Компетенция международных и национальных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью в сфере отмывания денежных средств
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Компетенция международных и национальных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью в сфере отмывания денежных средств
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, которые в настоящее время сохраняют высокую актуальность. «Отмывание» преступных доходов, то есть легализация прибыли, полученной от совершения преступлений, как правило, коррупционного характера являет собой яркий пример наиболее сложного социально-экономического взаимодействия в контексте изучения транснациональной организованной преступности. Взаимодействие национальных и международных сил правопорядка в сфере контроля за трансфером денежных средств и обнаружения незаконных схем раскрывается через комплекс компетенций, составляющих основу деятельности органов предупреждения и пресечения международной преступности.
Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, международное право, международное сотрудничество в уголовном процессе и судах, преступный траффик, глобализация, интернациональная преступность, коррупция, отмывание денежных средств.
Говоря об используемых мерах по противодействию транснациональной преступности, в том числе по отмыванию теневых денежных средств, необходимо отметить, непосредственно, криминалистический элемент, который выражен в стремлении к количественному и качественному увеличению разведывательных мероприятий [1]. Важно также материально обеспечить работы по раскрытию преступлений, совершаемых преступными группами. Так, в 2011 году в Великобритании была принята Стратегия борьбы с терроризмом (CONTEST), благодаря которой была установлена обязательность строгой структурированной документации о расследовании преступных деяний, рассматриваемых в настоящем исследовании.
В дальнейшем в 2013 году нормы, закреплённые в Стратегии, обновлялись. Говоря о используемых мерах по противодействию транснациональной преступности, необходимо отметить, непосредственно, криминалистический элемент, который выражен в стремлении к количественному и качественному увеличению разведывательных мероприятий [6].
В Соединенных Штатах Америки также, как и в Великобритании, разработана и принята Стратегия по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Данный документ представляет собой гарантию того, что государство должно устанавливать, уравновешивать, и интегрировать инструменты американской мощи для борьбы с транснациональной организованной преступностью и связанными с ней угрозами национальной безопасности, транснациональными экономическими преступлениями, нелегальными схемами обхода государственного контроля, схем по отмыванию денежных средств теневого капитала.
В Стратегии также предоставлена классификация различных форм преступных деяний, таких как легализация денежных средств, компьютерная (кибер) преступность, наркопреступления и др. Подвергались анализу преступные связи между регионами мира (Западной Африкой, Афганистаном, Европой, США). В документе были подсчитаны убытки, понесенные странами из-за совершения тяжких преступлений.
Таким образом, на уровне национального законодательства ряда государств был установлен приоритет действий в сфере защиты финансовой системы и стратегических рынков против транснационально организованной преступности. Международное сотрудничество государств в сфере контроля за сомнительными операциями, как правило, представляет собой комплекс следующих действий:
- разработка механизма, который сделал бы несекретные данные о транснациональной организованной преступности доступными для партнеров из частного сектора;
- выявление иностранных законов, учреждений, или классов сделок как имеющих первоочередные задачи по отмыванию денежных средств;
- установление круга иностранных клептократов, которые имеют коррумпированные отношения с транснациональной организованной преступности для замораживания и конфискации их активов, а также репатриации.
По своему характеру корыстные преступления, масштабы которых вызывают необходимость в отмывании преступных доходов, сосредоточены в зонах теневой и нелегальной экономики, незаконного бизнеса [3]. Организация и поддержание в рабочем состоянии деятельности, борьба с которой идёт на федеральном уровне, требует задействования внушительного количества ресурсов [2].
Среди целей, на которые преступники планируют расходовать теневые капиталы после их отмывания, выделяются личное потребление (недвижимость, предметы роскоши), легальный бизнес (как правило, покупка предприятий, осуществляющих высокодоходную деятельность), а также коррупция.
Существующий порядок ведения предпринимательской деятельности в настоящий момент диктует необходимость одновременной работы нескольких человек. Применительно к организованной преступности это означает, что для эффективного противодействия силам правопорядка криминалитет нуждается в аналогичном механизме [5].
Чтобы данное объединение функционировало и помогало достичь поставленных преступных целей, активно используются имеющиеся связи с коррумпированными представителями государственной власти. С точки зрения криминологической оценки транснациональной организованной преступности, полагаем, что на современном этапе подробная частная криминалистическая методика расследования обозначенной группы преступлений в РФ ещё не сформировалась. Однако с учетом активного изучения данного вопроса в академических научных работах учеными и практическими деятелями в сфере правоохранительной деятельности и государственного управления, в настоящее время уже можно говорить об активном развитии криминологического научного знания в части формирования научных и практических основ выявления и противодействия транснациональной организованной преступности [4, с.67].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что компетенция национальных и международных органов по борьбе с отмыванием теневых капиталов и иными экономическими преступлениями отвечает критерию целесообразности государственного вмешательства в сферы частного интереса. В международном сотрудничестве по противодействию отмыванию преступных доходов активную роль играют неправительственные организации, к которым можно отнести Азиатский фонд предупреждения преступности, Международную ассоциацию по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, Всемирное общество виктимологии и другие фонды и международные организации.