Статья:

Конкурентная политика в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Панкратов М.В. Конкурентная политика в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/78100 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конкурентная политика в Российской Федерации

Панкратов Михаил Вячеславович
магистрант, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Анатолий Николаевич Левушкин
научный руководитель,

 

COMPETITIVE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Mikhail Pankratov

Master student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow

 

Аннотация. В работе определены задачи, решению которых способствует развитие конкурентных рыночных отношений. Определена специфика современной конкурентной политики РФ, а также выявлены факторы, препятствующие развитию конкуренции.

Abstract. The work defines the tasks, the solution of which contributes to the development of competitive market relations. The specifics of the modern competition policy of the Russian Federation have been determined, and the factors that prevent development of competition.

 

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, оценка состояния конкуренции, конкурентная политика.

Keywords: Competition, competitive environment, assessment of the state of competition, competition policy.

 

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны и уровень жизни граждан с другой.

Для понимания проблемы исследования, представим данные Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее ФАС РФ) за 2019 год.

За год ведомство возбудило 3029 дел о нарушении антимонопольного законодательства, треть из которых (1017) составили нарушения со стороны органов власти. Всего в 2019 г. выявлено 2236 нарушений, из них 630 нарушений ст. 10 Закона о защите конкуренции [1], 427 нарушений ст. 14.1–14.8 Закона и 492 нарушения ст. 11, 11.1 Закона.

Анализ результатов в части государственного контроля за экономической концентрацией показал небольшое снижение количества рассмотренных ходатайств (1052) и уведомлений (144) по сравнению с 2018 г.

Также уменьшилось число выданных службой предостережений и предупреждений: 103 и 3110 соответственно. 2505 предупреждений исполнены.

Сократилось число выданных предупреждений и решений о наличии ограничивающих конкуренцию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В частности, в 2018 г. выполнено 2132 предупреждения и было принято 383 решения о наличии нарушения, а в 2019 г – уже 1602 и 258 соответственно [5].

Федеральная антимонопольная служба отмечает проблемы развития конкуренции в сфере государственных закупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям.

Встречаются также случаи обхода конкурсных процедур, когда закупки переводятся на государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Тем не менее, нужно отметить, что Россия по индексу глобальной конкурентоспособности в 2019 г. находилась на 43-м месте. 

А в сравнении с 2013 гг., когда она занимала 64-е место, ее позиции повысились более чем на 20 пунктов [6].

Факторы, препятствующие развитию конкуренции в РФ:

  • административные препятствия и формирование условий для коррупции;
  • неудовлетворительное состояние физической инфраструктуры предпринимательства – электрических сетей, транзитных узлов, автомобильных и железных дорог, грузовой авиации;
  • злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей;
  • превышение должностных полномочий среди представителей региональной и федеральной власти;
  • деградация институциональной сферы – в соблюдении земельных прав, доступности покупки или продажи земли, а также ее аренды, неправомерное влияние на бизнес и коррупция, неэффективность суда и администрации, а также не соблюдение прав на собственность, в том числе на интеллектуальную;
  • неустойчивость и нестабильность коммерческого сектора экономики: слабая банковская система, неустойчивость банков, недоступность денег для компаний, операционная эффективность банков незначительна;
  • неразвитость отечественного бизнеса – низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, преобладание продуктов с крайне низкой добавленной стоимостью (НДС), низкий уровень менеджмента;
  • неразвитость образования, математического и естественнонаучного в особенности.

Таким образом, конкурентная политика — это движущая сила экономического процветания в рыночных отношениях. Влияние конкуренции мотивирует продавцов к улучшению благосостояния предприятия.

Роль конкуренции в развитии рыночных отношений проявляется в том, что в процессе конкуренции между субъектами рыночных отношений формируются всё новые выгодные предложения покупки или же продажи чего-либо.

Нивелировать негативные факторы, препятствующие развитию добросовестной конкурентной политики, поможет «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период с 2013-2024 гг.» [2] разработанная Антимонопольной службой РФ.

Эта стратегия представляет с собой структурный документ, который направлен, прежде всего, на реализацию мероприятий по увеличению эффективности работы этой службы и законотворческих инициатив. Важнейшими задачами в этой стратегии являются: повышение уровня высшего и среднего образования, улучшение антимонопольного законодательства и ее практики, развитие конкуренции, повышение качества взаимодействия внутри службы, развитие кадровой политики и корпоративной культуры, снижение служебных барьеров на пути свободного и развитого функционирования рынков, гарантии доступа потребителей к услугам обычной монополии, формирование благоприятного тарифного образования, перестройка основополагающих институтов контроля деятельности субъектов монополий.

Новые процессы в экономике и современные глобальные вызовы требуют от государства изменения подходов к развитию конкуренции. Если заглядывать немного вперед, то на следующем этапе реализации государственной политики не обойтись без качественных системных, институциональных и организационных изменений.

На формирование экономики будущего России и направлен проект национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы.

В документе содержатся как антикризисные меры, так и системные с учетом трансформации экономической реальности из-за пандемии. Задача государства — обеспечить эффективное и прозрачное управление государственной и муниципальной собственностью, дерегулировать сферу естественных монополий и отдельные регулируемые сферы деятельности, в которых созданы условия развития конкуренции.

Рост конкурентоспособности субъектов хозяйствования в условиях кризисных явлений зависит, с одной стороны, от принимаемых управленческих решений на уровне самих предприятий, а с другой - от региональной и государственной политики, направленной на создание соответствующей экономико-правовой базы, и поддержки со стороны органов власти усилий предприятий в укреплении своих конкурентных позиций на рынке.

В данном контексте представляется целесообразным отметить, что трансформация экономических условий хозяйствования и соответственно выход конкуренции на новый уровень обусловливает необходимость изменение дифференцированных макро-, микро- и функциональных исследовательских подходов к повышению конкуренции на интегративный подход.

Учитывая это, решающее значение приобретает активная деятельность государственных органов по согласованию целей конкурентной и экономической политик с целью развития эффективной конкуренции на внутреннем рынке, а также для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и экономической системы в целом. В этих условиях представляется, что усилия регулирующих органов должны быть направлены на:

1. Обеспечение цивилизованной конкурентной среды внутри страны. Учитывая это, необходимо обеспечить надежную защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных фирм, особенно в условиях кризиса, через механизмы нетарифных мер.

2. Недопущение монопольных эффектов и злоупотреблений монопольным положением на рынке объединениями, корпорациями, финансово-промышленными группами, в том числе, иностранными компаниями и филиалами ТНК. При этом следует предусмотреть методы политики стимулирования или благожелательного нейтралитета в отношении тех национальных предприятий, которые стремятся повысить собственную конкурентоспособность на внешних рынках.

3. Переход от концепции «свободной торговли» (fair trade) к концепции «управляемой торговли» (manage trade), в которой значительное место занимает государственное вмешательство, учитывая необходимость разумного использования экспортных и импортных ограничений для содействия наращиванию конкурентоспособности отечественных компаний.

Концепция «управляемой торговли» предполагает адаптивное сочетание мер протекционистского и либерального характера, которые соответствуют конкретным условиям и целям экономического развития страны.

Успешная реализация обозначенных выше мер будет способствовать соблюдению основных принципов конкурентной политики в условиях кризиса на внутреннем рынке, а также защите национальных интересов страны в условиях открытости экономической системы.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

В начале XXI века экономика характеризуется многоукладностью и смешанностью, в ней представлены сегменты доиндустриализма, индустриализма, постиндустриализма, анклавы информационной, интеллектуальной, виртуальной экономик, что приводит к возникновению многочисленных кризисных явлений, негативным образом отражающихся на конкурентоспособности предприятий.

 В таких условиях представляется, что конкурентная политика предприятия должна базироваться на клиентоориентированном ценностно-компетентностном инновационном подходе, который позволяет учитывать развитие рынка позиционирования, а также конкурентные преимущества самого предприятия.

В заключение стоит подчеркнуть, что реализация государственной политики по развитию конкуренции — это не разовое мероприятие, а одно из ключевых направлений и факторов экономического роста, следовательно, не может рассматриваться как отдельный процесс в отрыве от комплекса мероприятий, реализуемых в рамках стратегии развития экономики в целом.

Конкуренция является ресурсом, способным сделать экономику страны богаче. Поэтому и национальный план ее развития должен стать неотъемлемой частью общенационального плана восстановления экономики.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020 N 140-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
2. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149768/ (дата обращения: 29.09.2020)
3. Бородин А.Н. Согласование экономических интересов государства и транснациональных корпораций в процессе совершенствования хозяйственной системы: дисс. к.э.н. по спе. 08.00.01 – Экономическая теория. - 2019. - 19 с.
4. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Концепт - научно-методический электронный журнал. URL: https://e-koncept.ru/2018/86028.htm (дата обращения: 28.09.2020)
5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения 29.09.2020)
6. Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс] // https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (дата обращения 29.09.2020)