Сущность и основные признаки стратегии
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Сущность и основные признаки стратегии
Эффективная деятельность предприятия напрямую зависит от правильного выбора стратегических ориентиров, которые наилучшим образом позволяют реализовывать технический и человеческий капитал [4, с. 31]. Стратегия – это главный инструмент управления предприятием обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и повышающий конкурентоспособность производимой им продукции. Стратегия управления современной организацией охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.
От эффективной реализации стратегии зависит функционирование организации в целом. Выполнение стратегии – это задача перед менеджером, для проведения организационных изменений, разработки и контроля деловых процессов, мотивации сотрудников и достижение поставленной цели. Реализация стратегии является залогом успеха организации на пути к достижению ее стратегических целей и миссии [2, с. 80].
Реализация стратегии – это действия, направленные на повышение деловой активности в организационной и финансовых сферах, а также на формирование политики фирмы, разработку корпоративной культуры и мотивации персонала.
При разработке стратегии на предприятии необходимо выполнить следующие действия:
1. Создать организационные возможности для успешного выполнения стратегии;
2. Управлять бюджетом с целью выгодного размещения средств;
3. Определить политику фирмы, для обеспечения реализации стратегии;
4. Мотивировать служащих для более результативной работы;
5. Создать благоприятную атмосферу внутри компании ля успешной реализации запланированной цели;
6. Создать внутренние условия, которые обеспечат условия для эффективного выполнения персонала своих обязанностей;
7. Обеспечить контроль за выполнением стратегии.
Динамичность условий конкуренции, опыт компаний, нестабильность во внешней среде, альтернативность путей развития компании, уникальность внутренней среды компании и различные системы мотивации являются залогом к определению индивидуального подхода к реализации стратегии.
Разработка стратегии включает в себя следующие этапы:
1. Определение необходимости стратегических изменений;
2. Распределение ключевых задач управления;
3. Проведение управления реализацией стратегии;
4. Проведение организации системы стратегического контроля;
5. Оценивание эффективности реализации стратегии.
Главную роль в разработке и реализации стратегии играет руководство, оно несет ответственность за разработку мер реагирования на изменения во внешней среде и за их практическую реализацию [9, c. 156].
В результате практических исследований было предложено использовать пять основных подходов к реализации стратегии:
· Командный поход. При данном подходе концентрируется внимание на условиях формирования стратегии. Менеджер может самостоятельно разработать стратегию и определить оптимальный порядок мероприятий для организации. При этом подходе менеджеры используют матрицу роста доли, анализ отрасли и конкурентов. После выбора наилучшей стратегии менеджер доводит ее до персонала. Для успешной реализации стратегии необходимо наличие следующих условий:
· У менеджера в распоряжении должно быть достаточно власти для обеспечения в приказном порядке реализации стратегии;
· Должна быть предоставлена точная и своевременная информация, среда предприятия должна быть неизменной;
· При формулировании стратегии менеджер должен быть свободен от субъективных предпочтений и политических влияний.
Недостатком такого похода является то, что он может снижать мотивацию персонала и те сотрудники, которые почувствуют эти изменения, будут далеки от новаторства. Но, несмотря на это, данных подход может быть эффективен при применении на малых предприятиях, которые работают в стабильных экономических условиях.
1. Подход организационных перемен. Менеджер при использовании данного похода акцентирует внимание на организацию реализации стратегии. Этот подход в большинстве случаев намного эффективнее, чем командных подход, и может использоваться для реализации сложных стратегий.
2. Коллаборативный подход. При данном подходе менеджер, который отвечает за стратегию, проводит сбор менеджеров с целью формирования и реализации стратегии. Каждый из менеджеров высказывает свою точку зрения, руководящий менеджер с учетом мнения персонала выносит свое решение. Данный поход так же может приводить к негативным для организации последствиям, из-за различных точек зрения и видения целей, возможность выбора наилучшей стратегии снижается.
3. Культурный подход. При данном подходе в процесс формирования стратегии учитывается мнение нижних уровней организации. Руководитель знакомит персонал с основной задачей, дает ему возможность выбора действий для реализации этой задачи.
4. Кресцивный подход. Руководитель занимается и формированием и реализацией стратегии. Но при этом, он не занимается решением этих задач, а лишь направляет починенных на их выполнение.
Таким образом, главной задачей при разработке стратегии является понимание того, что необходимо сделать для реализации стратегии в запланированные сроки ее исполнения.
Однако, не существует определенного набора конкретных рекомендаций по формированию стратегии, так как все организации функционируют абсолютно по-разному, в различных внешних и внутренних сферах, поэтому стратегии для них тоже будут отличаться.