ОЦЕНКА РОЛИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ОЦЕНКА РОЛИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. В представленной статье рассматривается возникновение неформальной занятости, одного из основных факторов, формирующих теневую экономику, и пути её устранения. Отмечается, что неформальную занятость следует рассматривать как важнейший вид деятельности, формирующий теневую экономику. Кроме того, этот вид занятости более распространён в развивающихся странах. В этом аспекте в статье рассматривается и этот вопрос, являющийся важной проблемой для экономики Азербайджана. Текущая ситуация оценена с использованием ряда статистических показателей. Кроме того, отмечены государственные меры по предотвращению неформальной занятости. В заключение в статье даны предложения по снижению последствий этой проблемы.
Ключевые слова: Теневая экономика, неформальная занятость, рынок труда, рабочая сила, недобросовестная конкуренция, трудовая деятельность, государственный контроль и др.
Неформальная занятость на рынке труда выступает в качестве одного из ключевых структурных компонентов теневой экономики. Такая форма занятости охватывает случаи, когда между работником и работодателем не заключён официальный трудовой договор, что в итоге лишает работников трудовых и социальных прав. В подобных условиях работники остаются без пенсионного обеспечения, больничных и других форм социальной защиты. Особенно широкое распространение неформальная занятость получила в развивающихся странах. В Азербайджане также наблюдается подобное явление в отдельных сегментах рынка труда. Это приводит к тому, что официальные показатели занятости не полностью отражают реальность. Возникает расхождение между официальной статистикой и реальным положением дел. Неформальная трудовая деятельность преобладает в таких секторах, как сельское хозяйство, строительство, торговля и сфера услуг. В этих сферах большинство работников трудятся без регистрации в налоговых органах. В результате снижаются налоговые поступления государства и ограничиваются его фискальные возможности, что оказывает негативное влияние на ресурсы, выделяемые из государственного бюджета на социальную политику.
Широкое распространение неформальной занятости также порождает недобросовестную конкуренцию на рынке труда. Официально действующий предприниматель несёт большую налоговую и социальную нагрузку по сравнению с неформальными конкурентами. Это приводит к росту затрат и снижению конкурентоспособности. Неформальная занятость также ослабляет человеческий капитал, поскольку большинство занятых в неформальном секторе не имеют доступа к профессиональному обучению и повышению квалификации. В результате производительность рабочей силы остаётся на низком уровне, что негативно сказывается на общем экономическом потенциале роста. С другой стороны, высокий уровень неформальной занятости создаёт риски для социальной стабильности. Люди без стабильного дохода более склонны к экономической и социальной напряженности.
Следует особо отметить, что неформальная занятость является частью циклического процесса, способствующего расширению теневой экономики. Уклоняясь от официальной регистрации, как работник, так и работодатель переводят свою экономическую деятельность в нелегальное русло, тем самым увеличивая долю теневой экономики. Отсутствие контроля на неформальном рынке труда также создаёт условия для роста коррупции. Нарушения трудового законодательства, непрозрачность в вопросах заработной платы и рабочего времени способствуют таким явлениям. Это подрывает доверие к правовым и институциональным механизмам государства. Поэтому неформальная занятость наносит удар не только по рынку труда, но и по всей социально-экономической системе. Для устранения неформальной занятости необходимо поощрять формализацию трудовых отношений. Эффективными мерами в этой сфере могут быть упрощённые налоговые и регистрационные механизмы. Также целесообразно предоставление налоговых льгот и субсидий работодателям. Проведение информационно-просветительских кампаний и повышение правовой грамотности граждан также имеет важное значение. Государство должно активно использовать цифровые инструменты контроля и системы мониторинга рынка труда. Все эти меры могут привести к снижению уровня неформальной занятости и сужению масштабов теневой экономики.
Развитие рынка труда в Азербайджане считается одним из приоритетных направлений социально-экономической политики страны. Согласно официальной статистике, численность экономически активного населения в 2023 году составила около 5,3 млн человек. Из этого числа примерно 4,9 млн зарегистрированы как занятые. Согласно данным Государственного комитета по статистике, только около 1,74 млн из них работают по найму, то есть имеют оформленные трудовые отношения. Это означает, что лишь 35–36 % занятого населения работают в рамках официальных трудовых отношений [1]. Остальная часть населения либо занята самостоятельно, либо работает в неформальном секторе. Это свидетельствует о широком распространении неформальной занятости в Азербайджане.
Следует учитывать, что неформализованные трудовые отношения ведут к потерям бюджета в виде недополученных налогов и социальных взносов. Это ослабляет финансовую устойчивость системы социального обеспечения. В результате неформальной занятости работники лишаются пенсий, пособий и других социальных прав. Наибольшее распространение неформальная занятость получила в сельском хозяйстве, торговле, строительстве и сфере услуг. Особенно широко она распространена среди населения, проживающего в регионах. Большинство занятых в сельской местности работают без официальной регистрации, что формирует структуру общей неформальной занятости.
В последние годы государство инициировало серьёзные реформы в этой сфере. Основные меры включают цифровизацию трудовых отношений, внедрение системы уведомлений о трудовых договорах и усиление проверок. Также были приняты национальные планы действий по борьбе с теневой экономикой. Для снижения уровня неформальной занятости внедряется стимулирование добровольной регистрации и упрощённые налоговые режимы. Подход «снижение налоговой нагрузки на предпринимателя с целью перехода к официальной деятельности» в этом контексте имеет важное значение. Расширение электронных правительственных инструментов и цифровых сервисов также способствует повышению прозрачности.
Несмотря на это, уровень неформальной занятости всё ещё остаётся источником риска для экономики. Неформальные субъекты получают несправедливые преимущества перед официальными, что нарушает рыночную структуру и усиливает неэффективность. Высокий уровень неформальной занятости также приводит к систематическому нарушению прав работников. Развитие человеческого капитала и формирование квалифицированной рабочей силы в связи с этим замедляется. Снижение неформальной занятости также важно с точки зрения социальной справедливости и равенства доходов. Несмотря на то, что Государственному комитету по статистике трудно напрямую измерить структуру неформальной занятости, он проводит оценки с использованием косвенных методов.
Международные организации, включая Всемирный банк и Международную организацию труда, положительно оценивают предпринимаемые в Азербайджане шаги по снижению неформальной занятости [2]. Однако важно реализовать более целенаправленные региональные программы для её сокращения. Статистические данные подтверждают, что молодёжь и женщины более склонны к участию в неформальной занятости. Это свидетельствует о необходимости новых подходов в формировании молодёжного рынка труда. Также целесообразно усилить правовые стимулы для экономически активных, но неофициально занятых лиц. На рынке труда должны быть созданы гибкие, но прозрачные механизмы.
Неформальная занятость — это не только экономическая, но и социальная проблема. Для её сокращения необходимо не только применение административных мер, но и реализация просветительских и экономических стимулов в комплексе. В противном случае временные результаты не приведут к устойчивому развитию. Несмотря на всё ещё высокий уровень неформальной занятости в Азербайджане, принятые в последние годы стратегии и программы создают основу для позитивных тенденций в этой области[3].
