ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РОССИИ
Конференция: CCLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РОССИИ
Аннотация. В статье представлены основные положения уголовного права об ответственности за преступления против жизни и здоровья человека.
Ключевые слова: уголовное право, преступления, ответственность, жизнь, право.
Особенную часть Уголовного кодекса РФ 1996 года открывают преступления против жизни и здоровья. В отличие от ранее действовавших уголовных законов такое расположение главы свидетельствует о приоритете охраны прав человека. Преступления, находящиеся в главе 16 Уголовного кодекса РФ 1996 года, в зависимости от непосредственного объекта уголовно-правовой охраны можно классифицировать на преступления против жизни и преступления против здоровья. [4]
Поскольку имеются составы преступлений, где момент окончания не связан с причинением смерти или вреда здоровью, в уголовном праве выделяют третью самостоятельную группу – преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье. Однако не все исследователи согласны с возможностью выделения последней группы.
Группу преступлений против жизни объединяет единый непосредственный объект. Таким объектом выступает жизнь человека. В отечественном уголовном праве первые нормы об охране жизни появляются уже в Русской правде. Все последующие законодательные акты содержали нормы уголовного права, предусматривающие ответственность за лишение жизни. Следствием этого стало то, что уголовно-правовая наука поставила вопрос о временных границах жизни гораздо раньше, чем они получили нормативное закрепление. В доктрине уголовного права были озвучены различные мнения относительно момента начала жизни человека.
Согласно статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Таким образом, согласно Конституции РФ, жизнь человека начинается с момента рождения. Кроме того, Уголовный кодекс РФ 1996 г. в ст.106 УК РФ называет убийством причинение смерти новорожденному во время родов, тем самым так же определяя границу начала жизни.
В XXI веке вопрос о начале жизни человека по-прежнему остается актуальным. Согласно ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» от 27 декабря 2011 г. № 1687н установлены медицинские критерии рождения:
1) срок беременности 22 и более недели;
2) масса тела ребенка при рождении должна быть 500 г и более (исключение многоплодная беременность);
3) длина тела ребенка должна составлять 25 см и более (при неизвестности массы тела). Новорожденный также должен иметь признаки живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента). Таким образом, законодатель связывает момент начала жизни человека с моментом рождения.
С учетом положений ст. 106 УК РФ начальным моментом следует признавать момент начала отделения плода от организма матери при условии наличия критериев рождения и признаков живорождения. Последние критерии важны, поскольку при искусственном прерывании беременности, даже на ранних сроках, происходит извлечение плода из организма матери. Однако плод не обладает названными признаками. Следует отметить, что в науке имеются другие точки зрения относительно момента начала жизни. Так, А.Н. Попов пишет: «Жизнь человека начинается задолго до рождения, с момента зачатия. Уже первая клетка – зигота – является неповторимой личностью и содержит полную информацию о человеке».
В середине XIX в. было предложено конечный момент жизни человека определять по наличию совокупности критериев, а именно одновременное отсутствие дыхания и пульса. Таким образом, длительное время использовались традиционные понятия для определения момента смерти: остановка сердца, прекращение дыхания и остальных функций организма. В XX веке медицина смогла поддерживать деятельность почти каждого отдельного органа. В результате медицина способна поддерживать функции дыхания и сердцебиения специальной аппаратурой у человека, который не находится в сознании.
В настоящее время, согласно ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).
В ст. 9 Закона от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» указано, что заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Смерть человека констатируется по правилам, установленным в Постановлении Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека».
Уголовное право при определении момента окончания жизни опирается на медицинское законодательство. Нормы о преступлениях против жизни УК РФ 1996 г. во многом опираются на аналогичные нормы УК РСФСР 1960 г. Законодателем были внесены лишь некоторые терминологические уточнения и трансформированы диспозиции ряда норм. Сохранены нормы о всех видах убийств, лишь дополнительно выделен еще один вид «привилегированного» убийства – умышленное лишение жизни матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). [2]
Непосредственным объектом данной группы преступлений является жизнь другого человека. Поэтому посягательство на собственную жизнь по действующему уголовному законодательству ненаказуемо. Непосредственный объект посягательства данной группы отличается рядом особенностей. Посягательства на жизнь касаются важнейшего права любого человека – права на жизнь, которое провозглашено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ.[1] Уголовным правом охраняется жизнь любого человека независимо от его возраста (младенец, совершеннолетний человек, престарелый и т.д.), морального и физического облика и состояния (негодяй или весьма порядочный человек; физически и умственно здоровый или тяжело больной, невменяемый и т. д.), т. е. когда личность как таковая еще не состоялась либо произошел «распад» личности, обнаружилась полная утрата личностных (социальных) качеств. [5]
Последствия такого рода посягательств носят необратимый, невосстановимый характер. В результате совершения преступления человек перестает существовать. Данные преступления, как правило, совершаются путем действия. Однако лишение жизни допустимо и в результате бездействия. В качестве примера может служить бездействие со стороны матери, выраженное в отсутствии кормления новорожденного. Все составы анализируемых посягательств сконструированы по типу материальных. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде смерти. Исключением является такая разновидность описанного в ст. 110 УК РФ деяния как доведение лица до покушения на самоубийство, сконструированного по типу состава создания опасности.[3] Помимо деяния и последствий в качестве обязательного признака объективной стороны выступает причинно-следственная связь. Лишение жизни осуществляется путем физического воздействия на потерпевшего.
В науке уголовного права существует мнение, что лишение жизни возможно путем психического воздействия (угроз), с чем согласны не все ученые. Так, В.И. Ткаченко полагает, что «если смерть человека наступила в результате паралича сердца от эмоционального перенапряжения, вызванного, например, оскорблением, то действия виновного не могут считаться убийством, так как они непосредственно не нарушали анатомической целостности человеческого организма». Исследователи, которые поддерживают возможность причинения смерти путем психического воздействия, указывают, что смерть может быть причинена способом, который не влечет нарушения анатомической целостности. Приводится рассмотренный еще в XIX веке
Переходя к рассмотрению субъективной стороны, необходимо отметить, что большинство составов анализируемой группы предполагает умышленную форму вины (ст.ст.105-108,110 УК РФ). Деяние, описанное в ст. 109 УК РФ, предполагает неосторожную форму вины. Ряд составов умышленных преступлений в качестве обязательного признака называют мотив или цель преступления (мотив кровной мести, политической, идеологической ненависти или вражды, цель скрыть другое преступление или облегчить его совершение, использовать органы или ткани потерпевшего и т.п. – ч. 2 ст. 105 УК РФ).
В большинстве рассматриваемых составов субъект преступления общий, то есть им является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Но в ряде составов преступлений возраст привлечения к уголовной ответственности снижен или субъект является специальным. Так, по ст. 105 УК РФ ответственность наступает по достижению лицом 14-летнего возраста, а по ст.107 УК РФ к ответственности привлекается мать новорожденного ребенка.[2]
Все преступления против жизни можно разделить на три вида: убийства; причинение смерти по неосторожности; доведение до самоубийства.