Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Куркатова И.А. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(75).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

Куркатова Ирина Александровна
студент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Полищук Елена Анатольевна
научный руководитель, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

Коммуникативное поведение занимает важное место в структуре современного общества. Его значимость проявляется в формировании межличностных связей, развитии социальных объединений и межкультурном взаимодействии между отдельными группами, в различных сферах, в том числе и сфере гостеприимства (способность выслушивать гостей (клиентов), задавать им уточняющие вопросы; проявление эмоций и переживаний; управление собственными эмоциями и поведенческими реакциями и т.п.). В этой связи изучение особенностей процесса коммуникативного поведения на современном этапе развития организаций сферы гостеприимства продолжает оставаться актуальным.

Цель исследования: изучить особенности процесса коммуникативного поведения в современных организациях сферы гостеприимства.

На практике принято рассматривать коммуникативное поведение в организациях сферы гостеприимства, учитывая следующие аспекты [1, с. 75-78]:

  1. Межкультурные различия: организации сферы гостеприимства и общественного питания обслуживают гостей (клиентов) из разных стран, поэтому важно понимать и учитывать их национально культурные особенности, обеспечивать эффективное общение и комфортное пребывание.
  2. Языковые барьеры: в сфере гостеприимства осуществляют трудовую деятельность сотрудники, для которых основной язык общения не является родным, поэтому одним из базовых к ним требованиям выступают знания иностранных языков и навыков межкультурного общения.
  3. Обучение и развитие персонала: обучение персонала коммуникативным навыкам и техникам эффективного общения с гостями (клиентами) является неотъемлемой частью работы в сфере гостеприимства, включает умение слушать, задавать вопросы, выражать сочувствие и уважение к гостям.
  4. Этика и стандарты обслуживания: коммуникативное поведение персонала должно соответствовать стандартам и этическим нормам, принятым в организации сферы гостеприимства, включает в себя вежливость, доброжелательность, готовность помочь и удовлетворить потребности гостей (клиентов).
  5. Обратная связь с гостями (клиентами): важным аспектом коммуникативного поведения в организациях гостеприимства является умение слушать и реагировать на обратную связь, позволяет улучшить качество обслуживания и повысить уровень удовлетворения гостей (клиентов).
  6. Управление конфликтами: в процессе коммуникации с гостями (клиентами) могут возникать конфликты и недоразумения. Важно, чтобы персонал умел управлять такими ситуациями, находить компромиссные решения и выходить из конфликтов с минимальными потерями для обеих сторон [3, с. 34-38].

В таблице представлены основные виды коммуникативного поведения в организациях сферы гостеприимства [2, с. 25].

Таблица.

Виды коммуникативного поведения в организациях сферы гостеприимства

Вид коммуникативного поведения

Характеристика

Вербальное коммуникативное поведение

включает в себя использование речи, языка и других звуковых средств для передачи информации и обмена идеями. Вербальное общение является важным инструментом для установления и поддержания отношений с гостями, коллегами и руководством

Невербальное коммуникативное поведение

включает в себя использование жестов, мимики, поз и дистанции для передачи информации, выражения эмоций с гостями; способствует установлению эффективного взаимодействия и взаимопонимания с гостями (клиентами)

Пассивное коммуникативное поведение

проявляется в ситуациях, когда сотрудник организации сферы гостеприимства не проявляет инициативу в общении с гостем (клиентом), не задает вопросов и не предлагает помощи. Это может привести к тому, что гость будет чувствовать себя недостаточно комфортно и может не получить необходимой информации или услуг

Неформальное коммуникативное поведение

проявляется в виде дружеского общения между сотрудниками и гостями (клиентами), только с разрешения гостя, что может способствовать созданию более комфортной атмосферы и улучшению качества обслуживания

Активное коммуникативное поведение

выражается в проявлении инициативы в общении с гостем (клиентом). Сотрудники организации сферы гостеприимства задают вопросы, предлагают помощь, учитывают потребности и пожелания гостей (клиентов)

Эмпатическое коммуникативное поведение

в сфере гостеприимства эмпатия особенно важна, так как она способствует установлению доверительных отношений с гостями (клиентами)

 

В процессе исследования установлено, что рассмотренные виды коммуникативного поведения в современных организациях сферы гостеприимства могут проявляться в различных комбинациях в зависимости от контекста и обстоятельств.

В свою очередь, процесс коммуникативного поведения в организациях сферы гостеприимства зависит от ряда принципов [1, с. 111-114]:

  1. Принцип отзывчивости. Принцип отзывчивости в коммуникациях сферы гостеприимства заключается в стремлении понять и учесть потребности и ожидания гостя (клиента), оперативно реагировать на его запросы и ожидания.
  2. Принцип ясности. Ясность – ключевой принцип коммуникативного поведения, который подразумевает, что речь персонала должна быть ясной и понятной, чтобы потенциальные гости (клиенты) могли легко понять то, что требуется до них донести.
  3. Принцип профессионализма. Данный принцип в коммуникациях сферы гостеприимства подразумевает наличие у сотрудников необходимых знаний, навыков и опыта для выполнения своих обязанностей на высоком уровне, профессионализм также включает в себя соблюдение этических и моральных норм, правил и стандартов в общении с гостями (клиентами).
  4. Принцип активного слушания. Активное слушание – это важный аспект коммуникативного поведения, который подразумевает не только физическое присутствие, но и активное участие в процессе прослушивания (умение задавать вопросы, повторять и уточнять информацию, а также проявлять заинтересованность и внимание к собеседнику).

Проведенное исследование позволило заключить, что коммуникация является ключевым фактором эффективной работы организаций сферы гостеприимства. Рассмотренные виды коммуникативного взаимодействия с гостями (клиентами) существенно влияют на уровень удовлетворенности гостей (клиентов)и их намерение вернуться снова. Характерной особенностью коммуникативного поведения является наличие большого количества межличностных контактов, важность наличия навыков и знаний при общении с гостями (клиентов), умение слушать собеседника и решать возникающие проблемы.

 

Список литературы:
1. Кузнецова М.А. Психология общения: учебное пособие. – М.: РГУП, 2021. – 167 с. 
2. Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения: учебник для вузов. Воронеж: «Гарант», 2020. – 352 с.
3. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2022. – 176 с.