Воздействие окружающей действительности на формирование лексических инноваций (на примере понятийных сфер "Интернет-пространство" и "Политика")
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Воздействие окружающей действительности на формирование лексических инноваций (на примере понятийных сфер "Интернет-пространство" и "Политика")
Возникновение лексических инноваций несомненно связано с освоением новых реалий, возникающих в обществе. Сознание человека отражает всё, что появляется в действительности, а язык фиксирует это. Любое «новое» в языковой картине мира отражает характер преобразований в реальной действительности.
Неологизмам в языковой картине мира отводится особое место, поскольку эти единицы выступают средством изучения изменяющейся реальности, а также отражают те процессы, которые происходят в сознании общества. Поэтому можно говорить о существовании «инновационных фрагментов языковой картины мира» [6, c. 59], которые отражают современные языковые процессы, а «доминирование той или иной сферы иллюстрирует тот факт, что номинация новых реалий и порождение новых смыслов является следствием взаимодействия языковой и культурной картин мира» [4, с. 63].
Рассмотрим некоторые понятийные сферы, получившие распространение в 2013 – 2015 гг. Сбор лексического материала осуществлялся методом целенаправленной выборки из газеты «Аргументы и Факты» (2015-й год). При отборе единиц мы руководствовались следующими критериями: психолингвистическим, предполагающим ощущение новизны при восприятии; номинативным/денотативным; хронологическим (новыми признаются лексемы, зафиксированные в определенный период времени и не существующие в нём ранее); статистическим, учитывающим частотность слова в современных текстах. Замеры частоты упоминаемости неологизмов проводились по материалам федеральных и региональных СМИ из фондов портала «Интегрум».
1. Понятийная сфера «Интернет-пространство»
Современная языковая ситуация в мире характеризуется как период технологизации языка общения, что можно, в первую очередь, отнести к интенсивному использованию Интернета во всех сферах жизни общества и широкому употреблению лексики, относящейся к этой сфере. Рассмотрим взаимодействие этой реалии с языком на примере лексемы аккаунт. Обратим внимание на график (рис.1), который наглядно показывает, как возрастает употребление неологизма аккаунт. Такая перспектива развития слова напрямую связана с возникновением новых реалий. Приведём хронологические данные, отражающие появление различных приложений.
1998 год был ознаменован появлением ICQ, в 1999 году создаётся новая платформа Live Journal, которая стала удобной для ведения электронных дневников, с 2004 года начинает свою работу Facebook, признанная крупнейшей социальной сетью в мире, в 2005 году появляется YouTube. 2006 год отмечен возникновением российской социальной сети «ВКонтакте», годом позже популярной платформой становятся «Одноклассники». 2010 год – особенный для любителей фотографировать и делиться своими снимками с другими, так как было создано бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями, получившее название «Инстаграм». Новые платформы для обмена фотографиями, комментариями, мнениями создаются до сих пор. В языке возникновение этих реалий отмечено не только появлением и развитием слова аккаунт, но и другими лексемами, некоторые из которых уже вышли из активного употребления, например, аська, мыло, хомяк [3, с.15].
Рисунок 1. Аккаунт. Общее количество сообщений. 01.01.1999 – 01.01.2017 гг. (Интегрум)
Различные виды социальных сетей становятся источником для создания новых слов, словообразовательных моделей и способов общения. Таким образом, мы наблюдаем за постепенным развитием, а к настоящему времени перенасыщением приложениями, в которых для входа требуется создание аккаунта. Поэтому в настоящее время лексема аккаунт постепенно утрачивает эффект новизны и становится понятной большинству носителей языка.
Среди ярких слов и примет этой тематической группы можно выделить и неологизм селфи (рис.2). На запрос «селфи» поисковая система Google выдаёт почти 7 миллионов ссылок на 9.03.2018, что свидетельствует о популярности этого слова. Активизировались и словообразовательные возможности этой единицы, появились производные лексемы: антиселфи, селфиться, селфи-палка, селфицид. Кроме того, единица активно употребляется носителями языка. На наш взгляд, такая популярность связана с необходимостью наименования нового явления эры социальных сетей, для называния которого отсутствует эквивалент в русском языке.
Рисунок 2. Селфи. Общее количество сообщений. 01.01.2000 – 01.01.2017гг. (Интегрум)
2. Понятийная сфера «Политика»
В данной тематической группе появились новообразования, которые символизируют противостояние, наличие оппозиции, противоположных взглядов.
Источником для образования большого числа лексических единиц стали события, произошедшие в 2013 году в Украине, что привело к появлению новых слов, мотиватом для которых послужила лексема майдан: «базар, базарная площадь (в южных областях России, на Украине)» [5, с.296]: антимайдан, антимайдановец, майдаун, михомайдан, михомайдановцы, майданщик, майдоновец, домайданились, электромайдан, эти и другие единицы отражают особенности русско-украинских взаимоотношений.
Выделенные неологизмы образованы по разным словообразовательным моделям.
1. Морфологические (аффиксальные) способы образования:
а) префиксация: антимайдановец.
Префикс анти- (от греч. anti- против) вошел в русский язык в составе заимствований из французского языка, используется для деривации неологизмов от русских основ с XIX в., вытеснив синонимичный русский префикс противо- [2, с.76]. Характеризует лицо, противодействующее названному мотиватом. Неологизм антимайдановец образован по префиксальной модели анти- + майдановец: «Сейчас в городе судят выживших после страшного пожара в Доме профсоюзов 2 мая, в котором сгорели около 50 антимайдановцев».
б) суффиксация: майдановец.
Суффикс –овец образует имена существительные, «которые являются названиями лиц, характеризующихся отношением к организации, учреждению, партии или иной политической группировке, газете, журналу, спортивному обществу и т.п., названным мотивирующим именем существительным» [1]. Таким образом, слово приобретает значение лица по отношению к объекту, названному мотивирующим существительным. Майдановец – сторонник оппозиционных протестов в Украине: «В Харькове народ поднялся на защиту памятника Ленину, который хотели снести майдановцы (по стране снесены уже десятки подобных монументов)».
в) комбинированный способ (а именно префиксально-постфиксальный): домайданиться.
Префикс до- участвует в образовании глаголов совершенного вида «со значением: достичь цели, довести до какого-л. предела во времени или в пространстве действие, названное мотивирующим словом» [1].
Постфикс –ся, «образующий непереходные глаголы как несовершенного, так и совершенного вида» [1]. В нашем случае глагол домайданиться совершенного вида.
Таким образом, неологизм домайданиться можно определить, как определенный результат действия, имеющий отрицательную оценку.
2. Неморфологические (безаффиксные) способы:
а) сложение основ: михомайдан.
Акции протеста в Украине, возглавляемые Михаилом Саакашвили, которого украинские СМИ называют Михо, получили название михомайдан, неологизм образован по словообразовательной модели «чистого сложения»: «Как утверждает Юрий Луценко, на дестабилизацию обстановки в стране участникам михомайдана было передано $500 тыс».
б) междусловное наложение: майдаун.
Единицы, образованные по модели междусловного наложения, характеризуются метафорическим оттенком значения, стилистической маркированностью, игровой природой и низким уровнем узуализации, так как многие из них не могут быть адекватно интерпретированы вне контекста.
Майдаун (майдан + даун) – противник бытования на Украине русского языка, культуры и т.п.: «Все в стране не просто поют со слов майдаунов, а ещё и запускают дезу!».
Таким образом, на примере отдельных неологизмов из двух наиболее популярных понятийных сфер мы показали взаимодействие языка с реальностью, воздействие окружающей действительности на формирование лексических инноваций.