Статья:

Современное состояние налоговой системы Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шевчук В.О. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85325 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние налоговой системы Российской Федерации

Шевчук Владлена Олеговна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

ANALYSIS OF WORLD TRADE UNDER COVID-19 PANDEMIC

 

Vladlena Shevchuk

Student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС JEL-классификация: H21, H22, H39, O49

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты влияния пандемии COVID-19 на мировую торговлю. Проведен сравнительный анализ современного состояния мировой торговли состояния с глобальным финансовым кризисом 2008–2009 гг.. Сделаны прогнозы, а также предложены меры для поддержки потребителей.

Abstract. This article examines the impact of the COVID-19 pandemic on global trade. A comparative analysis of the current state of world trade the state with the global financial crisis of 2008-2009 is carried out. Forecasts are made, as well as measures to support consumers are proposed.

 

Ключевые слова: COVID-2019, мировая торговля, спад, пандемия.

Keywords: COVID-2019, world trade, recession, pandemic.

 

В настоящее время разрушительные последствия пандемии коронавируса нового типа COVID-19 и связанных с ней жестких ограничительных мер ставят перед налоговой системой России серьезные вызовы, включающие необходимость поддержки населения и бизнеса, а также возобновление экономического роста в постпандемический период. В данной статье, в первую очередь, описывается роль налоговой системы в функционировании экономики. Далее анализируются основные принципы современной налоговой системы России. Затем прослеживается история создания и реформирования российской системы налогообложения с 1992 г. по настоящее время. После этого описывается динамика поступлений основных налогов в бюджетную систему России за последние 7 лет. По итогам анализа формулируются следующие выводы. Реформирование срочно принятой в России в начале 1990-х гг. налоговой системы осуществлялось динамично. За все время реформ были значительно снижены налоговые ставки, упрощена система обложения, усилилась нейтральность налоговой системы. На настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает трехуровневую систему налогообложения, которая включает федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, законодательство определяет специальные налоговые режимы. Таким образом, действующая на настоящий момент в России налоговая система представляется эффективной и соответствующей современному этапу развития страны, а также является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивости экономической безопасности страны.

Введение

В настоящее время разрушительные последствия пандемии коронавируса нового типа COVID-19 и связанных с ней жестких ограничительных мер ставят перед налоговой системой России серьезные вызовы, включающие необходимость поддержки населения и бизнеса, а также возобновление экономического роста в постпандемический период [1]. Вышесказанное обуславливает высокую практическую значимость и своевременность анализа действующей в России системы налогов и сборов, а также ретроспективного исследования процесса ее становления и реформирования.

Налоги – это обязательная основа финансовой структуры страны, которая взимается прямо или косвенно с физических и юридических лиц за услуги, предоставляемые правительством или его ведомствами. Основная часть доходов бюджета поступает от налогов, и важной целью налоговой системы является финансирование государственных расходов. Налоговая система также играет очень важную роль в достижении других целей, таких как справедливость, социальное и экономическое развитие экономики. Хорошо структурированная, квалифицированная и успешная налоговая система является важной предпосылкой экономического роста [1] (Drobot, Kukina, Makarov, 2019). Страны со сформированной и устойчивой системой налогообложения растут быстрее по сравнению с теми странами, которые не имеют такой отличительной черты. Система налогообложения играет очень важную роль для удовлетворения потребностей в области развития и для ускорения экономического роста. Налоговая система особенно влияет на сферу производства и ускорение экономического роста.

По результатам оценки зависимости между налогами и экономическим ростом в зарубежных странах оказывается, что налоговая нагрузка, измеряемая как соотношение совокупных налоговых доходов и ВВП, оказывает отрицательное воздействие на темпы экономического роста. Однако различные налоги по-разному влияют на рост экономики. Так, расчеты показывают, что налоги на доходы физических и юридических лиц замедляют рост, а налоги на потребление (например, НДС и акцизы) и на имущество – приводят к ускорению экономического роста [2–12] (Lee, Gordon, 2005; Tosun, Abizadeh, 2005; Pjesky, 2006; Bania, Gray, Stone, 2007; Reed, 2008; Romer, Romer, 2010; Barro, Redlick, 2011; Ferede, Dahlby, 2012; Ferede, Dahlby, 2019; Mertens, Ravn, 2013; Gale, Krupkin, Rueben, 2015). При этом, как отмечают некоторые авторы, полученные результаты довольно чувствительны по отношению к рассматриваемой выборке (в частности, в странах с высокими и низкими доходами влияние налогов на рост разное), выбранной методологии эконометрического оценивания и к периоду влияния налогов на рост ВВП (так, в краткосрочном периоде повышение косвенных налогов может благоприятствовать росту экономики, тогда как в долгосрочном периоде такого эффекта не наблюдается) [13, 14] (Gemmell, Kneller, Sanz, 2011; Mendoza Enrique, Milesi-Ferretti, Asea, 1997).

Цель настоящей работы – анализ действующей в России системы налогообложения, а также истории ее реформирования с 1992 г. для выявления основных принципов и трендов в российской налоговой политике.

Гипотеза исследования состоит в том, что анализ международного опыта налогообложения позволяет адаптировать налоговое законодательство под российские реалии и выстроить эффективную налоговую систему, которая соответствует современному этапу развития страны и гарантирует стабильность экономической безопасности России.

В работе использованы методы сравнительного анализа статистических и аналитических материалов по российской налоговой политике, представленных Федеральным казначейством, Росстатом и др.; кроме того, изучалась академическая литература, посвященная тематике настоящей статьи.

Значимый вклад в разработку налоговых реформ во многих странах с переходной экономикой и развивающихся странах внес Международный валютный фонд (МВФ). В работах МВФ (см., в частности, [15]) сформирован ряд характеристик, присущих эффективной налоговой структуре:

- сильная зависимость от широко распространенных налогов с продаж, таких как НДС, предпочтительно с единой ставкой и минимальными вычетами, а также акцизов, взимаемых с нефтепродуктов, алкоголя, табака и некоторых предметов, которые считаются предметами роскоши;

- не полагаться на экспортные пошлины, которые препятствуют международной конкуренции, или на небольшие налоги, которые неэффективны;

- налогообложение импорта на как можно более низких уровнях с ограниченным разбросом ставок для минимизации эффективных налоговых ставок;

- простая с точки зрения администрирования форма подоходного налога с физических лиц с ограниченными вычетами, умеренной максимальной предельной ставкой, достаточно большим лимитом освобождения, чтобы исключать лиц с низким уровнем доходов и высокой зависимостью от налоговых удержаний;

- налог на прибыль корпораций взимается по единой ставке, которая варьируется от умеренной до низкой и выровнена с максимальной ставкой подоходного налога с физических лиц; при этом амортизация и другие отчисления единообразны по секторам или схемам стимулирования, ориентированным на конкретные виды деятельности.

Эффективность налоговых систем, в соответствии с [15], зависит не только от структуры налоговой системы, но и от налогового администрирования. При условии разработки правительствами грамотной налоговой политики налоговое администрирование играет основную роль, обеспечивая реализацию этой политики для достижения поставленных экономических целей [16] (Shmakova, 2017).

Налоговая система должна также учитывать вопросы прозрачности и управления. Налоговые законы, нормативные акты и другие документы, включая пояснительные материалы, должны быть доступны для широкой публики и регулярно обновляться. Изменения в налоговом законодательстве должны быть обнародованы в достаточной степени для того, чтобы налогоплательщики понимали, как эти изменения могут повлиять на их благосостояние. Также должны существовать механизмы реагирования, позволяющие отвечать на запросы налогоплательщиков. Обсуждение налоговых обязательств между чиновниками и налогоплательщиками не должно быть взято за правило как из-за непрозрачности такой практики, так и из-за потенциальной коррупции [17] (Lomsadze, 2019).

К системообразующим факторам формирования и функционирования налоговых систем в государстве относятся:

- законодательная база для строительства налоговой системы;

- налоговая политика государства;

- система налоговых органов;

- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

- определение видов налогов;

- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

- определение форм и методов налогового контроля.

 

Список литературы: 
1. Мировая торговля в условиях пандемии. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://1economic.ru/lib/111375 (дата обращения 14.01.2021);
2. Markets Insider. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://markets.businessinsider.com/commodities/oil-price?type=wti (дата обращения 14.01.2021);
3. WTO Secretariat. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm (дата обращения 14.01.2021). https://1economic.ru/lib/110920 
4. Налоговая нагрузка и система налогообложения в странах мира: динамика и реформы (Андронова О.А., Изряднова О.И. и др.) // Экономические отношения. № 3 / 2020
5. Инновационный вектор в системе экономической безопасности России (Лещенко Ю.Г.) // Вопросы инновационной экономики. № 2 / 2019