Статья:

Анализ современного состояния международной правоприменительной практики в сфере регулирования внешне торговой деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Смирнова В.С. Анализ современного состояния международной правоприменительной практики в сфере регулирования внешне торговой деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/53042 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ современного состояния международной правоприменительной практики в сфере регулирования внешне торговой деятельности

Смирнова Виктория Сергеевна
студент ГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье проанализирована правоприменительная практика регулирования внешнеэкономической деятельности различных государств.  Регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших в разработке внешнеэкономической политики в современных экономических условиях.

Abstract. The article analyzes the law enforcement practice of regulating the foreign economic activity of various states. Regulation of foreign economic activity is one of the most important in the development of foreign economic policy in modern economic conditions.

 

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, международное сотрудничество, Россия, государственное регулирование, взаимодействие.

Keywords: foreign trade, international cooperation, Russia, government regulation, interaction.

 

С момента вступления России в члены Всемирной торговой организации (далее - ВТО) возросла актуальность развития, а также совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Введение экономических санкций со стороны большинства европейских стран еще более усилили значение ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность способствует реализации производимой в России продукции, а также удовлетворению внутренних потребностей товаров и услуг как потребительского, так и производственного назначения [6].

Следует отметить, что в настоящее время сохраняются положительные тенденции во внешней торговле. Так, внешнеторговый оборот России по итогам 2018 г. составил $687,5 млрд., прирост по отношению к предыдущему году составил 17,5% (в 2017 г. - 25,2%), при этом прирост экспорта составил 25,6% до $449,3 млрд., импорта – 4,7% до $238,2 млрд. В общем объеме товарооборота доля экспорта по сравнению с 2017 г. увеличилась до 65,4% с 61,1%, при снижении доли импорта до 34,6% с 38,9%. В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (42,8% российской торговли или $294,2 млрд. в 2018 г.). Товарооборот с ЕС увеличился на 19,3%, при этом прирост экспорта составил 28,3%, импорта – 2,7%. Второй группой по объему внешнеторгового оборота в 2018 г. являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (31,0% российской внешней торговли или $213,2 млрд.). Торговый оборот со странами АТЭС увеличился на 19,8%, в том числе экспорт – на 34,7%, импорт – на 5,7%. Наибольший прирост товарооборота отмечается со странами БРИКС – 22,4% до $125,4 млрд. и со странами ШОС – 20,8% до $145,3 млрд. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 10,8% до $80,8 млрд., в том числе со странами ЕАЭС – на 9,0% до $56,1 млрд [8]

В последние годы многие российские предприятия начали реализовать свои товары на территории наших ближайших соседей - Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Причем, заниматься экспортом стали не только крупные и средние, но и небольшие организации и предприниматели. Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

Около 97% совокупного товарооборота внутри ЕАЭС происходит с участием России, в том числе 60% общего объема приходится на торговлю России с Беларусью, 31% - с Казахстаном. Россия имеет положительное сальдо со всеми остальными государствами - членами ЕАЭС. Главной товарной статьей российских поставок, особенно в Беларусь и Киргизию, является минеральное топливо. Импортирует Россия машины, оборудование и транспортные средства (в основном из Беларуси), металлы (особенно из Казахстана) и продовольствие (молочную продукцию из Беларуси, напитки и фрукты из Армении). На машиностроение, производство нефтепродуктов, химическое производство и металлургию приходится более 60% совокупной оценки потенциального эффекта от интеграции в рамках ЕАЭС. Помимо того, что Россия является крупным рынком сбыта для стран ЕАЭС, она также входит в число ключевых инвесторов, занимая ведущие позиции в списке прямых иностранных инвесторов во всех странах ЕАЭС [8].

Также динамично развивается законодательная база в сфере внешнеэкономической деятельности вследствие общемировой унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграции, развитием новых форм и методов торговли. В любом государстве внешнеэкономическая деятельность регулируется государством, но, методы и цели данного регулирования находятся в зависимости от состояния национальной экономики его и от социально- экономического строя государства.

Специфика таможенного регулирования в условиях членства страны в международном интеграционном объединении в первую очередь определяется необходимостью проведения единой внешнеторговой политики при различии экономических интересов. Согласно ТК ЕАЭС [1] на территории стран-участников осуществляется единое таможенное регулирование. Ранее национальная политика определяла направления деятельности таможенного регулирования и элементы таможенных дел, но только в пределах именно своей таможенной территории, в данный момент мы видим, что на внутренней территории ЕАЭС определена общая таможенная политика;  сформирована общая структура таможенного дела;  установлены общие и единые правила.

Механизма таможенного регулирования в ЕАЭС, направлен на решение важнейших экономических задач, таких как: установление единых таможенных процедур в странах, вступивших в Союз; упрощение ряда формальностей для стран-участниц внешнеэкономической деятельности на общей таможенной территории Союза; для них снижены фискальные и административные барьеры внутри Единого экономического пространства.

Итогом этой деятельности является установление благотворных условий для членов внешнеэкономической деятельности на общей таможенной территории ЕАЭС, а также оптимизацию правоприменения в сфере внешнеэкономической деятельности.

О высоком социально-экономическом значении государственной поддержки внешнеэкономической деятельности говорит и опыт государств Европейского Союза (далее – ЕС).

Финансово-экономический кризис 2008 года стимулировал развитие программ технической поддержки Европейского экономического сообщества (далее – ЕЭС), направленное на продвижение экспорта и импорта в государствах ЕС. Так,  для европейских государств важным стал проект «Сотрудничество в приграничных регионах», который рассчитан на кооперацию бизнеса разных государств [5]

Интересным является опыт Великобритании в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. В Северо-Западном экономическом округе Великобритании работают 247000 фирм, более половины из которых функционирует на мировых рынках. Их внешнеэкономическая деятельность курируется Северо-Западным агентством развития (далее - CЗAP), основная цель которого состоит в объединении усилий государства, бизнес-структур и общественности в налаживании и пролонгировании внешнеэкономических связей. Главными направлениями работы CЗAP являются финансовая помощь при участии компании в международных выставках и презентациях товара страхование экспортных договоров оборудования и комплексных проектов [7]

Заслуживает внимания также и практика США, где организовано региональное и федеральное содействие внешнеэкономической деятельности предприятий промышленности. Государственная политика США в рассматриваемой сфере направлена на оказание поддержки предприятиям, справедливой конкуренцией на международных рынках. В качестве высшего органа, исполняющим политику в сфере внешнеэкономической деятельности, выступает Администрация малого бизнеса (AMБ), которая подотчетна президенту страны и Конгрессу США. Посредством AМБ проводится независимая оценка состояния внешнеэкономической деятельности предприятий, предлагаются меры по оптимизации методов и программ  развития внешнеэкономической деятельности. В каждом штате имеются отделения AМБ. Основной упор деятельности AМБ делается на поддержку малого и среднего бизнеса в продвижении на международные рынки товаров и услуг [3]

Показательным примером является опыт Турции, где функционирует разнонаправленное законодательство, регулирующее защитные механизмы и импортные режимы. Внедряемые антидемпинговые режимы регулируются отдельными законодательными актами согласно документов «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте». Защитные меры и мониторинг импорта осуществляется в соответствии с пакетом  документов «О мониторинге и защитных мерах при экспорте». В Турции используются различные защитные нетарифные меры в форме сбора в Фонд жилищного строительства. Данный сбор проводится в отношении всех государств по отдельным товарным группам.

В Финляндии приоритетное содействие оказывается предприятиям, функционирующим в области наукоемких технологий и осуществляющих неэкономическую деятельность. Внимание акцентируется на науко-технической сфере, где товары и услуги претендуют на международное лидерство. Это информационные технологии, электроника, энергетика, телекоммуникации, судостроение, биотехнологии, химия, металло- и лесообработка. Вместе с тем, работа организаций, специализирующихся на оказании поддержки финским экспортерам должна носить косвенный характер, а в основе данной деятельности лежит принцип возвратности полученных средств [4]

В России государство также формирует комфортную среду для предпринимательства. Так, При ФТС был создан Общественный Совет, главными целями которого являются: общественный контроль деятельности таможенной службы, рассмотрение принимающихся социально значимых нормативных правовых актов, мониторинг качества государственных услуг, оказываемых бизнесу, реализация контрольно-надзорных функций,  проведение кадровой и антикоррупционной работы,  исполнение ежегодных планов деятельности Федеральной таможенной службы.

Одним их основных направлений развития таможенных органов РФ является совершенствование таможенного регулирования, которое позволит продвинуть национальные интересы Российской Федерации в области международной торговли, путем формирования более благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Основным законодательным документом о таможенном администрировании на сегодняшний день является Федеральный закон Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ [2] Именно в нем описывается партнерское сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД, которое можно достигнуть путем упрощения предоставления таможенных услуг.

Улучшение условий для участников ВЭД приводит к качественной работе не только таможенных органов, но и всех секторов экономики, увеличению поступлений денежных средств в бюджет, снижает издержки бизнес-сообщества и экономит время, оптимизирует численность государственных служащих. Для осуществления качественного таможенного регулирования, действия таможенных органов должны быть ориентированы в первую очередь на потребителя – участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, посредством внешнеэкономической деятельности в промышленный, информационный кругооборот вовлекаются практически все государства. Вместе с тем,  в настоящее время Российская Федерация в наибольшей степени выступает в качестве экспортера природных ресурсов. Зарубежный опыт развитых государств указывает на приоритет программ поддержки малого и среднего бизнеса в международном торговом обороте. Именно данная группа в наибольшей степени мобильна, быстрее адаптируется к изменениям в мировой экономике. Использование практического опыта зарубежных государств поможет России эффективно строить внешнеэкономические связи. Принятый ТК ЕАЭС предусматривает унификацию всей нормативной базы с минимизацией отсылочных норм, создание благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, автоматизацию таможенных технологий. Это должно способствовать совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС, а также правоприменения в сфере внешнеэкономической деятельности. С целью совершенствования правоприменения в сфере внешнеэкономической деятельности таможенные службы государств в настоящее время оптимизируют повышение качества и результативности таможенного администрирования. Для этого совершенствуются информационно-техническое обеспечение таможенных органов и развитие информационного взаимодействия между таможенными органами различных государств.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
3. Бойко П.С., Маскальская А.Н., Товстошенко В.Н. Международный опыт управления внешнеэкономической деятельностью // В сборнике: Логистика - евразийский мост Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 21-25.
4. Данько Я.В. Зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2015. №15. С. 369-372.
5. Никитин C.M. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада. - M.: Мировая экономика и международные отношения, 2014. 250 с.
6. Нальгиева Х.Л., Албагачиева А.А. Направление развития внешнеэкономической деятельности в России // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 18. № 1 (21). С. 222-229.
7. Опыт Великобритании, Германии, США, Японии, Польши и Венгрии в развитии малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: // http://giac.ru/content/document_r_564fe1fc-14a2-42cb-aa00-34179dd4dff3.html (дата обращения 19.04.2019).
8. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/ (дата обращения 19.04.2019).