Статья:

Криминологические показатели преступности в сфере интересов семьи и несовершеннолетних

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рублева Е.Г. Криминологические показатели преступности в сфере интересов семьи и несовершеннолетних // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72056 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Криминологические показатели преступности в сфере интересов семьи и несовершеннолетних

Рублева Екатерина Геннадьевна
студент, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

CRIMINOLOGICAL INDICATORS OF CRIME IN THE SPHERE OF FAMILY AND JUVENILE INTERESTS

 

Ekaterina Rubleva

Student, Tambov state University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov

 

Аннотация. Статья посвящена криминологическим показателям в сфере интересов семьи и несовершеннолетних. Рассмотрены существенные аспекты вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а так же семья как объект криминологической среды.

Abstract. The article is devoted to criminological indicators in the sphere of interests of families and minors. The article deals with the essential aspects of involving minors in criminal activity, as well as the family as an object of criminological environment.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние; семья; проблемы преступлений; противодействие преступности; уровень и динамика преступности;  уголовный закон.

Keywords: minors; family; problems of crime; counteraction to crime; level and dynamics of crime; criminal law.

 

Проблемы преступлений, совершаемых как против интересов семьи, так и интересов детей имеют особое значение. Для большей части несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение различных преступлений, типичным является взаимоотношение с криминальной средой, а также ее воздействие в качестве самоутверждения и самореализации. Поэтому к таким объективным обстоятельствам, как неполная семья, наличие материальных и жилищных проблем, добавляются субъективно-негативные отношения родителей к воспитательному процессу своего ребенка: постоянное или временное злоупотребление спиртными напитками, скандалы и драки, безразличное отношение к детям. Следовательно из числа ключевых факторов, содействующих вовлечению не достигших совершеннолетия в криминальную работу, можем  отметить фактически в абсолютно всех вариантах.  

Уровень, масштабы и темпы роста преступности вызывают тревогу у граждан за свою жизнь, благополучие семьи и безопасность детей, снижают доверие к государственной политике борьбы с преступностью. В 2018 г. в Российской Федерации число всех зарегистрированных преступлений увеличилось на 42,6 % в сравнении с 2016 г., за этот период количество привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних возросло на 8,2 %, женщин – на 8,6 %, причем удельный вес несовершеннолетних составил 12,7 %, а женщин – 15, 3% [2, с.63].

В ежегодном послании Президента РФ о положении в стране и об основных направлениях политики Российской Федерации отмечается, что значительные меры по противодействию преступности предусмотрены в утвержденной федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью.

Подростковая и  женская  противозаконность, внутрисемейное  беззаконие, пьянство и токсикомания, незанятость и безнадзорность, недостаток интереса к ребятам с проблемами в развитии и пожилым людям –являются отрицательными признаками.Но по положению женщин и детей можно судить о стабильности, гуманности, благополучии той или иной страны. В Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, провозглашен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства. В Конвенции также отмечено: «что при решении проблем детства необходимо принимать во внимание тот факт, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Охрана детства, забота о наиболее полной реализации прав несовершеннолетних – гуманная миссия и профессиональный долг сотрудников правоохранительных органов».

Важным средством реализации приведенных выше положений является уголовный закон, призванный адекватно реагировать на наиболее грубые случаи нарушения семейных отношений, прав и интересов несовершеннолетних, предупреждать распространение негативных явлений в семье и среди подростков. Именно результатом совершенствования уголовного законодательства стало появление в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года главы 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Однако процесс формирования средств их уголовно-правовой и специально-криминологической защиты далек от завершения.

Коряковцев В.В. считает: «Необходимо постоянно вносить соответствующие изменения в уголовное законодательство, разрабатывать и принимать федеральные и региональные целевые профилактические программы в рассматриваемой сфере, создавать и совершенствовать на всех уровнях определенные организационные структуры, которые обязаны проявлять заботу о семье и несовершеннолетних, предупреждать вовлечение детей и подростков в преступную деятельность, четко координировать деятельность всех субъектов профилактики»[4,с. 121].

По мнению Пудовочкина Ю.Е.: «в механизмах преступлений против семьи и несовершеннолетних обстоятельства личностного (субъективного) и ситуационного (объективного) характера проявляются многообразно. Экономический кризис привел к обострению нравственно-психологического климата в обществе, что непосредственно отражается на важнейшей его ячейке – семье. Потеря авторитета семьи в глазах детей способствует криминализации подростковой среды: несовершеннолетние, ранее став жертвой преступления, затем допускают правонарушения и преступления, порой сами создают конфликтные ситуации криминогенной направленности. Исполнителями значительной части преступлений становятся представители младшей группы, которые, покинув семью или воспитательное учреждение, просто стремятся удовлетворить свои потребности в пище и одежде. В этом проявляется возрастание в текущий период роли внешних ситуационных факторов»[6, с.7].

Однако обстоятельства ситуативного характера не являются до конца определяющими, так как центром внимания остается сфера формирования личности подростка и, в первую очередь, семья. Преобладающее воздействие микросреды с очевидностью наблюдается в ходе проведения предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Николаева Ю.В. утверждает: «сегодня преобладающим типом российской семьи остается простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, – 67 % семей, вместе с тем возрастающую долю семей составляют неполные семьи – 13 %, в подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка».

В исследования Белова В.Ф.:«из семей с одним родителем несовершеннолетние в три раза чаще вовлекаются в криминогенную сферу и совершают преступления». Для основного числа подростков, привлекаемых к осуществлению правонарушений, обычными представлены отношения с преступной сферой, влияние которой они почувствовали в неограниченной мере[5,с. 75].К подобным беспристрастным факторам, равно как неполноценная семья, материальные и жилищные трудности, дополняются индивидуальное отрицательные отношения отца с матерью к воспитательному процессу, непрерывное злоупотребление алкогольными  напитками, дебоши и потасовки.

Из числа ключевых факторов, содействующих вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, Кубатбекова А.С считает: «практически во всех случаях – невыполнение родителями и лицами, их заменяющими, функций воспитательного воздействия и надзора за детьми.

В данной криминологической литературе Лысова А.В. рассматривает преступления на семейной почве и общебытовую преступность как однородные явления. Тот факт, что более тяжкие преступления чаще совершаются в отношении супругов, чем в отношении соседей, видимо, косвенно свидетельствует о большей напряженности внутрисемейных отношений по сравнению с прочим общением в быту[3,с.156].

Наравне с злоумышленником в формировании криминогенной домашней обстановки популярную значимость смогут исполнить и иные личности, первоначально лишь пострадавшие. В ряде ситуаций воздействия правонарушителей в установленной степени детерминированы действием и индивидуальными свойствами людей, каковым в следствии правонарушения причинится ущерб. В связи с этим, пишет Аленин А.П.: «весьма эффективным при анализе преступлений, совершаемых против семейного окружения преступником является виктимологический подход.

Единого общественного мнения по вопросам семейной морали, пишет Шестаков А.Д. , пока еще не выработано. Следовательно, указывает он: «не нужно форсировать установление той или иной точки зрения в качестве господствующей, коль скоро мы не заинтересованы в дальнейшем обострении конфликтов в наших семьях и в тех нежелательных последствиях, которые эти конфликты порождают»[7,с.252].

Подобным способом, семья как объект криминологической заинтересованности обязана изучаться в 2-ух «срезах»:

а) с позиции ее многофункциональных рассогласований, детерминирующих, в окончательном счете, преступные действа «внутри семьи»;

б) с позиции ее наружной уязвимости, общественной беззащитности в обстоятельствах этого упадка, что на сегодняшний день испытывает страна.

В показанных «срезах» абсолютно бесспорно представлены условия (в том числе детерминирующие) виктимологического характера. Таким образом, следует улучшать предупредительную активность в области семьи в виктимологической направленности.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Антонян Ю.М., Бражников Д.А., Гончарова М.В. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития : аналитический обзор. ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 186с.
3. Лысова, A.B. Насилие в семье: основные теоретические проблемы / Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.245с.
4. Николаева Ю.В. Преступления против личности несовершеннолетних: теоретико-методологический анализ.// Образование и право, 2016. № 1.С.117-126
5. Преступления против семьи и несовершеннолетних : В аспектах de lege lata и de lege ferenda / Юрид. бюро КонсультЮрСервис. М. Русаки, 2002.195с.
6. Пудовочкин Ю. Е. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: новые решения и новые проблемы. //Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 19. С.4-8
7. Шестаков Д.А. Семейная криминология: СЕМЬЯ - КОНФЛИКТ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ / С.-Петербур. гос.ун-т.СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 243с.