Статья:

Финансовая устойчивость местных бюджетов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(122)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Манцурова О.В., Хижов А.С. Финансовая устойчивость местных бюджетов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 29(122). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/122/77030 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовая устойчивость местных бюджетов

Манцурова Ольга Вячеславовна
студент, Ульяновского государственного Технического университета, Россия, г. Ульяновск
Хижов Алексей Сергеевич
студент, Ульяновского государственного Технического университета, Россия, г. Ульяновск

 

Рассмотрены проблемы управления бюджетами муниципальных образований. Система мониторинга финансового развития муниципалитета для оценки финансового состояния муниципального образования является инструментом, который включает в себя анализ различной информации и позволяет рассчитывать показатели, определяющие тип финансовой устойчивости.

Возможности социально-экономического развития административно-территориальных единиц в условиях реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса во многом определяют уровень финансовой устойчивости. Оценка этого параметра является необходимым этапом планирования местного бюджета на очередной финансовый год, так как позволяет определить качество планирования, исполнения местного бюджета, а также регулирования и контроля.

Оценка устойчивости местных бюджетов может производиться с использованием бюджетных коэффициентов-показателей состояния бюджетов, рассчитываемых как отношение основных бюджетных показателей по отношению друг к другу.

На практике при оценке финансовой устойчивости местных бюджетов с использованием вышеуказанных методов особенно негативное влияние на результаты оказывают следующие показатели:

1. Коэффициент собственного капитала (соотношение собственных и долевых доходов);

2. Коэффициент покрытия бюджета (соотношение доходов и расходов) [1];

3. удельный вес отклонений от фактических плановых уровней по функциональной классификации расходов бюджета;

4. Уровень исполнения доходов бюджета (соотношение фактических и плановых доходов);

В результате оценки финансовой устойчивости местных бюджетов были выявлены следующие проблемы и предложены следующие пути их решения:

1. большой уровень дотационности бюджетов (примерно 45 %) и маленький уровень собственной прибыли – решением проблемы может быть финансовая децентрализация и улучшение системы межбюджетных взаимодействий.

2. Недостаточность внутреннего финансирования может быть исправлена путем привлечения средств из альтернативных источников.

3. Несвоевременные платежи в бюджет юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, вызывают необходимость совершенствования государственного контроля за ними.

4. Понижение налоговых притоков за счет убыточных организаций допускает разработку мер по улучшению финансового положение внутренних организаций.

Исходя из результатов расчета финансовой устойчивости рассмотренными выше методами, которые оказывают наибольшее отрицательное воздействие  на приобретенные несоответствующие положительному уровню результаты, мы приходим к выводу о том, что главной  проблемой является вопрос дотационных бюджетов.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что местному бюджету в срочном порядке необходимо повышать собственные доходы за счет стимулирования предпринимательской деятельности, поскольку люди, становясь ИП, вместе с этим становятся налогоплательщиками, что приводит к повышению доходов бюджета. Необходимо перенаправить бюджетные средства на главные направления развития, например, развитие медицины, образования, строительство домов культуры и огромных супермаркетов, что, несомненно, приведет к более эффективному пользованию средств и сбалансированности прибыли и убытков бюджета. А также разработать меры по стабилизации финансового состояния местных предприятий и использованию местных заимствований через инструменты финансового рынка (выпуск ценных бумаг). Это позволит финансировать местные программы и капиталоемкие проекты, а полученные средства можно будет использовать для финансирования градостроительства, дорожного и жилищного строительства и т.д.).

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 1 октября 2004 года; включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года). — Новосибирск: Сиб. изд-во, 2004.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 17 июля 1998 года и от 26 июля 2000 года с дополнениями и изменениями. — М.: ПРИОР, 2002.- 320 с.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.