Статья:

Методы управление рисками при проведении таможенного контроля товаров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Браславская М.А. Методы управление рисками при проведении таможенного контроля товаров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77525 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы управление рисками при проведении таможенного контроля товаров

Браславская Марина Алексеевна
магистрант, филиал, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Калининград
Антонов Игорь Петрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В статье выделены особенности применения системы анализа и управления рисками во время проведения таможенного контроля, а также определены место и роль данной системы в международной цепи поставок товаров.

 

Ключевые слова: импортер, таможенный контроль, управление риском, цепь поставки товаров, экспортёр.

 

Международная цепь поставки товаров - интегрированный процесс последовательности субъектов хозяйствования от производителей-поставщиков (сырья, материалов, деталей, узлов, иной продукции) до потребителей конечного продукта; процесс, связанный с материальными и информационными товаро-потоками, перемещаемыми через таможенные границы. Процесс цепи поставок способствует превращению сырья и составных частей в готовый продукт, который доставляется конечному потребителю.

Обычная цепь поставок начинается с добычи сырья и включает в себя несколько производственных звеньев, несколько этапов складирования и в конечном итоге она достигает своего потребителя. В отличие от обычной, международная цепь поставок в течение всего цикла является процессом изготовления товаров на экспорт до их доставки на территорию другой страны.

Как правило, в международной цепи поставок товара потребителю внутреннего рынка принимают участие производитель товара, экспортер, перевозчик и импортер.

Как отмечает В. Мацкевич [1], во многих цепях поставок ключевое значение принадлежит организации таможенного оформления и таможенного контроля как при экспорте / импорте товаров, так и при их транзите на таможенной территории государства или союза государств. Независимо от состава участников международной цепи поставок, каждый участник для таможенных органов должен гарантировать безопасность своего звена.

В связи с беспокойством мирового сообщества вопросами защиты международной цепи поставок от терроризма, международных преступных сообществ и прочих угроз подобного характера, значительное внимание на данный момент уделяется безопасности, поскольку мировая торговая система является слишком уязвимой перед различного рода покушениями, которые могут нанести серьезный убыток всей мировой экономике [2].

С целью создания безопасных и благоприятных международных цепей поставок товаров во Всемирной таможенной организации (ВТО) совместно с представителями международных торговых кругов и таможенными администрациями стран-членов ВТО разработаны Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли ВТО (далее - Рамочные стандарты), которые были приняты в июне 2005 г.

Как отмечается в предисловии рамочных стандартов, досмотр каждой партии грузов существенно замедлял бы процесс мировой торговли, поэтому современные таможенные администрации применяют системы управления рисками.

О системе анализа рисков впервые упоминается в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3], где отмечается, что система анализа рисков относится к современным методам работы, благодаря утверждению которых может быть достигнуто упрощение, и гармонизация таможенных правил и процедур, которая будет вносить свой вклад в развитие международной торговли.

Анализ международных источников информации по вопросам, относящимся к таможенной сфере управления, позволил выявить ряд документов, которые внедряют систему управления рисками. Среди них:

- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (составлена 18 мая 1973 г. в Киото, вступила в силу 25 сентября 1974 г.) [3].

- Регламент (ЕС) 450/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2008 г., устанавливающий Таможенный кодекс Сообщества (модернизированный Таможенный кодекс) [4].

- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.04.2017, вступил в силу с 1 января 2018 г.) [5].

Так, например, однако действующая редакция Закона Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» [6] не содержит положений о системе управления рисками. Такой пробел в национальном законодательном поле должен быть восполнен с учетом международного опыта.

Проблемные вопросы выявления рисков ведения внешнеэкономической деятельности и анализ их негативного влияния исследуются в научных трудах различных ученых и практиков таможенного дела, среди которых видное место занимают работы П.В. Пашко, А.Я. Черныш, Е.Г. Анисимова, В.А. Останина, В.А. Андреева. Вместе с тем, исследованию анализа и управлению рисками как комплексной системы, ее внедрению в национальное законодательство отечественные исследователи внимания не уделяли.

Целью данного исследования является определение места и роли системы анализа и управления рисками при проведении таможенного контроля в международной цепи поставок товаров.

Отметим, что в контексте исследования под «риском» понимается вероятность несоблюдения требований законодательства по вопросам таможенного дела.

Исходя из толкования, приведенного в модернизированном таможенном кодексе [4], управление риском - это выявление риска и внедрение всех мер, необходимых для ограничения его влияния. Вместе с тем, выявление рисков, является процессом их анализа. Процессы анализа риска и их управления являются двумя равноправными элементами в системе, которую неприменимо называть «системой управления рисками», поскольку теряется содержание основных процессов, происходящих в системе. При этом авторы на данный момент не обсуждают третий элемент системы - «информацию о рисках». В контексте данного исследования является целесообразным использование термина «система анализа и управления рисками».

Рассматривая данную систему, нужно проанализировать и предоставить характеристику каждому ее элементу с учетом звеньев международной цепи поставки товаров (производителя, экспортера, перевозчика, импортера или владельца склада, где хранятся товары под таможенным контролем).

Основные звенья международной цепи поставок товаров, являющиеся входными данными системы анализа и управления рисками таможенных администраций страны отправления и страны назначения товара и объектами анализа рисков, к которым относятся:

- товары, находящиеся под таможенным контролем;

- код товара в соответствии с ТН ВЭД;

- страна происхождения товаров;

- страна отправления и назначения товаров;

- транспортное средство и маршрут перемещения товаров;

- таможенная стоимость;

- экспортер, импортер (продавец, покупатель), агент и т.д.;

- деятельность декларантов и иных лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

- сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих, таможенных и других документах;

- документы, предоставляемые для таможенного оформления, в т. ч. сведения во внешнеэкономических договорах (контрактах) и / или документах, подтверждающих право владения, пользования и / или распоряжение товарами;

- результаты применения форм таможенного контроля и тому подобное.

Входные данные, приведенные выше, служат информационным массивом для осуществления анализа рисков в международной цепи поставок товаров.

Следующим элементом системы анализа и управления рисками в таможенном деле является непосредственно анализ, во время которого осуществляется выявление источников и причин появления потенциального риска, с учетом ранее выявленных таможенных угроз, идентификации потенциального риска и оценка его уровня.

На этапе анализа рисков одной из важнейших категорий, которые составляют систему в целом, является оценка риска, поскольку, не оценив уровень риска, невозможно определить степень его опасности в цепи поставок товаров. По результатам анализа риска формируются приоритеты управления рисками, после чего начинает действовать следующий элемент системы, а именно - управление рисками. Управление рисками осуществляется с целью их минимизации; оценки эффективности системы и контроля над осуществлением таможенных операций.

Вместе с тем, основными рычагами управления рисками при таможенной поставке товаров являются формы таможенного контроля. Конечной целью управления рисками является выбор минимального, но достаточного количества форм таможенного контроля. Результатом осуществления выбранной формы таможенного контроля является подтверждение (выявление нарушений) или опровержение (отсутствие нарушений) потенциального риска. При этом в дальнейшем это выступает входной информацией для системы анализа и управления рисками, которая обеспечивает ее адаптацию во времени.

Внедрение системы анализа и управления рисками требует тесного информационного сотрудничества таможенных администраций стран отправления, назначения и транзита товаров, что позволит комплексно подходить к управлению международной цепью поставок товаров, поскольку таможенные администрации как государственные институты имеют уникальный статус, который позволяет им повысить безопасность международной цепи поставок товаров и содействует социально-экономическому развитию.

Таким образом, разработанная схема позволяет выделить основные звенья международной цепи поставки товаров, в частности производителя, экспортера, перевозчика, импортера и др., и подтвердить их непосредственное влияние на систему анализа и управления рисками как базовых объектов.

Применение целостной системы анализа и управления рисками предоставляет ряд преимуществ для всех участников процесса осуществления внешнеторговой деятельности, а именно:

- для таможенных администраций происходит экономия ресурсов, поскольку использование такой системы дает возможность уменьшить количество затратных форм таможенного контроля;

- субъекты внешнеэкономической деятельности экономят финансовые расходы, в которых есть потребность при прохождении всех процедур таможенного контроля;

- перевозчик быстрее высвобождает транспортное средство.

В целом, для государства система анализа и управления рисками позволяет перейти на новые принципы международной торговли.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что указанные структурные элементы системы анализа и управления рисками (входные данные, анализ рисков, управление рисками) требуют дальнейших фундаментальных исследований, которые должны направляться на определение функций, задач и их подчиненности при таможенном контроле.

Таким образом, внедрение системы анализа и управления рисками в отечественное национальное законодательство позволяет вместе с другими преимуществами оптимизировать транспортно-таможенные технологии и процедуры обеспечения перевозок грузов. Данная система может автоматически выделять товары и транспортные средства с наиболее высокой степенью риска при выборе наиболее целесообразных форм таможенного контроля для подтверждения или опровержения сведений касательно потенциальных рисков. Следовательно, система анализа и управления рисками будет выступать действенным и эффективным механизмом внедрения безопасной цепи поставок товаров, обращающихся в международной торговле.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» от 01.01. 2018 (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)//Собрание законодательства РФ. − 2018.− Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
4. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 12 (ред. от 15.05.2018) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 18.01.2016, N 3, ст. 473.
5. Приказ ФТС России от 05.09.2016 N 1703 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 24 марта 2014 г. N 518"// Собрание законодательства РФ. − 2018.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 31.05.2001 N 3 (ред. от 10.10.2008) "О Положении о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества"// Собрание законодательства РФ. − 2018.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. "Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы"// Собрание законодательства РФ. − 2018.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.03.2017 N 8// Собрание законодательства РФ. − 2018.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. "Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров"// "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ" (ТН ВЭД СНГ), Издание 2-е. - М., 1996.
10. Василюк А.В. Риски и страхование в логистической деятельности//Логистические системы в глобальной экономике. 2018. № 8. С. 308-311.
11. Кузнецова А. А. Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 167-170.
12. Левкин Г.Г / Контроллинг и управление логистическими рисками : учебное пособие / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. М.-Берлин: Директ- Медиа, 2015 - 142 с.
13. Плетнёва Н.Г. Управление рисками в логистике: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 124 с.
14. Чемоданова Ю.В., Калганова А.А., Соболева О.А. Анализ транспортно- логистической деятельности российских аэропортов на примере: Шереметьево, Домодедово и Внуково научно-практические исследования. 2017.
15. Чемоданова Ю.В., Кашникова В.В. Пути минимизации рисков логистических систем//В сборнике: Научные исследования и разработки 2018 XXXIV Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 301-303.