ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОЦЕДУР КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ
Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОЦЕДУР КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ
VARIABILITY OF PROCEDURES TREASURY SUPPORT OF TARGETED FUNDS
Marina Egorova
Candidate of Sciences in Public Administration, State Higher Professional Education "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky", Donetsk People's Republic, Donetsk
Аннотация. В современных условиях развития бюджетной системы одну из ключевых позиций занимает институт казначейского сопровождения целевых средств. Целью данной статьи является рассмотрение моделей казначейского сопровождения на практике их применения в Донецкой Народной Республике.
Abstract. In modern conditions of development of the budget system, one of the key positions is occupied by the institution of treasury support of targeted funds. The purpose of this article is to review the models of treasury support in practice of their application in the Donetsk People's Republic.
Ключевые слова: казначейское сопровождение; бюджет; целевые средства
Key words: treasury support; budget; target funds
Выступая последней новацией в бюджетной сфере, механизм казначейского сопровождения целевых средств охватывает все больший спектр выделенных из бюджета финансовых ресурсов получателям целевых средств – неучастникам бюджетного процесса.
Использование данного инструмента является достаточно действенным способом в части усиления государственного контроля за целевым расходованием бюджетных средств, направленного на обеспечение исполнения государственных договоров и контрактов [1].
Такие значимые положительные результаты применения данного механизма, как прозрачность и подотчетность расходования целевых средств, снижение уровня дебиторской задолженности, повышение уровня финансовой дисциплины среди неучастников бюджетного процесса, консолидация финансового ресурса на едином счете бюджета, открывают дополнительные перспективы развития и усовершенствования института казначейского сопровождения.
На сегодняшний день согласно нормам бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики можно выделить три основные модели казначейского сопровождения целевых средств:
- базовое казначейское сопровождение целевых средств;
- расширенное казначейское сопровождение целевых средств;
- казначейское сопровождение целевых средств по отдельным решениям.
Далее предлагаем детально рассмотреть указанные модели казначейского сопровождения.
Модель 1: базовое казначейское сопровождение целевых средств. Данная модель казначейского сопровождения распространяется на следующие целевые средства, выделяемые из бюджета, а именно:
- субсидии юридическим лицам, физическим лицам – предпринимателям (предоставляемые в соответствии со статьей 41 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике»);
- бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике»);
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий, а также их исполнителями и соисполнителями на сумму 5 млн. рос. руб. и более;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями бюджетных инвестиций, а также их исполнителями и соисполнителями на сумму 5 млн. рос. руб. и более;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями взносов (вкладов), а также их исполнителями и соисполнителями на сумму 5 000 млн. рос. руб. и более;
- расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях реализации государственных (республиканских) программ, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных контрактов (договоров) [2].
Характерной особенностью данной модели выступает расходование юридическими лицами, физическими лицами – предпринимателями указанных целевых средств, выделенных из бюджета, после предоставления в органы Казначейства подтверждающих оплату документов (накладных, актов выполненных работ, счетов и др.) с соблюдением установленных действующим бюджетных законодательством условий их использования.
В процессе осуществления таких проверочных мероприятий органами Казначейства также тщательно отслеживаются цель и задачи, для которых были предоставлены указанные целевые средства.
Модель 2: расширенное казначейское сопровождение целевых средств. Принципиальное отличие данной модели заключается в том, что для ее реализации необходим отдельный нормативный правовой акт Правительства Донецкой Народной Республики, согласно которому в дополнение к контрольным мероприятиям, проводимым органами Казначейства по модели № 1, будут осуществляться добавочные проверки в части:
- соответствия информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), содержащейся в подтверждающих оплату документах (накладных, актах выполненных работ, счетов и др.), условиям соглашений (договоров, контрактов) о выделении целевых средств;
- соответствия информации о количестве товаров (объеме работ, услуг), содержащейся в подтверждающих оплату документах (накладных, актах выполненных работ, счетов и др.), условиям соглашений (договоров, контрактов) о выделении целевых средств;
- соответствия информации, указанной в контрактах (договорах), подтверждающих оплату документах (накладных, актах выполненных работ, счетов и др.), фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в том числе с использованием фото- и видеотехники;
- соответствия информации, указанной в соглашениях (договорах, контрактах), подтверждающих оплату документах (накладных, актах выполненных работ, счетов и др.), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены контрактов (договоров), суммы средств, предусмотренных соглашениями (договорами) [4].
В данном контексте также стоит отметить, что в нормативном правовом акте Правительства могут быть установлены как все указанные выше проверки на соответствие выполнения обязательств, так и некоторые из них.
В ходе проведения работниками органов Казначейства данного вида проверки ими осуществляется исключительно визуальных осмотр, без проведения какой-либо разборки, демонтажа или иного нарушения конструктивной целостности обследуемых фактически поставленных товаров, работ, услуг или их составных частей [5].
Также, если в случаях проведения осмотров возникает необходимость в специальных знаниях и квалификации, дополнительно могут быть привлечены к проверкам специалисты сторонних организаций.
Отдельного внимания заслуживает и факт использования органами Казначейства при проведении дополнительной проверки фото- и видеотехники, а также соответствующих измерительных приборов при возникновении такой необходимости. При этом видеосъемка может быть применена только тогда, когда фотосъемка не позволяет отразить общую целостность предмета осмотра.
По итогу проведенной проверки на соответствие выполненных условий соглашений, договоров, контрактов работниками Казначейства оформляется Справка по результатам осмотра поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Указанная Справка в дальнейшем вместе с подтверждающими оплату документами предоставляется в орган Казначейства для расходования выделенных из бюджета целевых средств [6].
Модель 3: казначейское сопровождение целевых средств по отдельным решениям Правительства Донецкой Народной Республики. Указанная модель может быть реализована в случаях установления Правительством Донецкой Народной Республики определенных юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, которые будут использовать выделенные из бюджета средства через механизм казначейского сопровождения [2]. К таким юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям могут быть отнесены исполнители и соисполнители по контрактам и договорам, реализация которых наиболее значима для Республики.
В других случаях это также могут быть юридические лица и физические лица – предприниматели, которым на выполнение особо приоритетных задач выделяются из бюджета достаточно значительные суммы, или расходование средств по которым требует максимальной открытости и прозрачности.
Для практического применения модели № 3, как и предыдущей, требуется отдельный нормативный правовой акт Правительства Донецкой Народной Республики, в соответствии с которым и будет осуществляться казначейское сопровождение целевых средств, выделенных на определенные цели.
В таблице 1 предложена на рассмотрение сравнительная характеристика видов казначейского сопровождения целевых средств по трем перечисленным моделям.
Что касается практики применения моделей казначейского сопровождения целевых средств в Донецкой Народной Республике, то хотелось бы отметить, что с момента начала практической реализации данного инструмента финансового контроля (с 28 августа 2020 года [3]) по 01 августа 2021 года казначейское сопровождение целевых средств выполнялось по базовой модели.
Однако после принятия отдельного правового акта Правительства Донецкой Народной Республики «Об особенностях казначейского сопровождения целевых средств в 2021 финансовом году» на территории Республики начали полноценно реализовываться механизмы расширенного казначейского сопровождения целевых средств и казначейского сопровождения целевых средств по отдельным решениям Правительства [7]. Практическое применение указанных моделей казначейского сопровождения позволило достичь поставленных социально значимых для Республики задач и избежать рисков нецелевого и неэффективного использования средств, выделенных из бюджета путем осуществления органами Казначейства соответствующих контрольных мероприятий по всей цепочке кооперации исполнителей и соисполнителей по заключенным контрактам и договорам.
Таблица 1.
Вариативность моделей казначейского сопровождения целевых средств в Донецкой Народной Республике
Основные показатели |
Модель № 1 Базовое казначейское сопровождение целевых средств |
Модель № 2 Расширенное казначейское сопровождение целевых средств |
Модель 3 Казначейское сопровождение целевых средств по отдельным решениям Правительства |
---|---|---|---|
Основание для реализации |
Постановление Правительства Донецкой Народной Республики о казначейском сопровождении в текущем финансовом году;
приказы Министерства финансов Донецкой Народной Республики;
приказы Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики |
Отдельный нормативный правовой акт Правительства Донецкой Народной Республики, устанавливающий дополнительные контрольные мероприятия со стороны органов Казначейства;
постановление Правительства Донецкой Народной Республики о казначейском сопровождении в текущем финансовом году;
приказы Министерства финансов Донецкой Народной Республики;
приказы Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики |
Отдельный нормативный правовой акт Правительства Донецкой Народной Республики, устанавливающий распространение казначейского сопровождения целевых средств на определенных юридически лиц, физических лиц – предпринимателей (в том числе исполнителей, соисполнителей контрактов, договоров), а также регламентирующий дополнительные контрольные мероприятия со стороны органов Казначейства;
постановление Правительства Донецкой Народной Республики о казначейском сопровождении в текущем финансовом году;
приказы Министерства финансов Донецкой Народной Республики;
приказы Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики
|
Отличительные характеристики |
Предоставление получателями целевых средств в органы Казначейства подтверждающих оплату документов (накладных, актов выполненных работ, счетов и др.) |
Предоставление получателями целевых средств в органы Казначейства подтверждающих оплату документов (накладных, актов выполненных работ, счетов и др.);
проведение органами Казначейства дополнительных контрольных мероприятий в части соответствия (подтверждения) информации, указанной в договорах и документах, подтверждающих оплату: – исполненным срокам; – фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам); – данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
Предоставление в органы Казначейства подтверждающих оплату документов (накладные, акты выполненных работ, счета и др.);
проведение органами Казначейства дополнительных контрольных мероприятий в части соответствия (подтверждения) информации, указанной в договорах (в документах, подтверждающих оплату): – исполненным срокам; – фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам); – данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (в случаях принятия Правительством таких решений) |
Субъекты казначейского сопровождения |
Юридические лица, физические лица – предприниматели, получающие из бюджета субсидии, а также исполнители (соисполнители) по заключенным контрактам, получающие авансовые платежи при сумме контракта более 5 млн. рос. руб.;
юридические лица, не являющимся государственными предприятиями и учреждениями, получающие из бюджета инвестиции, а также исполнители (соисполнители) по заключенным контрактам, получающие авансовые платежи при сумме контракта более 5 млн. рос. руб.;
юридические лица, получающие из бюджета взносы в уставной капитал, вклады в имущество, а также а также исполнители (соисполнители) по заключенным контрактам, получающие авансовые платежи при сумме контракта более 5 млн. рос. руб.;
юридические лица, осуществляющие расчеты по контрактам, заключаемым в целях реализации государственных (республиканских) программ, а также расчеты по контрактам, заключаемым в рамках исполнения указанных контрактов |
Установленные Правительством Донецкой Народной Республики отдельные юридические лица и физические лица –предприниматели, получающие средства из бюджета по модели базового казначейского сопровождения |
Установленные Правительством Донецкой Народной Республики отдельные юридические лица и физические лица – предприниматели |