Статья:

Ресурсный потенциал: Роль и значение в повышении эффективности управления муниципальными предприятиями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Николай Н.Н. Ресурсный потенциал: Роль и значение в повышении эффективности управления муниципальными предприятиями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 33(126). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/126/78301 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ресурсный потенциал: Роль и значение в повышении эффективности управления муниципальными предприятиями

Николай Николаевич Никитин
магистрант, Высшей школы экономики, управления и права Северного Арктического Федерального Университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Сивоброва Ирина Анатольевна
научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры ГиМУ Северного Арктического Федерального Университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. Статья посвящена назначению руководителей муниципальных предприятий, в статье рассматриваются первичные требования для назначения руководителя муниципального предприятия, а так же возможные ошибки при назначении.

 

На сегодняшний день, назрела очень важная проблема в управлении муниципальными предприятиями. Назначение руководителей проходит зачастую, без каких либо предварительных конкурсов и отборов, выявления сильных и необходимых сторон.  Руководитель назначается по различного рода морально- этическим, приятельским и другим факторам. В итоге, предприятиями руководят зачастую люди без должного образования, навыка и не знающие специфики работы. Команда, которую в дальнейшем подбирает себе руководитель, назначенный на должность директора муниципального предприятия, в большинстве своём отдалённо понимает суть происходящего, так как назначается на должности, так же по «свойски» по «братски». В связи с этим, дальнейшее развитие и экономическая стабильность предприятия остаётся туманной. Регулярно, вновь назначенный руководитель, не занимается разработкой стратегии развития предприятия, отдалённо понимает экономическую составляющую предприятия, и в обще старается, как можно меньше вникать в суть происходящего, так как его уже назначили. Стандартное поведение вновь назначенного руководителя, распределение зон ответственности, в свет появляются различного рода приказы по предприятию, в которых закрепляются те или иные должностные лица ответственные за определённые участки работы. В дальнейшем руководитель особо не вникает в суть происходящего, концентрируясь только на распределении поступающих денежных средств и всякого рода, кадровых перестановках. В этом и есть корень проблемы, так как суть руководителя, и его непосредственная задача - это разработка стратегии развития и стабильности предприятия, в которой он является непосредственной фигурой, и несёт полную ответственность в рамках действующего законодательства. Всё вышеперечисленное исходит от непрофессионализма, безграмотности и нежелания, что-либо познать. В дальнейшем, муниципальное предприятие под руководством назначенного директора, потерпит финансовое и кадровое фиаско, в котором, по его мнению, будут виноваты все, кроме него.

Первоочередным шагом перед Главой МО, должна стоять задача выбора компетентного и грамотного руководителя муниципального предприятия, который ко всему прочему обладает явными лидерскими качествами, здесь важным фактором по моему мнению, является возраст будущего руководителя. Он не должен превышать 45 лет, так как руководители которые старше, менее восприимчивы к нововведениям, менее обучаемы и как следствие – неэффективны, что подтверждается различными исследованиями, в области кадрового потенциала в различных сферах деятельности.  Каждый Глава МО, должен понимать и осознавать, что назначая руководителя муниципального предприятия, он передаёт в его ведение всю муниципальную собственность, закреплённую за предприятием, а это, как правило, различного рода объекты и производства направленные на обеспечение жизнедеятельности населения на территории МО. От грамотного и оперативного управления муниципальной собственностью на территории МО, зависит очень многое. Так, большое количество муниципальных предприятий на территории Российской Федерации, это ресурсоснабжающие предприятия, которые ежедневного, 24 часа ,365 дней в году занимаются жизнеобеспечением территорий. При назначении на должность директора муниципального предприятия, глава МО должен подойти со всей ответственностью, так как данное предприятие играет ключевую роль в Муниципальном Образовании. Одним из главных факторов на пути к выбору эффективного руководителя муниципального предприятия, должны стать не его заслуги перед вышестоящим начальством, дружба, личные связи, а реальные факты его жизнедеятельности, такие как образование, схожий опыт работы,  профильные образования, повышения квалификации, реальные реализованные проекты, связанные с деятельностью предприятия, отзывы и рекомендации предыдущих руководителей. Совокупность вышеперечисленных данных, должна сыграть решающую роль при выборе кандидатуры. Назначая на должность директора муниципального предприятия, просто хорошего и классного человека, с отзывом на него, « что он не «пьёт», слушается приказов, и мне сказали, что он справится», должна уйти в прошлое навсегда. В существующих реалиях и конъектуре рынка, такие руководители, как правило просто тратят финансовые ресурсы предприятия, постоянно балансируя на грани банкротства предприятия, при этом сами не понимают и не хотят понимать факт того, что им для руководства элементарно не хватает образования и навыка эффективного и оперативного управления.  В эпоху всеобщей цифровизации, автоматизации, взвешенных, быстрых и правильных решений, от которых зависит напрямую успешная работа муниципального предприятия, необходимо подбирать ресурсный потенциал заранее, формировать не просто на бумаге резерв управленческих кадров, а реально его развивать, систематизировать и самое главное использовать.

 

Список литературы:
1. Стратегия развития предприятия: виды, разработка, внедрение https://www.gd.ru/articles/9584-strategiya-razvitiya-predpriyatiya
2. Стратегическое планирование на предприятии
https://studref.com/365544/ekonomika/strategicheskoe_planirovanie_predpriyatii
3. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Статья 21.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/7604b1dfc23e6559e45df423a528259095388a0d/