Статья:

Компетенция международных и национальных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью в сфере отмывания денежных средств

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Солдатенкова Е.А. Компетенция международных и национальных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью в сфере отмывания денежных средств // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/77872 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Компетенция международных и национальных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью в сфере отмывания денежных средств

Солдатенкова Екатерина Андреевна
магистрант, Институт Государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, которые в настоящее время сохраняют высокую актуальность. «Отмывание» преступных доходов, то есть легализация прибыли, полученной от совершения преступлений, как правило, коррупционного характера являет собой яркий пример наиболее сложного социально-экономического взаимодействия в контексте изучения транснациональной организованной преступности. Взаимодействие национальных и международных сил правопорядка в сфере контроля за трансфером денежных средств и обнаружения незаконных схем раскрывается через комплекс компетенций, составляющих основу деятельности органов предупреждения и пресечения международной преступности.

 

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, международное право, международное сотрудничество в уголовном процессе и судах, преступный траффик, глобализация, интернациональная преступность, коррупция, отмывание денежных средств.

 

Говоря об используемых мерах по противодействию транснациональной преступности, в том числе по отмыванию теневых денежных средств, необходимо отметить, непосредственно, криминалистический элемент, который выражен в стремлении к количественному и качественному увеличению разведывательных мероприятий [1]. Важно также материально обеспечить работы по раскрытию преступлений, совершаемых преступными группами. Так, в 2011 году в Великобритании была принята Стратегия борьбы с терроризмом (CONTEST), благодаря которой была установлена обязательность строгой структурированной документации о расследовании преступных деяний, рассматриваемых в настоящем исследовании.

В дальнейшем в 2013 году нормы, закреплённые в Стратегии, обновлялись. Говоря о используемых мерах по противодействию транснациональной преступности, необходимо отметить, непосредственно, криминалистический элемент, который выражен в стремлении к количественному и качественному увеличению разведывательных мероприятий [6].

В Соединенных Штатах Америки также, как и в Великобритании, разработана и принята Стратегия по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Данный документ представляет собой гарантию того, что государство должно устанавливать, уравновешивать, и интегрировать инструменты американской мощи для борьбы с транснациональной организованной преступностью и связанными с ней угрозами национальной безопасности, транснациональными экономическими преступлениями, нелегальными схемами обхода государственного контроля, схем по отмыванию денежных средств теневого капитала.

В Стратегии также предоставлена классификация различных форм преступных деяний, таких как легализация денежных средств, компьютерная (кибер) преступность, наркопреступления и др. Подвергались анализу преступные связи между регионами мира (Западной Африкой, Афганистаном, Европой, США). В документе были подсчитаны убытки, понесенные странами из-за совершения тяжких преступлений.

Таким образом, на уровне национального законодательства ряда государств был установлен приоритет действий в сфере защиты финансовой системы и стратегических рынков против транснационально организованной преступности. Международное сотрудничество государств в сфере контроля за сомнительными операциями, как правило, представляет собой комплекс следующих действий:

  • разработка механизма, который сделал бы несекретные данные о транснациональной организованной преступности доступными для партнеров из частного сектора;
  • выявление иностранных законов, учреждений, или классов сделок как имеющих первоочередные задачи по отмыванию денежных средств;
  • установление круга иностранных клептократов, которые имеют коррумпированные отношения с транснациональной организованной преступности для замораживания и конфискации их активов, а также репатриации.

По своему характеру корыстные преступления, масштабы которых вызывают необходимость в отмывании преступных доходов, сосредоточены в зонах теневой и нелегальной экономики, незаконного бизнеса [3]. Организация и поддержание в рабочем состоянии деятельности, борьба с которой идёт на федеральном уровне, требует задействования внушительного количества ресурсов [2].

Среди целей, на которые преступники планируют расходовать теневые капиталы после их отмывания, выделяются личное потребление (недвижимость, предметы роскоши), легальный бизнес (как правило, покупка предприятий, осуществляющих высокодоходную деятельность), а также коррупция.

Существующий порядок ведения предпринимательской деятельности в настоящий момент диктует необходимость одновременной работы нескольких человек. Применительно к организованной преступности это означает, что для эффективного противодействия силам правопорядка криминалитет нуждается в аналогичном механизме [5].

Чтобы данное объединение функционировало и помогало достичь поставленных преступных целей, активно используются имеющиеся связи с коррумпированными представителями государственной власти. С точки зрения криминологической оценки транснациональной организованной преступности, полагаем, что на современном этапе подробная частная криминалистическая методика расследования обозначенной группы преступлений в РФ ещё не сформировалась. Однако с учетом активного изучения данного вопроса в академических научных работах учеными и практическими деятелями в сфере правоохранительной деятельности и государственного управления, в настоящее время уже можно говорить об активном развитии криминологического научного знания в части формирования научных и практических основ выявления и противодействия транснациональной организованной преступности [4, с.67].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что компетенция национальных и международных органов по борьбе с отмыванием теневых капиталов и иными экономическими преступлениями отвечает критерию целесообразности государственного вмешательства в сферы частного интереса. В международном сотрудничестве по противодействию отмыванию преступных доходов активную роль играют неправительственные организации, к которым можно отнести Азиатский фонд предупреждения преступности, Международную ассоциацию по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, Всемирное общество виктимологии и другие фонды и международные организации.

 

Список литературы:
1. Житкова Е.Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем // Гражданин и право. – 2006. – № 3. – С. 81-92. 
2. Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. – 2007. – № 8. – С. 29–36.
3. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. – М.: Юристъ, 1995. – 156 с.
4. Танющева Н.Ю. Теория финансового мониторинга: монография. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. – 243 с.
5. Трунцевский Ю.В. Понятие транснационального преступления // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2014. – № 3. – С. 9-12. 
6. Шалагин А.Е. Транснациональная преступность как угроза общественной безопасности // Транснациональная организованная преступность. Отмывание денег, розыск финансов и изъятие незаконной прибыли: сборник материалов Международного научно-практического семинара (26–27 сентября 2012 г.). – Казань: КЮИ МВД России, 2012. – 523 с.