Статья:

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти: теоретико-правовой аспект

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Аксенова В.Г. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти: теоретико-правовой аспект // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(51).pdf (дата обращения: 20.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти: теоретико-правовой аспект

Аксенова Валентина Геннадьевна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Арзамаскин Николай Николаевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Коррупция в мире в целом и в Российской Федерации, в частности, остается одной из наиболее важных проблем. Она затрагивает все стороны жизни общества. Коррупцию называют в литературе - бичом современной России [5, с. 71], а такую ее часть как коррупционная преступность - главной угрозой социально-экономической и политической безопасности общества и государства [1, с. 3]. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти одна из мер борьбы с коррупцией. За последние годы, а точнее в 2008-2013 гг., в нашей стране антикоррупционное законодательство было приведено в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции [8], которую Российская Федерация ратифицировала в 2006 г. [16]. Каждые два года в России утверждается Национальный план противодействия коррупции. В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 01 апреля 2016 г. № 147 [14]. 

Однако, несмотря на принимаемые государством меры, коррупция не утрачивает своего негативного воздействия, а коррупционная преступность не снижается. Об этом говорится и в п. 1 Национальной стратегии противодействия коррупции [15]. По данным судебной статистики по делам коррупционной направленности Судебного Департамента Верховного Суда РФ за преступления коррупционной направленности в 2015 г. было осуждено 11499 лиц, в 2014 г. - 10784, в 2013 г. - 8607, в 2012 г. - 6014  [6]. В 2016 г., по данным Генеральной Прокуратуры, было выявлено 32 924 (+1,4%) преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,5% [12]. Очевидно, что одной из причин сохранения в России высокого уровня коррупции и коррупционной преступности является несовершенство механизма нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти страны.

Само понятие нормативно-правового обеспечения в теории государства и права до недавнего времени практически не употреблялось и, как следствие, не исследовалось. В других отраслях юридического знания данное понятие также вошло в профессиональный оборот недавно.

В научном категориальном аппарате вместо этого понятия часто используется понятие правового регулирования или нормативно-правового регулирования. Так, С.С. Алексеев под правовым регулированием понимает осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения [2, с. 23], а Н.И. Матузов - правовую упорядоченность общественных отношений [11,  с. 227].

Среди ученых, которые проводят в своих научных работах четкое разграничение понятий правового регулирования и нормативно-правового регулирования можно назвать, например, В.В. Дралова [7], Ю.А. Тихомирова [13, с. 8], А.В. Швец [18, с. 19]. 

Наиболее точно соотношение понятий нормативно-правового обеспечения и правового регулирования сформулировал А.Н. Арзамаскин. Исследователь обоснованно считает, что нормативно-правовое обеспечение является более широким понятием по сравнению с нормативно-правовым регулированием. С точки зрения ученого, применительно к экономической политике государства, нормативно-правовое обеспечение представляет собой не только регулирование при помощи нормативно-правовых актов, но и совокупность взаимосвязанных элементов социально-экономического и правового саморегулирования. Соответственно, соотношение понятий «нормативно-правовое регулирование» и «нормативно-правовое обеспечение» необходимо трактовать как часть и целое [3, с. 10].

Нормативно-правовое обеспечение, нацеленное на приведение в динамику правовых инструментов, позволяет посредством правового регулирования и саморегулирования обеспечить воплощение в реальную действительность правовых предписаний. Правовое регулирование же, как воздействие с помощью специфических правовых средств - норм права, правоотношения, актов реализации права, осуществляет только через само регулирование. Отсюда, правовое регулирование уже по объему своего содержания, чем нормативно-правовое обеспечение. Их соотношение, согласимся с А.Н. Арзамаскиным, можно определить как часть и целое.

В отношении антикоррупционной деятельности нормативно-правовое обеспечение не изменяет своего содержания.

Коррупция, если руководствоваться Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [17], подп. «а», «б» п. 1 ст. 1, есть злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также непосредственное совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Составной частью коррупции являются коррупционные преступления. Согласимся с мнением М.В. Артемьева, что коррупционной преступностью выступает целостная, относительная массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах муниципального самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченных на выполнение функций публичной власти, либо в предоставлении лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц [4, с. 47].

Коррупционная преступность - это одна из тяжелых форм коррупции. Совокупность мероприятий и механизмов, направленных на противодействие коррупции, составляют содержание антикоррупционной деятельности.

Для противодействия коррупционной преступности должна применяться система юридических механизмов. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти в полной мере можно считать на современном этапе таким механизмом.

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Российской Федерации можно рассматривать как  систему регулирования деятельности публично-властных субъектов федерального и регионального уровней российского государства власти путем принятия нормативно-правовых актов, применения ими правовых норм, саморегулирования поведения должностных лиц этих органов.

Принципы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти, то есть основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направление нормативно-правового обеспечения, не следует обособлять от общих принципов правотворчества, правоприменения, служебного поведения государственных служащих и т.д. Эти принципы складываются на основе норм Конституции Российской Федерации [9], антикоррупционного и иного действующего законодательства Российской Федерации.

Основными принципами нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти, согласимся с мнением специалистов по юридической технике [10 с. 110], можно назвать такие общеправовые, межотраслевые, отраслевые и морально-правовые принципы: законности, справедливости, гуманизма, гласности, равенства всех перед законом, независимо от должностного или иного положения, виновности, системности, профессионализма, научности и экспертной оценки, полноты и конкретности нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности, своевременности введения правового акта в действие, реализуемости правового решения, соответствия по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствия вида правового акта компетенции издавшего его органа, изменения действующего законодательства в связи с принятием нового акта, неотвратимости юридической и моральной ответственности, обязательности возмещения вреда, причиненного антикоррупционной деятельностью, этичности, и др.

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти может с учетом федеральной формы государственного устройства осуществляться на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом принципы и механизм этого обеспечения, независимо от уровня, отличаться не будут.

Таким образом, антикоррупционная деятельность в органах государственной власти требует ее нормативно-правового обеспечения.

Под нормативно-правовым обеспечением антикоррупционной деятельности в органах государственной власти следует понимать систему регулирования деятельности публично-властных субъектов федерального и регионального уровней российского государства с целью совершения ими коррупционных правонарушений путем принятия нормативно-правовых актов, применения ими правовых норм, саморегулирования поведения должностных лиц этих органов.

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти осуществляется на основе общеправовых, отраслевых, межотраслевых, морально-правовых принципов и двух уровнях власти - федеральном и региональном.

 
Список литературы:
1. Аглямова, Г.М. Криминологическая характеристика коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и ее предупреждение: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Г.М. Аглямова. - Казань, 2016. - 37 с.
2. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1966. - 187 с.  
3. Арзамаскин, А.Н. Нормативно-правовое обеспечение экономической политики современного российского государства: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Казань, 2016. - 25 с.
4. Артемьева, М.В. Коррупция и коррупционные преступления / М.В. Артемьева // Юридическая наука. 2011. - № 1. - С. 43-47.
5. Гуфельд, В.В. Коррупция – бич современной России. Общественная комиссия по борьбе с коррупцией / В.В. Гуфельд, Е.А. Пастухова // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт: сборник научных трудов / Отв. ред. В.В. Коровин. Курск: Университетская книга, 2016. - С. 71-74 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/item.asp?id=25906767.
6. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности Судебного департамента Верховного Суда РФ за 2012-2015 гг.: Официальный сайт Судебного Департамента Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=150.
7. Дралов, В.В. Правовое обеспечение федеральных органов государственной власти: Понятие и сущностная характеристика / В.В. Дралов // Чиновник. - 2004. - № 2 (30) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1189509.
8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (прин. в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, вст. в силу с 14 декабря 2005 г., для РФ вст. в силу с 8 июня 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
10. Краснов, Ю.К. Юридическая техника: учебник / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. - М.: Юстицинформ, 2014. - 536 с.
11. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 245 с. 
12. Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2016): Главное организационно-аналитическое управление, Управление правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Портал правовой статистики: http://crimestat.ru/analytics.
13. Тихомиров, Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика / Ю.А. Тихомиров. - М.: Формула права, 2008. - 400 с.
14. Указ Президента РФ от 01 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1985.
15. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» (в ред. Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875; 2012. - № 12. - Ст. 1391.
16. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
17. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 132-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228; 2017. - № 27. -Ст. 3929.
18. Швец, А.В. Нормативно-правовое обеспечение законных интересов субъектов налоговых правоотношений: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук: 12.00.04 / А.В. Швец. - Саратов, 2013. - 25 с.