Статья:

Особенности туристских правоотношений в РФ на примере Кемеровской области

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Голикова А.К. Особенности туристских правоотношений в РФ на примере Кемеровской области // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(10).pdf (дата обращения: 12.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности туристских правоотношений в РФ на примере Кемеровской области

Голикова Александра Константиновна
студент института экономики и управления ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Кемерово
Сычева-Передеро Ольга Валерьевна
научный руководитель, канд. экон. наук ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. В рамках урегулирования споров в части туристических правоотношений, вопрос об отнесении договора о реализации туристского продукта к определенному виду договора остается достаточно спорным. В данной статье мы попробуем определить специфику гражданско-правового характера данного договора на основе норм, закрепленных в ряде нормативно-правовых актов, а также судебной и правоприменительной практики в сфере предоставления туристических услуг.

Ключевые слова: особенности туристических правоотношений, гражданско-правовые отношения в сфере туризма, правовая природа туристических правоотношений.

 

Правовая природа договорных отношений между субъектами туристского рынка в настоящее время определяется на основании применения норм двух основных нормативных правовых актов: Гражданского кодекса РФ и Закона №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с Приказом Министерства культуры «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта» предметом договора о реализации туристского продукта является комплекс услуг, входящих в туристический продукт, правовая природа данного договора может быть интерпретирована неоднозначно. С одной стороны, Законодатель определяет предпосылки отнесения договора о реализации туристского продукта к договору купли-продажи (данное положение было закреплено Законе №132-ФЗ вплоть до его редакции в 2007 г.), с другой стороны, не лишено смысла предположение регулирования данного вида правоотношений на основании договора возмездного оказания услуг.

В настоящее время на Законодательном уровне урегулирован вопрос об отнесении договора о реализации туристского продукта к договору о возмездном оказании услуг. В частности, в соответствии с п.2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ, правила, регулирующие правоотношения по оказанию услуг на возмездной основе, в том числе применяются и к договорам туристического обслуживания.

На основе анализа приведенных выше положений можно сделать вывод, что специфика гражданско-правовых отношений в сфере туризма состоит в том, что турист в контексте данных правоотношений позиционируется непосредственно как основной потребитель комплекса услуг, которые входят в состав туристского продукта. На наш взгляд, чтобы сформировать основные тенденции функционирования рынка туристических услуг по России в целом, особое внимание стоит уделить правоприменительной практике в сфере реализации и защиты потребителями своих законных прав в части договорных отношений между субъектами туристического рынка.

Согласно обобщенным данным по осуществлению правоприменительной практики Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей РФ, в 2016 году в рамках осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг данным ведомством было проведено 2187 контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических и физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве турагентов и туроператоров. По результатам контрольных мероприятий было выявлено порядка 3490 фактов выявленных нарушений действующего законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере оказания туристских услуг, что в пересчете составляет примерно 4 нарушения на 1 проверку.

Исходя из данных, опубликованных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, авторы данного исследования выделили, что структура нарушений складывается следующим образом: 34% выявленных нарушений приходится на правоотношения о порядке заключения договора о реализации туристского продукта, причем 25% из них связаны с включением в договор условий, которые ущемляют права потребителей; 31% связан с представлением туристам недостоверной информации о туроператоре либо турагенте, о туристском продукте; 9% нарушений зафиксировано в части ненадлежащего исполнения условий договора о реализации туристского продукта, а именно нарушения сроков передачи договоров и путевок туристам; 3% составляют нарушения в части отсутствия у субъекта – исполнителя договора о реализации туристского продукта книги отзывов и предложений, требование которой является непосредственным право потребителя туристических услуг; 23% - иные нарушения (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Структура основных выявленных нарушений на рынке туристских услуг в 2016 г., %

Источник: Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году»

 

На основе анализа представленных данных можно сделать вывод, что нарушение договорных отношений по реализации туристского продукта является основной тенденцией функционирования рынка туристических услуг в России.

Если данную тенденцию интерпретировать на функционирование правоотношений в части предоставления туристических услуг по Кемеровской области, в Кузбассе можно отметить увеличение числа судебных разбирательств по возмездному оказанию услуг, нормы которых регулируются Гражданским кодексом РФ, в части оказания туристических услуг. Данный вывод сделан авторами данного исследования на основании данных таблицы 3, составленной исходя из анализа судебной практики.

Таблица 1.

Динамика судебных разбирательств, регулируемых гражданским законодательством в сфере возмездного оказания туристических услуг на примере Кемеровской области за период 2015-2017 гг., количество дел

Статья ГК РФ

2017 г.

2016 г.

2015 г.

Статья 779. Договор возмездного оказания услуг

13

9

11

Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг

1

-

-

Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг

6

7

4

Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг

3

5

6

Источник: Электронная база судебных актов Верховного суда Российской Федерации, арбитражных судов, областных и районных судов общей юрисдикции, мировых судей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/ (дата обращения: 17.09.2018).

 

В ходе анализа судебной практики дел в сфере оказания туристических услуг по Кемеровской области, можно отметить, что основными причинами начала процесса судопроизводства, регулируемого нормами статей 779, 780, 782, 783 ГК РФ в части оказания туристических услуг являются:

1) неисполнение туроператором обязательств по бронированию, оплате, получению и передаче туристу документов на выезд;

2) отказ в возмещении туристам компенсации по договору о реализации туристского продукта в связи с изменением существенных обстоятельств договора;

3) нарушение существенных условий договора об оказании туристических услуг;

4) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных договорных обязательств туроператорами.

Проанализировав судебную и правоприменительную практики по делопроизводству в части договорных отношений по предоставлению туристических услуг, можно выделить следующие тенденции функционирования гражданских правоотношений по оказанию туристических услуг по России в целом и по Кемеровской области в частности:

1) специфика договорных отношений в сфере туризма складывается на основе их регулирования нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 14.11.1996 г., Федерального закона № 2300-I «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.;

2) особая роль в части регулирования договорных отношений гражданско-правового характера в сфере туризма отводится рекомендациям по осуществлению туристической деятельности, опубликованным на официальных источниках Федеральных и региональных ведомств в сфере туризма и защиты прав потребителей;

3) в структуре гражданско-правовых отношений зачастую присутствует длинная цепочка агентов (турагентов), которые являются посредниками процесса реализации туристского продукта, что осложняет процесс взыскания туристами требований о возмещении ущерба в части неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператорами непосредственных обязанностей;

4) турагенты не несут прямой обязанности по возмещению компенсации в части нарушения существенных условий договора о реализации туристского продукта, что, по нашему мнению, снимает с них немалую часть ответственности.

Ввиду того, что нами выявлены недостатки в туристском региональном законодательстве, то представляется необходимым сформировать предложения по его корректировке с целью обеспечения наиболее стабильного функционирования рынка туристических услуг как в стране в целом, так и в регионе в частности.

Для более эффективного функционирования туристской индустрии Кузбасса мы предлагаем внести следующие изменения в действующее Законодательство Кемеровской области по вопросам организации туристической деятельности.

1. Сформировать ряд нормативных правовых документов, которые будут являться основой преодоления барьеров развития внутреннего и въездного туризма Кузбасса.

В настоящее время, согласно утвержденной стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кузбасс, приоритет отдается кластерным проектам «Поднебесные зубья» и «Мариинск исторический», что, на наш взгляд, не является предпосылкой реализации туристско-рекреационного потенциала Кузбасса в полном объеме. Мы предлагаем разработать и утвердить, в дополнении к существующим, стратегии развития крупных туристических комплексов Кузбасса, к примеру, «Танай», «Шерегеш», «Горная Саланга».

2. Разработать и утвердить региональную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма Кемеровской области на период 2018 – 2035 гг.» В качестве источника формирования правовой основы функционирования туристской индустрии в Кузбассе в рамках данной целевой программы, предлагаем руководствоваться отдельными положениями Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма В РФ». При разработке данной целевой программы предлагаем учитывать отраслевые особенности туристской индустрии Кемеровской области.

Также предлагаем дополнить вышеобозначенную региональную целевую программу положением, в котором будут обозначены четкие временные рамки реализации приоритетных кластерных и инвестиционных проектов. На наш взгляд, данные меры станут основополагающей предпосылкой стратегического развития приоритетных кластерных и инвестиционных программ развития туризма Кузбасса.

3. Дополнить действующий Закон Кемеровской области по регулированию туристической деятельности положениями относительно правового регулирования безопасности туристов при осуществлении отдельных видов туризма. В частности, предлагается дополнить Закон пунктами следующего содержания:

1) при приобретении туристом (заказчиком) тура на осуществление горнолыжного туризма, туроператором (исполнителем) гарантируется страхование жизни и здоровья туриста в случае нанесения последнему травм по вине предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность по организации горнолыжного туризма;

2) при заключении туристом (заказчиком) договора о реализации туристского продукта с туроператором (исполнителем), в состав которого входят услуги по предоставлению оборудования для совершения экстремального самодеятельного туризма, существенным условием договора должен являться пункт о страховании личной имущественной  ответственности туриста в случае наступления обстоятельств, результатом которых стало причинение вреда жизни либо здоровья туристу.

Следует также подчеркнуть, что одной из основных предпосылок становления нового вида правоотношений в сфере туризма стало внесение в 2016 г. в действующее законодательство дефиниции «детский туризм». Если трактовать данное нововведение относительно перспектив развития туристской индустрии Кузбасса, для Кемеровской области развитие детского спортивного туризма может являться одним из приоритетных направлений на ближайшую перспективу. Согласно стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 г., на основе туристического комплекса «Шерегеш» планируется создание инфраструктуры для развития любительского туризма. С целью увеличения туристического потока на территорию Кемеровской области, на наш взгляд, целесообразно акцентировать внимание на развитии именно детского спортивного туризма.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ, ред. от 05.12.2017 г. // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 15.09.2018 г.
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 14.11.1996 г. № 132-ФЗ (Редакция от 18.04.2018 ) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 15.09.2018 г., ст.1, ст.10
3. Федеральный закон от 7.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Редакция от 18.04.2018 ) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 23.04.2018 г., ст.16;
4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 14.11.1996 г. № 132-ФЗ (Редакция от 18.04.2018 ) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 23.04.2018 г., ст.ст. 6,14.
5. Приказ Министерства культуры от 31.10.2016 г. №2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2017 № 46358) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 16.09.2018 г.
6. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://42.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/d82/d8266c60c143c1ed0a400cbda538d457.pdf Дата обращения: 28.04.2018
7. Закон Кемеровской области от 06.02.2009 г. № 5-03 «О туристской деятельности» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990308729 Дата обращения: 16.09.2018 г.
8. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.03.2013 г. № 194-Р «О стратегии развития туризма Кемеровской области до 2025 года»
9. Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года, утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 301-р от 03.06.2015г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990308729 Дата обращения: 25.04.2018 г.
10. Электронная база судебных актов Верховного суда Российской Федерации, арбитражных судов, областных и районных судов общей юрисдикции, мировых судей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/ Дата обращения: 01.05.2018 г.
11. С.В. Завьялова. «Проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации». М.: Проспект., 2016. С.