Статья:

Мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля и снижения рисков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пахнутова Э.С. Мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля и снижения рисков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/77996 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мероприятия по совершенствованию организации таможенного контроля и снижения рисков

Пахнутова Элеонора Сергеевна
студент Московского финансово-юридического университета МФЮА, филиал, РФ, г. Калининград
Дерендяева Тамара Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Московского финансово-юридического университета МФЮА, филиал, РФ, г. Калининград

 

Ключевые слова: таможня, система правления рисками, декларирование товаров, таможенные органы.

 

Проанализировав существующую в Калининградской областной таможне систему правления рисками, утверждать, что работа системы управления рисками достигла оптимальных показателей, пока рано. Анализ практики применения СУР и действующей нормативной

Базы Калининградской областной таможни, позволяют определить наличие проблем в данной области. Требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовое, организационного, информационно-технического и научно-методическое обеспечение СУР. Особое внимание необходимо уделить коррупционным рискам. Новые алгоритмы утверждения профиля риска на товар, по мнению практиков, делают негибкой систему управления рисками в масштабах всей страны.

Некоторые участки работы таможенных органов связаны с недостаточной информационно-технической оснащенностью, что создает затруднения в применении системы управления рисками.

Недостоверное декларирование товаров, занижение таможенной стоимости, неверная классификация товаров, нарушения при обосновании предоставления таможенных льгот и преференций остаются актуальными проблемами таможенного администрирования[90].

Еще одна задача, стоящая перед ФТС в сфере управления рисками – распространение положительного опыта функционирования СУР в рамках ЕАЭС. Это касается и нормативно-правовой базы, и внедрения новых действенных механизмов, и повышения качества информационно-технического обеспечения.

В ближайшее время необходимо активизировать работу по повышению эффективности администрирования в таких направлениях как:

• применение в отношении декларируемых товаров динамических стоимостных индикаторов;

• процессы определения и контроля таможенной стоимости должны быть максимально автоматизированы;

• переход к категорированию товарных партий от категорирования участников ВЭД;

• активизировать работу по развитию национальной системы прослеживаемости товаров;

• использование новых подходов при администрировании товаров, перемещаемых в рамках Интернет-торговли;

• дальнейшая интеграция информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти.

Постоянно усложняющаяся структура внешнеторгового оборота, появление новых форм взаимодействия партнеров при совершении внешнеторговых операций, требуют от таможенных органов оперативного реагирования на возможность возникновения рисковых факторов и предотвращения правонарушений в области таможенного законодательства ЕАЭС.

Решение поставленных задач возможно только в условиях создания современных гибких информационных систем и реализации новых инновационных подходов к управлению в государственных структурах.

К недостаткам существующего в таможенных органах региона механизма минимизации рисков можно отнести:

- несовершенство программных средств реализации СУР;

- проблемы применения СУР на некоторых участках работы, которые связаны с недостаточной информационно-технической оснащенностью.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития системы управления рисками являются совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов, категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров, в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства.

Таким образом, для качественного изменения и совершенствования сложившейся системы таможенного администрирования СУР требуется система XXI века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях должностных лиц таможенных органов. Уход от человеческого фактора, не исключая при этом применение интуитивного профиля рисков как в процессе аналитической работы, так и при проведении таможенного и иных видов государственного контроля должностными лицами таможенных органов, будет способствовать, в том числе, исключению коррупционных проявлений.

Огромные возможности, которые открываются в процессе совершенствования системы управления рисками, трудно переоценить. Новые подходы, использование незадействованных ранее резервов и мирового опыта вместе с применением современных технологий дают весомый шанс кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля.

Анализируя проблемы, приведенные выше, можно сделать вывод, что большую часть проблем с реализацией СУР можно решить путем создания современной, высокотехнологичной, интегрированной, автоматизированной, информационной системы, позволяющей оперативно использовать информацию с целью уменьшения рисков.

Опыт Европейского союза в области использования СУР позволяет сделать вывод о том, что для формирования единых подходов к использованию инструментов СУР в ЕАЭС потребуется решение следующих общих вопросов:

  • выработки общей, без ущерба для принятия необходимых мер на национальном уровне, стратегии управления рисками в ЕАЭС;
  • разработки нормативных актов ЕАЭС в области СУР на основе международных стандартов;
  • интегрирования информационных систем, обеспечивающих функционирование СУР таможенных служб государств - членов ЕАЭС;
  • выработки единых подходов к внедрению системы постаудита как неотъемлемого элемента СУР.

Система управления рисками на данный момент является основой контроля таможенной стоимости, даже при всех недостатках общероссийских ценовых профилей рисков при реализации проверки таможенной стоимости, характерных для ЕАЭС.

Для разрешения этой проблемы нужно заострять внимание на стране происхождения товара, при организации профилей рисков, а также придавать особое значение факторам оказывающим влияние на производство определенного товара. Кроме того, увеличивать долю применяемых при определении таможенной стоимости профилей рисков, созданных таможней ориентируясь на местную специфику.

Доля профилей риска, не определяется с поддержкой программных возможностей, то есть, не формализована или частично формализована. Из-за этого на реализацию контроля нужно большое количество времени, так как необходимо работать большим количеством бумажных носителей.

Для улучшения информационного обеспечения организации проверки таможенной стоимости ввозимых цветов, таможенный орган должен предоставить избрание источника информации для сопоставления таким образом, чтобы характеристики предпочтенного для сопоставления товара, его качественные, технические и коммерческие параметры, а также условия поставки сопоставляемых товаров в наибольшей степени соответствовали условиям сделки с оцениваемыми товарами.

На данное время в таможне почти нет источников стоимостной информации, которые подходили бы по запросам и нормативным документам. За невыполнение предписаний к стоимостным источникам информации отвечают таможни, а точнее сотрудники таможенного поста, непосредственно участвующие в проверке.

В настоящее время у таможни нет законных источников ценовой информации и это является, достаточно весомой проблемой, отягощающей работу таможенных органов.

Из-за отсутствия такой информации, исполнять корректировку таможенной стоимости, не приступая законодательства, даже имея достаточно причин для неиспользования одного из способов исчисления таможенной стоимости, нельзя.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о необходимости образования целостной электронной базы справочной информации по стоимости товаров. Подобные электронные справочники будут хранить всю полезную информацию (от кода ТН ВЭД до технологических свойств и цеховых уровнях товара).

Системы СУР сегодня представляют собой закрытую для широкого круга должностных лиц, принимающих участие в таможенном оформлении и таможенном контроле, систему. Уполномоченные должностные лица таможенных постов не видят надобности и эффективности применения системы на практике. В связи с тем, что формат документального контроля остался практически в том же виде, каким он был до внедрения СУР, должностные лица, как и многие участники ВЭД, субъективно воспринимают эту систему как ненужное дополнение и усложнение таможенного оформления.

Все это в результате негативно влияет на эффективность системы в целом: неверная интерпретация должностными лицами таможенных постов положений профилей рисков, неверное применение мер, неверное фиксирование результатов, нежелание взаимодействовать с координирующим подразделением таможни и вести собственную работу по анализу и применению СУР в таможенном оформлении и таможенном контроле, проведение такой работы «для галочки».

В связи с этим целесообразно разработать комплексную систему "популяризации" СУР среди должностных лиц таможенных органов, исключить формулировки, позволяющие двоякую трактовку положений нормативных документов, распространить СУР на весь процесс таможенного оформления и таможенного контроля, упростив изначально таможенное оформление, а дальнейшие действия должностных лиц таможенных органов регламентировав в основном положениями СУР с учетом выявленных рисков.

На основании полученных результатов практики применения СУР для ее дальнейшего эффективного внедрения сегодня необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях, определить слабые стороны в оперативных мероприятиях и программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех узких мест, которые препятствуют оперативной работе.

В дальнейшем необходимо принять соответствующие организационные меры по устранению выявленных недостатков, снижению их негативного влияния, предпринять все возможные меры по снижению экономического ущерба. Одним из путей решения данных проблем будет повсеместное массовое внедрение технологии совместного использования электронного декларирования и системы управления рисками.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Таможенном союзе в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):

  • сокращение времени таможенного оформления;
  • прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
  • партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, для нахождения недостатков и несовместимостей в современном законодательстве Российской Федерации, правовым отделам таможенного органа нужно более тщательно анализировать правоприменительную практику; реализовывать информирование судебных органов о правовых взглядах таможни на использование таможенного законодательства в отношении таких вопросов как контроль таможенной стоимости и информированность сотрудников отдела контроля таможенной стоимости при появлении проблем в отношении позиций законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент организация контроля исчисления таможенной стоимости имеет много недостатков и не действует с достаточной эффективностью. Чтобы улучшить организацию проверки исчисления таможенной стоимости перемещаемых через таможню товаров, нужно принять ряд мер. Сотрудникам таможенных органов, которые непосредственно заняты в контроле исчисления таможенной стоимости, нужно соблюдать определенную последовательность проверки таможенной стоимости и предельно внимательно аргументировать принимаемые решения, учитывая правоприменительную практику и существующие методические указания, чтобы избежать аннулирования принятых решений в судебном порядке.

Перспективы развития системы управления рисками можно связывать, прежде всего, с дальнейшей автоматизацией всех процессов таможенных операций, интегрированием с информационными ресурсами органов государственной власти, бизнес-сообщества и, конечно же, таможенными органами других государств.

Распространение выборочных результатов на генеральную совокупность можно использовать для реализации принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе системы управления рисками. Конечной целью выборочного контроля является характеристика генеральной совокупности на основе выборочных результатов. Выборочные средние и относительные величины распространяются на генеральную совокупность с учётом предела их возможной ошибки. Например, для определения средней таможенной стоимости конкретного товара предполагается произвести выборочный контроль цен. Известно, что цены на данный товар колеблются от  40 до 70 $. Сколько партий товара надо обследовать, чтобы с вероятность 0,954 ошибка выборки  при определении средней цены не превышала 2 $ за единицу? Предположим, что распределение цен соответствует нормальному распределению. Тогда

 = (Хmax – Хmin) = (70 – 40) = 5 $                                                                                      (1)

Вероятности 0,954 cоответствует значeние коэффициента доверия t = 2. Рассчитаем численность выборки по формуле для повторного отбора: n =  =  = 25 партий. Поскольку доля отбора не превышает ẇ =  = 0,005 = 0,5%, к формуле бесповторного отбора можно не переходить. Таким образом, для того, чтобы с вероятность 0,954 гарантировать, что ошибка при определение средней цены  товара не превысит  2 $ за единицу, необходимо  обследовать 25 партий товара.

На таможенном складе зарегистрировано 3 тыс. единиц некоторого товара. Для определения средней продолжительности времени проверки организуется выборочный контроль. По данным прошлых лет известно, что коэффициент вариации продолжительности времени проверки составляет 40%. Сколько единиц товара надо охватить выборочным контролем, чтобы с вероятность 0,997 утверждать, что полученная ошибка выборки  не превышает 5% средней продолжительности времени  проверки одной единицу товара? Вероятности 0,997 cоответствует коэффициент доверия t = 3. Расчет численности выборки осуществляется по формуле бесповторного отбора:

  n =  =  = 56,5= 57 единиц товара.

Таким образом, для того, чтобы с вероятность 0,997 утверждать, что полученная ошибка выборки не превышает  5% средней продолжительности времени  проверки, необходимо  обследовать 57 единиц товара.

Количество проверяемых единиц товара ограничится величиной  = 3000 – 57 = 2943, то есть на 98%.

Исходя из практических потребностей для целей таможенного контроля стал объективно необходим комплексный прикладной инструментарий, включающий в себя методы обобщенной оценки различными способами существующих рисков недостоверного декларирования, занижение таможенной стоимости, неверной классификации товаров и многовариантного прогнозирования сложившейся ситуации, что было невозможно реализовать без использования методов вероятностного оценивания.

 

Список литературы:
1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза// (Пописан в г. Москве 11.04.2017)// Собрание законодательства РФ. − 2019.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru.
2. Ефимочкина С.О. Совершенствование таможенных услуг в международной цепи поставок товаров//В сборнике: Ресурсам области - эффективное использование. Сборник: материалов XIX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. 2019. С. 303-308.
3. Мухаметвалиева Л.Р. Применение системы управления рисками в таможенных органах//В сборнике: Дни студенческой науки. Сборник научных трудов II Международной студенческой конференции. 2019. С. 302-305.