Статья:

Сущность и основные признаки стратегии

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пономарева Д.А. Сущность и основные признаки стратегии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность и основные признаки стратегии

Пономарева Дарья Александровна
студент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, РФ, г. Самара
Термелева Анна Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, РФ, г. Самара

 

Эффективная деятельность предприятия напрямую зависит от правильного выбора стратегических ориентиров, которые наилучшим образом позволяют реализовывать технический и человеческий капитал [4, с. 31]. Стратегия – это главный инструмент управления предприятием обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и повышающий конкурентоспособность производимой им продукции. Стратегия управления современной организацией охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.

От эффективной реализации стратегии зависит функционирование организации в целом. Выполнение стратегии – это задача перед менеджером, для проведения организационных изменений, разработки и контроля деловых процессов, мотивации сотрудников и достижение поставленной цели. Реализация стратегии является залогом успеха организации на пути к достижению ее стратегических целей и миссии [2, с. 80].

Реализация стратегии – это действия, направленные на повышение деловой активности в организационной и финансовых сферах, а также на формирование политики фирмы, разработку корпоративной культуры и мотивации персонала.

При разработке стратегии на предприятии необходимо выполнить следующие действия:

1.  Создать организационные возможности для успешного выполнения стратегии;

2.  Управлять бюджетом с целью выгодного размещения средств;

3.  Определить политику фирмы, для обеспечения реализации стратегии;

4.  Мотивировать служащих для более результативной работы;

5.  Создать благоприятную атмосферу внутри компании ля успешной реализации запланированной цели;

6.  Создать внутренние условия, которые обеспечат условия для эффективного выполнения персонала своих обязанностей;

7.  Обеспечить контроль за выполнением стратегии.

Динамичность условий конкуренции, опыт компаний, нестабильность во внешней среде, альтернативность путей развития компании, уникальность внутренней среды компании и различные системы мотивации являются залогом к определению индивидуального подхода к реализации стратегии.

Разработка стратегии включает в себя следующие этапы:

1.  Определение необходимости стратегических изменений;

2.  Распределение ключевых задач управления;

3.  Проведение управления реализацией стратегии;

4.  Проведение организации системы стратегического контроля;

5.  Оценивание эффективности реализации стратегии.

Главную роль в разработке и реализации стратегии играет руководство, оно несет ответственность за разработку мер реагирования на изменения во внешней среде и за их практическую реализацию [9, c. 156].

В результате практических исследований было предложено использовать пять основных подходов к реализации стратегии:

·     Командный поход. При данном подходе концентрируется внимание на условиях формирования стратегии. Менеджер может самостоятельно разработать стратегию и определить оптимальный порядок мероприятий для организации. При этом подходе менеджеры используют матрицу роста доли, анализ отрасли и конкурентов. После выбора наилучшей стратегии менеджер доводит ее до персонала. Для успешной реализации стратегии необходимо наличие следующих условий:

·     У менеджера в распоряжении должно быть достаточно власти для обеспечения в приказном порядке реализации стратегии;

·     Должна быть предоставлена точная и своевременная информация, среда предприятия должна быть неизменной;

·     При формулировании стратегии менеджер должен быть свободен от субъективных предпочтений и политических влияний.

Недостатком такого похода является то, что он может снижать мотивацию персонала и те сотрудники, которые почувствуют эти изменения, будут далеки от новаторства. Но, несмотря на это, данных подход может быть эффективен при применении на малых предприятиях, которые работают в стабильных экономических условиях.

1.  Подход организационных перемен. Менеджер при использовании данного похода акцентирует внимание на организацию реализации стратегии. Этот подход в большинстве случаев намного эффективнее, чем командных подход, и может использоваться для реализации сложных стратегий.

2.  Коллаборативный подход. При данном подходе менеджер, который отвечает за стратегию, проводит сбор менеджеров с целью формирования и реализации стратегии. Каждый из менеджеров высказывает свою точку зрения, руководящий менеджер с учетом мнения персонала выносит свое решение. Данный поход так же может приводить к негативным для организации последствиям, из-за различных точек зрения и видения целей, возможность выбора наилучшей стратегии снижается.

3.  Культурный подход. При данном подходе в процесс формирования стратегии учитывается мнение нижних уровней организации. Руководитель знакомит персонал с основной задачей, дает ему возможность выбора действий для реализации этой задачи.

4.  Кресцивный подход. Руководитель занимается и формированием и реализацией стратегии. Но при этом, он не занимается решением этих задач, а лишь направляет починенных на их выполнение.

Таким образом, главной задачей при разработке стратегии является понимание того, что необходимо сделать для реализации стратегии в запланированные сроки ее исполнения.

Однако, не существует определенного набора конкретных рекомендаций по формированию стратегии, так как все организации функционируют абсолютно по-разному, в различных внешних и внутренних сферах, поэтому стратегии для них тоже будут отличаться.

 

Список литературы:
1. Берестнева Е.А., Термелева А.Е. Специфика управления финансовыми рисками на промышленном предприятии в современных условиях // Математика, экономика и управление. 2015. Т.1, №4. С. 79–83.
2. Заводчикова Т.Б. Кластерный подход к формированию экспортной стратегии предприятий [Текст] / Т.Б. Заводчикова // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 7 (66). С. 78–85. 
3. Лапа Е.А. The structure of the tourism and recreation tourism cluster of the Samara region// Modern approaches to the management of economic systems in the conditions of global transformation Saint-Louis, Missouri, USA, 01 февраля 2016 г. Proceedings of the II International scientific and practical conference.2016/ Издательство: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (St. Louis), С. 154.
4. Лапа Е.А. Стратегическое управление регионом // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2016. – № 35. – С. 30–35.
5. Лапа Е.А., Термелева А.Е. Кластерный подход как инструмент инновационного и социально-экономического развития регионов (на примере Самарской области) // Экономика и предпринимательство, № 11 (ч.1), 2016 – С. 215–219.
6. Рыбакова С.С. Reculiarities of activity of bodies of legislative (representative) authorities of subjects of the Russian Federation//Modern approaches to the management of economic systems in the conditions of global transformation/ – (St.-Louis, Missouri, 1th February, 2016). – St.-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House. – 156 p. (Р. 128–134).
7. Рыбакова С.С. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности регионального парламента // В сборнике: От земских учреждений к местному самоуправлению в России: традиции, опыт, перспективы (к 150-летию Земской реформы) Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 117–119.
8. Термелева А.Е. Инвестиционные проекты как инструмент инновационного развития Самарской области // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 14. – С. 156–163.
9. Термелева А.Е. Принятие управленческого решения – значимая функция современного менеджера // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. – Вып. 4 – С 154–159.
10. Термелева А.Е. Содержание инновационного потенциала региона // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. – Вып. 2 – 208 с. С 170–179.
11. Термелева А.Е. Сравнительный анализ подходов управления проектами и традиционного менеджмента // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвуз. сб. ст./ под общ. ред. Н.А. Дубровиной. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2015. – Вып. 3 – 198с. С 173–179.
12. Термелева Е.Е., Ябарова А.Я.Механизмы управления муниципальным имуществом // Современные проблемы управления: Сборник научных статей/под ред. С.А. Ключникова. Издательство «Самарский университет», 2015. – Выпуск 9. – С. 99–106.