.

Проанализировав судебную практику по данной категории дел, мы выяснили, что чаще всего за защитой обращаются граждане, достигшие пенсионного возраста, но получившие отказ в назначении страховой пенсии по старости из-за недостаточности страхового стажа или величины ИПК. Так в гражданском деле № 2-709/2017 гражданин П. обратился с исковым заявлением к Управлению ПФР об оспаривании решения по назначению страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой величины ИПК [10]. Документами истца был подтверждён страховой стаж в размере 7 лет 9 месяцев и 11 дней, а ИПК – 8,011, что не соответствовало установленным 9 баллам. Управлением ПФР не были включены в страховой и общий трудовой стаж определённые периоды работы, подтвержденные документально, но оформленные не по правилам, установленным законом. Истец считает, что отказ неправомерен, поскольку неточности в оформлении документов не дают оснований для лишения его права на страховое пенсионное обеспечение. Также как и отсутствие каких-либо сведений не должно являться основанием для отказа в зачете в пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность и своевременность их отражений за работником в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика и страхователя, а не работника. Исходя из этого суд удовлетворил исковые требования гражданина П., ссылаясь на полноту предоставленных истцом доказательств. Указанное решение суда подтверждает нашу точку зрения о том, что работа переходных положений, связанных с установлением страхового стажа и вычислением ИПК, а также проблем в оформлении трудовой документации. Законодатель не учел трудности, с которыми сталкиваются граждане, которые долгое время работают неофициально, часто меняющие место работы, место жительства, у которых отсутствует необходимый страховой стаж, а также официальный заработок, прямо влияющий на величину ИПК, а соответственно, в целом на страховую пенсию по старости.

Кроме того, министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин в интервью «Российской газете» от 09.01.2018 указал, что в 2017 году были случаи отказа ПФР в назначении страховой пенсии по старости, поскольку гражданам не хватило страхового стажа и пенсионных баллов. Также он заявил, что таким лицам предоставляется альтернатива в виде назначения социальной пенсии [4].

Основные принципы трудового права и права социального обеспечения гуманизма и справедливости обращают внимание на то, что нельзя уравнивать в пенсионных правах граждан, имеющих недостаточных страховой стаж и граждан, которые его совсем не имеют.

На наш взгляд, государство дает не совсем справедливую замену страховой пенсии по старости при отсутствии необходимой величины стажа или ИПК, указанной в условиях ее назначения. Так социальная пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о ГПО в РФ) оказывается на порядок меньше той, которая причиталась бы гражданину, имеющему неполный трудовой стаж при назначении ему страховой пенсии по старости (если данное положение все же предусматривалось в Законе о страховых пенсиях) [6]. Кроме того, на основании ст. 8 Закона о ГПО в РФ социальную пенсию можно получить вне зависимости от трудовой деятельности, да и к тому же на 5 лет позже (с учетом переходных положений).

Изменения, которые были внесены в пенсионное законодательство в условия назначения пенсии по старости являются значительными и как на момент их принятия, так и в настоящее время не у всех лиц они насчитываются в полном объеме, даже несмотря на переходные положения. Таким образом, мы считаем необходимым вновь пересмотреть перспективы развития института трудового стажа в страховом пенсионном обеспечении и определить возможность назначения страховой пенсии по старости при неполном трудовом стаже. Благодаря этому условия назначения страховой пенсий по старости станут явно доступнее.

 

Список литературы:
1. Галаева Л.А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях // Социальное и пенсионное право. – 2017. – № 2. С. 26.
2. Кудрин А.С., Кудрин С.М. К вопросу о регулировании трудовых отношений в СССР в период существования административно-командной системы с конца 20-х до середины 40-х годов XX века // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. – № 3.
3. Чупрова Е.В. К вопросу о целесообразности введения в российское законодательство положений о страховых пенсиях при неполном стаже // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №2. – С. 81.
4. Каждому по труду. Максим Топилин о пенсиях, зарплатах, самых бедных 
и богатых регионах // Российская газета. – Федеральный выпуск №2(7465). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/09/maksim-topilin-v-prodovolstvennoj-korzine-slishkom-mnogo-hleba.html (дата обращения 27.04.2020).
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – N 52 (часть I). – Ст. 6965.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.  – 17.12.2001. – N 51. – Ст. 4831.
7. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. – 1956. – № 15.
8. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – N 27. – Ст. 351.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – N 52 (1 ч.). – Ст. 4920.
10. Решение № 2-709/2017 2-709/2017~М-508/2017 М-508/2017 от 27 марта 2017 г. по делу № 2-709/2017 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: sudact.ru/regular/doc/P2LjxTHHoyQl/ (дата обращения 27.04.2020).