К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
TO THE QUESTION ABOUT THE OBJECT OF FAILURE TO PERFORM OBLIGATIONS IN EDUCATION OF A MINOR
Kristina Konkova
Student, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, St. Petersburg
Anton Antonov
Scientific adviser, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Приоритетом российского законодательства является защита материнства и детства. Одним из наиболее актуальных и спорных вопросов является привлечение родителей и иных законных представителей к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за ненадлежащее неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Так, существуют различные и противоречивые точки зрения в отношении определения непосредственного объекта анализируемого состава.
Abstract. The priority of Russian legislation is the protection of motherhood and childhood. One of the most topical and controversial issues is bringing parents and other legal representatives to criminal responsibility under Article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation for improper failure to fulfill the duties of raising a minor. So, there are different and conflicting points of view regarding the definition of the direct object of the analyzed composition.
Ключевые слова: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, проблемы правового регулирования.
Keywords: Non-fulfillment of duties for the upbringing of a minor, problems of legal regulation.
В настоящее время в уголовном законодательстве отсутствуют четкие формулировки понятий «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», «ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», «жестокое обращение с несовершеннолетними».
Проанализируем в данном контексте, что же является объектом данного преступления.
Под родовым объектом анализируемого преступления следует понимать общественные отношения в сфере реализации прав личности. Под видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ [2], некоторые авторы понимают общественные отношения, которые способны обеспечивать как материальные, так и нематериальные условия для нормального развития личности несовершеннолетнего ребенка, а также интересы семьи в целом [6].
Можно согласиться с такой позицией по той причине, что именно условия, создаваемые родителями для ребенка в семье, обуславливают его дальнейшее развитие.
По поводу непосредственного объекта анализируемого преступления в научной литературе имеются спорные и противоположные позиции по вопросу его определения. В частности, под непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, В. Б. Боровиков понимает такие «отношения, которые способны создать условия для нормального физического и нравственного развития ребенка» [4].
По мнению А. Г. Мусеибова, «под основным непосредственным объектом указанного преступления, помимо нравственного и физического развития личности, следует добавить и психическое развитие, складывающееся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» [11].
Ю.А. Западнова называет основным непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, общественные отношения, которые обеспечивают нормальное развитие несовершеннолетнего в процессе его воспитания, а дополнительный объект в рамках рассматриваемого состава преступления отсутствует [7].
По мнению А. А. Строкова, в качестве объекта преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, выступают общественные отношения, которые обеспечивают право несовершеннолетнего на его воспитание и заботу [5].
П. А. Филиппов считает, что действия по неисполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего подлежат уголовной ответственности только в том случае, когда такое деяние сопряжено с жестоким обращением. В связи с этим данный автор делает заключение о том, что под непосредственным объектом следует понимать «отношения, создающие угрозу психического или физического развития, его здоровья» [10].
По мнению О. В. Скворцовой и А. А. Нестеренко, родовым объектом данного преступления выступают общественные отношения, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и социализацию личности. Под видовым объектом данные авторы понимают общественные отношения, которые охраняют интересы семьи и интересы конкретного ребенка. Основным непосредственным объектом являются общественные отношения, которые связаны с обеспечением полного и всестороннего развития ребенка. Дополнительным объектом выступает физическое и психическое здоровье потерпевшего [9].
Считаем, что понятия физического развития и здоровья тесно перекликаются между собой по той причине, что в контексте анализируемой статьи нарушение здоровья несовершеннолетнего следует считать последствием неправильного физического развития ребенка вследствие жестокого обращения с ним.
Заметим, что ненадлежащее воспитание представляет собой такое воздействие на личность несовершеннолетнего, которое ставит его в социально опасное положение, то есть создает реальную угрозу его жизни и здоровью, безопасности, физическому, психическому и нравственному развитию.
Таким образом, под непосредственным объектом преступления, предусматривающего неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, необходимо понимать охраняемые уголовным законом общественные отношения, создающие условия для нормального физического и психического развития личности, а также его воспитание
В научной литературе по поводу определения дополнительного и факультативного объектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, существует многообразие мнений.
В частности, В.Б. Боровиков относит к дополнительному объекту здоровье, честь, достоинство ребенка [4].
Другие авторы считают, что телесная неприкосновенность, жизнь и здоровье, свобода и достоинство, половая неприкосновенность личности являются факультативным объектом исследуемого состава [8].
В данном случае, следует уточнить по поводу половой неприкосновенности несовершеннолетнего в части отнесения ее в факультативный состав.
Заметим, что разъяснение Постановления Пленума Верховного Суда от 14.11.2017 №44 [3] указывает на половую неприкосновенность как на один из признаков жестокого обращения с ребенком.
Следует согласиться с точкой зрения П. А. Филиппова, который считает, что половая неприкосновенность охватывается составами преступлений, входящими в главу 18 УК РФ, в связи с чем относить ее к дополнительному либо факультативному объекту преступления, предусматривающего ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, не представляется целесообразным [10].
Исследовав мнения различных авторов, необходимо прийти к выводу о том, что под дополнительным объектом анализируемого состава преступления следует понимать охраняемые уголовным законом общественные отношения, создающие условия для защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, нравственного развития его личности.
Факультативным объектом следует считать отношения, которые охраняют честь и достоинство несовершеннолетнего, а также его свободу.